Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 17. Экономические институты


В настоящее время наблюдается особый интерес в определенных институтов, в том числе экономических. В науке сформировалось направление, получивший названия экономического институционализма. За ним экономическую жизнь и экономические категории имеют институциональный характер. Его представители (Т. Веблен, Дж. Митчел) уделяют основное внимание государстве, частной собственности, налоговой системе, монополий и т.д.

Проблемы, связанные с функционированием экономических институтов, в настоящее время являются наиболее актуальными. Всем понятно, что без восстановления отечественной экономики Украине не выйти из кризиса. Экономика должна обеспечить производство, обмен и реализацию товаров и услуг, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей и нормальной жизнедеятельности общества.

Известный американский экономист-социолог П. Самуэльсон отмечает, что экономическая ситуация любого типа общества должно предопределять, что и в каком количестве необходимо производить; кто и как, с помощью каких ресурсов и технологий должен производить; для кого предназначено как будет распределено том, что будет производиться.

В социологии, что рассматривает экономику как подсистему общественного целого, ее (экономики) главная функция заключается в обеспечении важнейшей задачи социальной системы - адаптации к социальной и окружающей среды, постоянно меняется, и удовлетворении потребностей индивидов.

Адаптация - это обязательное условие выживания любой системы, а тем более такой, как человеческое общество. Именно хозяйственно-экономическая деятельность всех времен обеспечивала нормальную жизнедеятельность общества.

Социологическое изучение экономики имеет свои особенности. Социологи анализируют функционирования экономической системы в ее связях с другими системами общества, экономических институтов - с другими социальными институтами.

Экономика как социальный институт - это прежде всего устойчивое комплекс правил, принципов, норм экономического поведения, с помощью которых организуется практическое взаимодействие индивидов и осуществляется адаптация общества к условий его существования. Экономическом поведении присуща рациональность, тщательный учет расходов и доходов.

Для обеспечения своего функционирования экономическим институтам нужны определенные обязательные условия: технологии производства, предусматривающие разделение труда, функций и обязанностей; помещения; средства производства; транспорт; финансовые средства и, главное, трудовые ресурсы - люди.

Формы сочетание этих составляющих экономики как социального института, то есть типы экономической организации, соответствуют типу общественного устройства. Как известно, можно назвать (в упрощенном виде, конечно) четыре типа экономической организации, которые последовательно сменяли друг друга: примитивная, аграрная, индустриальная и информационная.

Чтобы глубже осознать сущность экономических институтов, следует рассмотреть их функции. О основную их функцию уже шла речь. Она заключается в обеспечении адаптации к окружающей среде, которое постоянно меняется. Такая адаптация возможна при условии производства определенных товаров и услуг для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом.

Экономические институты выполняют стимулирующее функцию, формируя экономический интерес, заинтересованность в уменьшении затрат, повышении производительности труда, улучшении качественных показателей, увеличении дохода. Поэтому особое значение для их нормального функционирования приобретает определение принципов оплаты труда и правильное использование (распределение и перераспределение) средств.

Обновление системы стимулирования и организации труда, организации производственных процессов - это проявление инновационной функции экономических институтов. Успех инноваций в значительной степени зависит от отношения к новых научных достижений самих субъектов хозяйственно-экономической деятельности, их творческой активности.

Кроме того, экономические институты выполняют интегративную функцию, которая не всегда осознается. Функционирования экономики предусматривает специализацию и кооперацию труда, обмен (с помощью денег) результатами труда. Это все интегрирует членов общества в едином процессе общественного производства. Они попадают в экономическую зависимость друг от друга.

Эффективность выполнения рассматриваемых функций зависит от уровня экономической культуры - совокупности норм, ценностей, традиций, обычаев, с помощью которых направляется и регулируется экономическое поведение субъектов.

Среди составляющих экономической культуры наибольшую силу влияния на экономическое поведение человека должны прежде всего ценности труда и трудовая этика (мораль). Под трудовой этикой следует понимать отношение людей к труду, зафиксированное в мотивах и стандартах трудового поведения. Кроме трудовых, на экономическое поведение влияют также и другие ценности: частная собственность, конкуренция, права человека и т.д.

Важной составляющей экономической культуры является научные и профессиональные знания. Они являются предпосылкой эффективного выполнения профессиональных ролей. Особенно это важно в условиях рыночной экономики, конкуренции. Еще одна составляющая - это нормы и нормативная регуляция поведения, которая формирует потребности, интересы, убеждения, представления человека относительно экономических процессов и явлений, собственного социального или экономического положения и возможности его изменения, видов социальной деятельности, труда, отношение к ней и вознаграждения за труд, возможностей продвижения по службе и экономической свободы, возможностей удовлетворения различных потребностей в процессе экономической деятельности.

Основой экономической культуры личности является экономическая сознание, то есть способность познавать, отображать и обобщать экономическую действительность, предвидеть и прогнозировать развитие экономических процессов. В условиях общественного кризиса экономическая сознание является неустойчивой и противоречивой. Она может формироваться как эмпирические, так и научным способом. Особую роль в его формировании играет политика государства в экономической сфере.

Успех экономических преобразований в Украине много зависит и от экономического поведения трудящихся. Анализируя ее, известный специалист по экономической социологии, академик Т. Заславская обнаружила две возможные ситуации:

ü первая - требует максимальной интенсификации труда, ориентированная на высокую прибыль, но не исключает риска;

ü вторая - исключает риск, перегрузки, творческий поиск, однако, гарантирует определенный доход, который строго лимитируется.

Именно последняя стратегия преобладала в трудовом поведении людей советской системы и именно она сформировала отчуждения от труда, незаинтересованности в ее содержании, в улучшении трудовых результатов.

Социологи, анализируя функционирование экономики как социального института, изучают ее социальную структуру. Социальная структура современной индустриальной экономики может быть представлена следующими основными субъектами:

  • предприниматель;
  • менеджер;
  • рабочий;
  • покупатель (потребитель).

В Украине проводятся социологические исследования по изучению социально-психологического портрета предпринимателя, проблем мотивации предпринимательской деятельности, причин, которые тормозят ее развитие.

На бытовом уровне понятие «предприниматель» часто ошибочно отождествляется с понятием «менеджер». В деятельности предпринимателя и менеджера действительно много общего, но есть и принципиальные отличия. Предприниматель - это в первую очередь владелец, который распоряжается своим имуществом, нанимает рабочих для производственной деятельности. В малом бизнесе предприниматель имеет определенное количество рабочих, и он может совмещать функции собственника и менеджера-специалиста по управлению и организации производства. Владельцами крупных предприятий чаще всего бывают акционеры, которые сами не выполняют управление и организацию производства, потому что это достаточно сложные процессы, которые требуют надлежащей профессиональной подготовки. Эти функции делегируются высококвалифицированным менеджерам, работающих, как правило, по найму.

Менеджер является центральной фигурой в структуре рыночной экономики. Ему присущи творческий поиск, личная инициатива в решении проблем управления трудовыми ресурсами, организации эффективного производства. Советский институт экономики не способствовал формированию таких качеств у управленцев и руководителей. Управленцы тех времен часто не имели надлежащих профессиональных знаний, были безынициативными, боялись риска, не умели работать в условиях быстрых изменений экономической ситуации.

В рыночных условиях появляется новый полноправный экономический субъект - покупатель. От его спроса и оплаты им товара напрямую зависит благосостояние производителя. Однако на его экономическое поведение влияет не только качество, но и цена товара. Немалое влияние на выбор товара производят обычаи, традиции и т.д. Так, например, мусульмане не едят свинину, а американцы культивируют здоровый образ жизни - абсолютное большинство населения не курит, употребляет только обезжиренные и витаминизированные продукты.

К сожалению, по всеобъемлющей экономического кризиса и значительного снижения уровня жизни населения этот новый для постсоветских времен экономический субъект - покупатель - еще не может оказать заметного влияния на развитие экономики. В будущем же, бесспорно, платежеспособный спрос населения станет одним из главных двигателей экономического развития Украины.



Назад