Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 21. Социальные нормы как ограничения в поведении человека


Ориентируясь на определенные ценности, субъект должен постоянно корректировать свое поведение, согласовывая ее с принятыми в обществе социальными нормами.

Как известно, в каждой социальной организации устанавливаются свои традиции, определенные правила поведения, и каждый ее член должен вести себя в соответствии с ними. Комплекс правил поведения в различных социальных ситуациях, ограничений (требования, пожелания и ожидания относительно социального поведения), которых следует придерживаться индивидам за нормального функционирования социальной организации, называется социальными нормами, действующих в соответствующей сфере. Это - совокупность формальных и неформальных требований, которые выдвигаются социальной организацией своих членов и признаются большинством ее членов. Социальные нормы обычно за ориентацией являются такими же, как и юридические, только менее четкими, не всегда письменно зафиксированными.

Юридические нормы - это установленные законом правила поведения. Они четко сформулированы и зафиксированные на бумаге и являются обязательными для всех. За их невыполнение предусматриваются определенные санкции.

В идеале социальные нормы должны совпадать с юридическими, то есть все письменно изложенные положения, правила, законы надо признавать не на словах, а на деле, и каждое их нарушения необходимо осуждать. В реальной жизни, как правило, социальные нормы являются гораздо шире юридических, хотя действия отдельных субъектов направлено на то, чтобы по возможности сузить их.

Пределы применения социальной нормы являются психологической нормой. Человека, находящегося в таких пределах, могут осуждать, если она, например, нечто делает вопреки социальным нормам. Если же человек находится за пределами психологической нормы, то ее считают ненормальной, сообщество отказывается ее понимать.

В социальных нормах отражаются существенные для данной социальной организации обстоятельства условия, в которых происходит ее деятельность. Возникновение и действие социальных норм, их место в социальной структуре организации вызваны объективной необходимостью в упорядочении социальных отношений. Благодаря социальным нормам разрозненные индивидуальные действия членов организации, их уступки интегрируются в систему социальных отношений, формируют определенный социальный порядок.

Социальные нормы регулируют все важные стороны жизнедеятельности социальной организации: функциональные отношения, взаимоотношения между подчиненными и руководителями, их функциональную активность и даже манеру вести себя, говорить, одеваться и т.д. Особенно подробно и жестко они определяют степень участия каждого индивида в совместной деятельности, его взаимоотношения с руководителем. Что касается других вопросов, то они более гибкие, допускают вариации и отклонения.

Социальные нормы регулируют поведение людей в самых разных сферах социальных отношений и бывают разными по их социальной значимости, имеют определенную иерархию. Социальные нормы, охватывая всю совокупность социально-экономических актов поведения человека, находятся под влиянием политических, экономических, технических, организационных норм.

В социальной сфере действует много социальных норм: отношение к государственной собственности, к собственной активности, профессионально-должностные, моральные и другие нормы. Индивиды могут или признавать эти нормы, или противодействовать им.

Социальные нормы вырабатываются в процессе социального взаимодействия людей в соответствии с их представлениями о должном, желательно, они связаны с групповыми ценностями и сформированные на их основании. Взаимодействия, которые повторяются, являются устойчивыми, вызванные к жизни общественными потребностями, а следовательно, требуют установления определенного порядка, т.е. разработки соответствующих стандартов.

В социальных нормах закрепляются признаки таких отношений, отвечающих потребностям социальной организации. Стимулирующая суть норм в том и заключается, что они будто открывают и отдельному индивиду, и группе, и всему коллективу направление деятельности, одобряемой социальной организацией в целом. Нормы возникают, прежде всего, через общие потребности организации. Повторяемость актов социальной деятельности, взаимодействий требует наличия таких общих правил, которые бы дали возможность регулярно и одинаково включаться в эти взаимодействия субъектам организаций.

Социальные нормы воплощают в себе абстрактную модель регулируемых взаимодействий, позволяют индивидам предусмотреть действия других субъектов и соответствующим образом строить собственную социальную поведение.

Реализуя выборочное отношение к различным вариантам социального поведения и выступая практическими критериями такого отношения, социальные нормы закрепляют за одной из них тип положительных, достойных, по другим - негативных. Ориентируя людей в социальном поведении, нормы становятся для них степени их поведения, а для организации - масштабом оценки этой поведения. Степени поведения руководствуется субъект, а оценивает его действия организация (администрация, коллектив).

Социальные нормы имеют специфические признаки. Их содержание формируется на основе реальной поведения индивидов, без участия каких-либо директивных инстанций, совместным творчеством людей, как результат естественного отбора их суждений о различных способах поведения - надлежащие, одобрительные и желательны. Здесь они постоянно воспроизводятся, проявляют свое действие в связи с групповыми ценностями. Социальные нормы относительно стабильны, постоянные, но по большей части оказываются стихийно. Если же они закреплены юридически (институциональные), то имеют общеобязательный характер. Однако в этом случае они теряют мобильность, возможность самостоятельно меняться, реагируя на изменения в реальной ситуации. В случае расхождения институциональной нормы с ситуацией ее регулятивная функция становится менее эффективной. При этих условиях могут спонтанно возникать новые нормы, которые больше соответствуют ситуации, что изменилась, но, не будучи легализованными и находясь вне институциональным контролем, они будут способствовать возникновению различных нарушений.

Социальные нормы, которые действуют в определенной сфере деятельности, подчиняют ориентацию субъектов в ситуации выбора, а также обеспечивают социальный контроль их поведения, согласовывая тем самым взаимодействия в пределах соответствующей организации. Здесь действуют социальные нормы, отражающие принципы и требования, которыми руководствуются общество в целом и отдельные социально-профессиональные группы. Они могут объединяться в кодексы (для врачей - клятва Гиппократа, для военных - присяга), однако, в основном существуют в сознании людей в целом, без четкого словесного оформления. Общие нормы называют моральными принципами. Однако и в тех случаях, когда социальные нормы никак не зафиксированы, необходимость их соблюдения допускается и находится под социальным контролем.

На формальном уровне социальные нормы в социальной организации могут быть поданы как определенные обязанности, регламенты, требования к поведения, правила (запрета), где средства подчинены целям, близкие цели подчинены удаленным. Их закреплено в должностных инструкциях, приказах, уставах, то есть в определенных организационных документах, и они имеют важное значение в регулировании поведения человека.

Уровень соблюдения должностных норм во многом зависит от профессиональной компетенции лица. От того, как индивид понимает эти нормы и соблюдает их, зависит эффективность его работы. Этот вид социальных норм имеет значение для оценки деятельности субъекта. За тем, как лицо исполняет свои должностные обязанности, формируется мнение о ее мастерство, умение, знания, способности.

На неформальном уровне нормы подано как традиции, общественное мнение, обычаи, которые установились в группе, обряды.

Нормы-традиции обычно существуют в форме устойчивых ролевых стандартов поведения, сложившиеся в организации в результате совместной профессиональной практики. Существуют модели ролей руководителей различных уровней, работников разной квалификации, специалистов различной специализации. Не всегда эти нормы соответствуют общественным, поскольку в них зафиксировано привычки, взгляды конкретной организации и действуют они в этой организации. В случае такого различия может возникнуть конфликтная ситуация во время адаптации новичков организации.

Сила традиции как средства регулирования организационного поведения заключается в том, что норм поведения, которые сформировались в этой организации, соблюдаются все ее члены. В результате этого члены организации ведут себя как положено, не нуждаясь для этого особых действий со стороны администрации. Каждый знает, как к нему отнесутся коллеги, если он нарушит традицию, и какие санкции ждут его после этого.

Действенность традиций в регулировании поведения в значительной мере определяется силой общественного мнения, которая защищает эти традиции, и зависит от того, соответствуют ли они интересам всего коллектива, насколько они актуальны для коллектива в определенное время. Поэтому, оценивая содержание обычаев и традиций, очень важно наряду с традициями, сложившимися в конкретной трудовой организации, максимально учитывать общечеловеческие традиции, основанные на таких нормах, как ответственность, исполнительность, добросовестность и т.д.

На неформальном уровне наряду с традициями нормы презентовано обычаями и обрядами в публичном и личной жизни человека, его быту. Обычаи помогают осознать значение происходящих событий, выбрать правильную форму поведения, вселяют чувство уверенности в том, что общественность поддерживает сделанный человеком выбор.

Обряд - это коллективные символические действия, в которых воплощены одобряемые способы общения, ценности соответствующей сферы деятельности.

Следует помнить, что обряды - это всегда завершения общественной, трудовой, профессиональной или сугубо личностной подготовки к новому образу жизни или социального положения, свидетельство того, что человек готов к активному выполнению новых социальных ролей. Поэтому подготовка к обряду не должна сводиться лишь к организации праздника. Это прежде всего долгий процесс формирования личностных качеств индивида, которые необходимы ему для выполнения новых социальных ролей, обеспечение новой социального поведения. Только при таких условиях эти нормы способствуют формированию прочных отношений между членами группы, между личностью и группой.

Как должностные нормы, так и нормы-традиции являются регуляторами поведения членов группы. Новичок, который появляется в группе, попадает в ситуацию выбора: согласиться с существующими в группе традициями и войти в группу или наоборот (тогда конфликт является неизбежным). Он может демонстрировать внешнюю согласии с традициями, чувствуя дискомфорт, что также рано или поздно вызовет конфликтную ситуацию. Поэтому очень важно, чтобы нормы, которые действуют в определенной группе, основывались на общих моральных принципах общества, что будет способствовать оптимальному сочетанию всех трех видов интересов (индивидуального, группового, общественного) и формированию высоконравственной поведения. Это такие принципы, как добросовестное отношение к обязанностям, товарищеские отношения, взаимопомощь, повышение общеобразовательного уровня и т.п. Важно, чтобы они были воспроизведены в нормах всех сообществ, формируясь в единую систему норм. Важной задачей в регуляции социального поведения является целенаправленное влияние на формирование норм сообществ, которые бы соответствовали общей цели организации, интересам всего общества.

Относительно социальной нормы поведения выполняют приписуючу и оценочной функции. Они задают субъектам определенный тип поведения, дают им возможность оценивать свои поступки, поступки других, ситуации, соотносить явления, которые оцениваются, с эталонами, выбирать, отстаивать, формировать, направлять и корректировать свое поведение. Зафиксированные в воображении социальные нормы каждый субъект использует как масштаб, критерии, по которым оценивается собственное и чужое поведение, выбирается определенный ее вариант. Об'єктивізуються нормы в поступках, моральных качествах человека, моральных позициях и отношении к окружающим. Способность норм к такой объективизации и делает их настоящими регуляторами социального поведения. Их приписуюча функция помогает индивиду выбрать соответствующее поведение, а оценочная - судить о правильности такого выбора.

Во всех сферах общественной жизни нормы действуют рядом с ценностями. Общее между социальными нормами и ценностями заключается в том, что они регулируют социальные отношения. С их помощью координируются действия и поступки субъектов социальных отношений. Они должны способствовать тому, чтобы каждая лицо действовало в общих интересах группы, общности, общества.

Однако между ценностями и нормами есть существенные различия. Если в понятии «ценность» превалируют добровольные попытки, то в понятии «норма» - обязанности.

Ценности, как уже отмечалось, формируются из представлений о главные и важные цели жизни, а также об основных средствах достижения этих целей. И для того чтобы эти представления стали движущими факторами, они должны воплощаться в программе поведения человека.

Систему ценностей и норм формируют общество и группа.
В свою очередь, каждая личность имеет свои ценности и нормы. Важно, чтобы ценности и нормы, присущие обществу, группе, были признаны и соблюдали каждым лицом. Поэтому необходимо всей социальной организацией убеждать человека в необходимости придерживаться таких ценностей и создавать для этого соответствующие условия. Рассмотрим, например, такую ценность, как профессиональные знания. Вряд ли найдется человек, который бы не воспринимала эту ценность, но далеко не все стремятся овладеть ею. Одни не хотят отрывать на это время от отдыха, другие - от домашних дел, третьи - еще через некую причину. В обществе должны быть созданы условия, чтобы каждый человек признала необходимым достижение социальных ценностей. Это принесет пользу и лицу, и коллектива, и обществу. Если же возникают разногласия между общественной нормативно-ценностной системой и фактическим поведением человека, нужно применять административные меры, чтобы привести поведение лица в соответствие с требованиями организации.



Назад