Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 20. Общественное мнение как элемент социального контроля


Социальный контроль в широком смысле охватывает все виды контроля, а в узком - контроль силой общественного мнения.

Общественное мнение - это совокупность представлений, оценок и суждений, что их разделяет большинство или, по крайней мере значительная часть населения относительно проблем, событий или фактов действительности в конкретной социальной ситуации. Она может быть у общества в целом, в этнической группы, в производственного коллектива или любого другого социального группировки.

Общественное мнение - это особое состояние массового сознания, общее понимание гражданами значимых для них явлений, событий и процессов. Общественное мнение оказывается в реакции, оценочном отношении определенных социальных общностей (общества, организаций, групп) к социальной действительности, различных событий, поведения и деятельности отдельных людей или социальных институтов, явлений и процессов с точки зрения этих сообществ.

Но общественное мнение - это не просто «состояние массового сознания», «коллективного чувства», это один из важнейших механизмов социального взаимодействия лиц. Нормальное функционирование любого объединения людей невозможно без формирования общего представления об общих вещах, без совместных оценок определенных явлений, событий, определение общих норм поведения, практических путей решения насущных проблем.

Преодоление отчуждения, налаживание тесных связей с обществом, в частности через механизмы формирования и учета общественного мнения о социальные проблемы, является одним из главных требований социальной ориентации экономики и свидетельством развития демократии.

Несомненно, общественное мнение далека от сугубо научного знания, но и она способна давать правильные оценки, которые диктуются здравым смыслом человеческого сознания.

Носителями и выразителями общественного мнения есть люди - социальные группы, организации, отдельные лица. Они под идеологическим влиянием или стихийно формируют общее мнение.

Основные методы формирование общественного мнения - подражания, влияние авторитета, внушения и т.п., основные способы - межличностное общение, средства массовой информации, политическая пропаганда и т.д.

Общественная мысль возникает и формируется через диалектическое взаимопроникновение, взаємоопосередкування индивидуального и группового. От степени сформированности и уровня зрелости общественного мнения определенного объединения людей зависит восприятие его как целостной и дееспособной социальной организации. В то же время имеются существенные различия в содержании и конкретных формах проявления общественного мнения в различных социальных организациях. Существенное влияние на общественное мнение оказывают предметная деятельность организации, стиль руководства в ней, характер межличностных отношений, поскольку общественное мнение основывается на индивидуальных мыслях и наиболее полно отражает представление большинства субъектов. В ней доминируют те оценки, которые воспринимаются субъектами независимо от их истинности или ложности.

Поэтому общественное мнение может иметь как положительную, так и негативную направленность. Положительно ориентирована общественное мнение имеет конструктивный характер с точки зрения социальный прогресс, способствует формированию адекватного социального поведения, развития социальной активности, инициативного и ответственного отношения к функциональных обязанностей.

Особенностью общественного мнения является то, что она держится на внутреннем убеждении людей, принимается ими добровольно, без принуждения, является приемлемой для рядового гражданина.

Ведущими элементами структуры общественного мнения является оценки, которые опираются на знания и подкрепляются чувствами и эмоциями. Важное место в ее структуре принадлежит социальным встановкам, свободы. Другими словами, общественное мнение - сочетание рациональных, эмоциональных и волевых элементов. Формируясь по конкретному вопросу, общественное мнение является весьма динамичной. Однако, живя долгое время, она закрепляется в нормах, традициях, обычаях.

Общественное мнение изучают с помощью опросов, наблюдений, анализа документации, а также коллективных обсуждений.
В процессе изучения общественного мнения ставится задача определять не только оценочное отношение людей, но и их суждения относительно эффективных способов решения определенной проблемы, совершенствование структуры объекта, улучшения условий, рационализации действий и т.д.

На уровне общества общественное мнение выполняет политическую, идеологическую и социальную функциина уровне социальной организации - диагностически-оценочную, воспитательную, управленческую.

Общественное мнение, проникая во все сферы жизнедеятельности общества: производственной, политической, правовой, этической, религиозной, моральной, научную и выполняя названы (а в первую очередь оценочную) функции, является действенным элементом социального контроля. Это - публичный вид социального контроля, что требует легализации поведения людей, преодоления анонимности.

Управленческая функция опрос общественного мнения открывает важный канал связи между властью и общественностью. Информация о потребности, интересы, требования, претензии работников к администрации социальной организации, правительства не должна игнорироваться и должен использоваться при разработке управленческих решений. Она дает возможность делать долгосрочные прогнозы социального развития, осуществлять социальный контроль.

Диагностически-оценочная функция опрос общественного мнения заключается в социальной разведке, исследовании коллективных настроений, социальных установок індивидів, их отношение к различным социальным проблемам, субъектов власти.

Опросы позволяют оценить социально-психологическое состояние человека, выявить идеалы, которые сформировались в ее сознании.

Воспитательную функцию общественного мнения следует рассматривать с двух точек зрения:

  • регулярность опросов способствует мониторинга (непрерывном контроль за эффективностью воздействия как общегосударственных политических акций, так и внутригрупповых изменений на поведение различных категорий индивидов, на их мышление;
  • данные опросов оказывают большое влияние на формирование общественного мнения в заданном направлении. Если удачно встроить в конструкцию вопросов анкеты социально-психологическую установку, можно подсказать желаемый ответ. Кроме того, можно как угодно интерпретировать полученные ответы, привлечь внимание, скажем, до определенного лидера.

Итак, с помощью опроса общественного мнения можно манипулировать общественным сознанием людей, управлять ими.

Манипулирование - это использование системы средств идеологических и социально-психологических воздействий с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. При этом люди часто не осознают, что их мировоззрение, потребности, интересы и образ жизни в целом во многом зависят от тех, кто ими манипулирует. Возможности манипулирования особенно возрастают с развитием средств массовой коммуникации.

Общественное мнение является общей для большинства, но не обязательной для каждого. Поэтому общественные организации, администрации, формальные и неформальные лидеры своим авторитетом должны усиливать положительные моменты общественного мнения. Их необходимо постоянно отображать в местных средствах массовой информации, в документах по организации и оплаты труда, использовать во время собраний, совещаний по решению проблем социальной организации.



Назад