Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 22. Социологическая сущность культуры


Социология изучает общество сквозь призму деятельности людей. Когда общество - это совокупность людей, которые соединились социальными связями и отношениями, создавая социальные сообщества и создавая социальные институты, то культура - продукт их деятельности, условие дальнейшего их существования. Это:

совокупность материальных и духовных ценностей, отражающих определенный уровень исторического развития данного общества и человека;

уровень освоения того или иного вида знаний или деятельности;

сфера духовной жизнедеятельности общества (система образования, воспитания, религии, творческого творения и т.п.);

формы социального поведения человека, обусловленные уровнем ее воспитания и образования.

Термин «культура» (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) как самостоятельная лексическая единица существует лишь с XVIII ст. До этого он использовался только в словосочетаниях, означая функцию чего - получение знаний (cultura scientiae), усовершенствование языка (cultura literatum), выработка правил поведения (cultura juris) и т.д. Впоследствии этим термином стали обозначать все те изменения в окружающей среде, которые осуществляются, материальные и моральные ценности, которые создаются не природой, а людьми (орудия труда, социальные формы жизни, обычаи, модели, нормы, социальный контроль и т.п.), то, что отличает человека от животных, - человеческие качества, которые не регулируются биологическими инстинктами, не наследуются от природы, не передаются генетически, а формируются (под влиянием опыта, накопленного человечеством) конкретным человеком в себе, в других людях, в обществе в результате социального взаимодействия.

К культуре относятся также и те явления, которые объединяют природный инстинкт человека и социальный контроль над ним. Например, способность человека силой защитить личную позицию в конфликтной ситуации и умение сдержать себя от насильственных действий.

Культура - это способ усвоения реальной действительности на основании оценки и выявления различных ценностей, норм, ориентаций, средств, которые воплощены в различных видах действий в различных формах. Она помогает человеку отличить хорошее от плохого, разумное от дурного, дозволенное от недозволенного, прибыльное от убыточного и т.д.
В поведении людей, в их деятельности культура воплощается в предметно-вещественных и знаково-символических формах. Она способна развиваться.

Восприятие культуры происходит в процессе социализации личности, ее воспитания и обучения. С помощью книг, средств массовой информации, общения, наблюдение за поведением других, с помощью собственной деятельности человек накапливает собственный опыт, делает своим достижением культуру семьи, нации, человечества в целом. В этом смысле развитие человечества означает развитие культуры.

Однозначное толкование культуры невозможно, потому что она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, приобретая разных оттенков. Нет иного термина в социологии, который бы так часто употреблялся и был таким значимым, как культура. Еще в начале века Е. Тайлор определил культуру (цивилизацию) как комплекс знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком-членом су -
общества.

Понятие «культура» и «цивилизация» Е. Тайлор употреблял как синонимы. Однако впоследствии четко оказались «язвы» цивилизации - термоядерная и биологическое оружие, экологические кризисы, Чернобыльская катастрофа, урбанизация с ее крайностями, наркомания и т.д. Все, что в цивилизации направлено против человека, его жизни, физического и морального здоровья, не может образовывать культуру. К ней принадлежит лишь то, что имеет разумные основания.

Н. Смел зер определяет культуру как систему ценностей, представлений о мире и правила поведения, одинаковые для людей, соединенных определенным образом жизни. При этом он подчеркивает, что культура создается людьми и культуры обучающихся. Следовательно, она должна воспроизводиться каждым поколением и передаваться от предыдущего поколения к следующему.

О. Якуба считает, что культура является качественной характеристикой отдельных индивидов, сообществ, общества в целом, она воспроизводит мере их прогресса, господство над силами природы и собственными социальными связями и отношениями.

Н. Черныш подчеркивает, что культура - это сложное динамическое образование, которое имеет социальную природу и находит свое выражение в социальных отношениях, направленных на создание, освоение, сохранение и распространение материальных предметов, распространение средств действий, идей, ценностных представлений, которые обеспечивают взаимодействие и взаимопонимание в различных социальных ситуациях.

«Философская энциклопедия» (1983 г.) дает, по нашему мнению, найзмістовніше определения культуры как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, отраженного в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и установок, в духовных ценностях..

Следовательно, в настоящее время фиксируются три основные сферы проявления человеческой культуры - отношение людей к природе, отношение людей друг к другу и отношение человека к самому себе.

Как сложное и многогранное явление культура изучается многими науками. Политология изучает политическую культуру, экономика - культуру производственной деятельности, труда и т.д. Социология имеет свой объект и предмет изучения (см. рис.). Ее интересует культура как система явлений, процессов, отношений, что является результатом социального взаимодействия и качественно отличает человека от другого живого мира; культура как социальный механизм взаимодействия личностей, социальных групп и общества с окружающей средой, механизм, который помогает им сосуществовать, сохранять свою целостность, присущие им ценности, убеждения, традиции, нормы поведения, образ жизни.

В отечественной социологии сформировалось несколько подходов к изучению культуры. Предметом социологического исследования культуры может быть:

  • вся система культуры как единое целое или любой ее вид, что рассматривается во взаимодействии с другими общественными системами;
  • каждый из элементов социодинамики культуры, культурной коммуникации, изучаемых в соотношении с другими элементами культуры или с другими общественными системами.

Социологический подход к изучению культуры имеет принципиальные особенности:

культура толкуется как системная качество моральной сферы общества, то есть общество и культура не соотносятся как целое и часть, а как целое и его качество. В этом контексте культура присутствует во всех без исключения сферах общественной жизни;

культура всегда связывается с творческой деятельностью и в своем как материальном, так и моральном воплощении является неотъемлемой характеристикой ума человека, который свидетельствует о степени ее преобразовательной деятельности в решении насущных проблем;

культура изучается как совокупность моральных и материальных ценностей;

культура рассматривается как специфический проявление ценностного отношения индивида к вселенной и сфер человеческой деятельности (эстетический компонент);

культура считается сферой самореализации индивида как субъекта культурно-исторического процесса.

 

 12

Социальная сущность культуры

Поскольку культура является составной любой общественного труда, то ее можно воспринимать как:

  • мере общественного прогресса;
  • степень воплощения гуманистических целей;
  • особую форму сочетание богатства, накопленного в прошлом, и ценностей сегодняшнего дня.

Основополагающая идея социологического изучения культуры заключается в определении его места и функций в жизнедеятельности индивида, отдельных сообществ, общества, в общественных преобразованиях.

Как уже отмечалось, понятие культуры так же широк, как и понятие общества, потому что культурное пронизывает общественное во всех его формах и на протяжении всей истории человечества. Во всех сферах социума является обязательным наличие компонентов культуры, а следовательно, культура является чрезвычайно разнообразной.

Термин «культура» используется социологией в различных аспектах. В широком смысле термин «культура» употребляется на обозначения системы взаимодействия (методы, формы, модели, средства, ориентиры) отдельных людей, социальных групп, общества в целом со средой обитания (природным и социальным), которую они генетически не наследуют, а создают в социальной жизни, усваивают как опыт предыдущих поколений и используют для поддержки определенных структур социальной деятельности.

В узком понимании культура - это система ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, признанных определенным человеком, социальной группой, обществом. Последнее определение не противоречит предыдущему, а дополняет его, ибо культурой являются не сами нормы, ценности, а именно нормы и ценности как средства, обеспечивающие поддержку социальной деятельности, ее развитие.

Как утверждает М. Вебер, в ценностях в концентрированном виде отражается смысл культуры (не в результатах творческой деятельности, даже не в ее процессе, а именно в ценностях).

М. Лапин думает, что система ценностей образует внутренний стержень культуры, моральную квинтэссенцию потребностей и интересов индивида и социальных сообществ. Культура, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на социальные интересы и потребности, становясь одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов.

Ученые выделяют следующие три составляющие предмета изучения социологии культуры:

1) общество как социокультурная система (уровень совокупной человека) и субкультуры сообществ, принадлежащих к ней;

2) культура социальной организации (вся совокупность организаций, в которых действует совокупный работник);

3) культура человека-индивида, что включает такие сферы, как наука, искусство, образование и воспитание.

Для более четкого определения предмета изучения социологии культуры, нужно определиться с социальными функциями, что их выполняет культура. Из сказанного выше следует, что культура самодетермінується знаниями, ценностями, нормами и образцами как основными социальными образованиями, которые ориентируют человека в ее поведении, деятельности, взаимодействия с другими людьми. За Я. Щепанським, образец - это культурное образование, которое определяет, как индивид должен реагировать на ситуацию, важную для него самого и других членов группы, чтобы вести себя в соответствии с ожиданиями и не попасть в конфликт. Орієнтуюча засада культуры является одновременно упорядковуючою, организующим принципом, потому что любая организация пытается освободиться от хаоса, повышая тем самым эффективность человеческой деятельности и поведения. Следовательно, основной функцией культуры на уровне общества является обеспечение взаимопонимания людей на основе общих ценностей и предложение эффективных способов организации множества социальных взаимодействий (деятельности, поведения).

На уровне социальной организации главная функция культуры - повышение эффективности деятельности, трудового поведения людей в пределах организации.

На уровне индивида основной функцией культуры является избежание противоречий и обеспечение социализации личности, привлечение ее с помощью соответствующих механизмов к ценностей, знаний, норм, социальных моделей поведения, которые являются актуальными на данный момент.

Культура своими механизмами устанавливает ценности и их основные критерии. Такие ценности связаны с культурной ориентацией, целеустремленностью действий человека. Они касаются представлений, образцов поведения, предметов культуры, традиций в процессе личного и группового выбора и являются базовыми элементами культуры личности, определенной общности, общества.

Однако человек ориентируется на ценности и нормы одновременно. Нормы - это одобренные в обществе модели отношений и поведения людей в определенных сферах деятельности и ситуациях. За Н. Смелзеромнормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия людей. Они (вместе с ценностями) как составляющие культуры влияют на стиль поведения индивидов, организацию различных видов социальной деятельности и принципы их оценки, в чем и проявляется ценностно-нормативное регулирование культуры.

Культура как определенная система ценностных комплексов способна быть регулятором индивидуального и группового поведения. Изучая этот вопрос, Е. Дюркгейм подчеркивал, что общество существует лишь там, где есть общая система ценностей и норм, что ее как общеобязательную признает большинство граждан, то есть представление о ценности и их воплощение в нравственных отношениях является коллективным.

Несколько иной подход демонстрирует М. Вебер, который на первый план выдвигает не коллективные представления, а ценностные ориентации личности в системе социальных действий, смысл, который социальное действие имеет для ее субъекта. Он придерживался мнения, что типичными образцами ориентаций в различных сферах жизни есть этические учения главных мировых религий.

Идеи Г. Вебера развили американский социолог Т. Парсонс и его ученики. Т. Парсонс рассматривал культуру как в определенный способ организованную систему ценностей, что отвечает потребностям, без которой не могут быть реализованы социальные действия; как комплекс идеальных образцов (норм, традиций и т.д.), которые ограничивают и направляют выбор, придают ему смысла. Культурные связи воссоздают исторический опыт как ценность, которая усваивается индивидом, становится достижением его духовного мира и направляет его социальные действия.

Через ценности культура направляет социальные действия, поведение человека, влияет на все социальные процессы в обществе, выполняет регулятивную функцию. Кроме того, культура хранит и передает из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее социальные ценности, человеческий опыт, врезке поведения, то есть выполняет трансляційну функцию. Вместе с тем она отбирает из унаследованных составляющих элементов необходимые для решения задач следующих этапов развития общества, отбраковывает морально устаревшие и этим выполняет селекционную функцию. Динамика элементов определенной культуры, взаимодействие ее с другими культурами способствует обновлению социальных ценностей и норм, их прогрессивным изменениям, которые являются основой для реализации инновационной функции. Получение и усвоение культуры является социализацией личности человека. Именно освоение культуры делает человека человеком, а следовательно, реализует образовательно-воспитательную функцию. Кроме того, именно культура помогает общаться людям, лучше узнавать друг друга, те социальные явления и процессы, происходящие в обществе, то есть выполняет коммуникативную и познавательную функции.

Особое значение в настоящее время приобретает интегративная функция, потому что именно культурные мероприятия объединяют людей, создают условия для их знакомства, лучшего взаимопонимания. По мнению Я. Шепанського, культура оказывает чрезвычайное влияние на жизнедеятельность общества через социализацию и формирования личности человека, создания и внедрения ценностей, формирование моделей деятельности и поведения, создание моделей институтов и социальных систем.

В общей социализации личности, интеграции ее в социальную жизнь ведущую роль играет социализация именно средствами культуры, что означает не только обучение понимание культуры, но и умение жить в мире культуры, владеть механизмами и средствами влияния на свою судьбу и будущее общества.

Социализация - кумулятивный процесс усвоения человеком культуры, социальных ролей и норм, накопления социальных навыков, что начинается с рождения человека и заканчивается лишь со смертью. В течение всей жизни человеку приходится, продвигаясь социальными и профессиональными ступенями, менять социальные роли, свои взгляды на жизнь, правила поведения, вкусы и т.п. Благодаря социализации человек из биологического существа превращается в социальную, достигает социальной зрелости, то есть інтерналізує (усваивает) социальные ценности и модели поведения и адекватно выполняет роли взрослого члена общества.

Все необходимое для социализации человека закладывается в ее генах, однако для реализации этого процесса нужны соответствующие социальные условия, должное социальную среду. Если такие не создаются, потенциальные возможности человека остаются нереализованными, она не может превратиться из биологического существа на социальную. Примером этого являются так называемые феральні люди - существа, которые были воспитаны в изоляции от нормального социальной среды. Этот термин ввел шведский ученый Карл Линней, а впервые жизни человеческих детей, воспитанных дикими зверями, начал изучать 1940 года американский социолог Кингсли Дэвис.

Феральні люди не могут стать полноценными членами общества, потому что процесс социализации пришло в них очень поздно. Социализация должна начинаться в раннем детстве, когда на 70% формируется личность человека. В детские годы закладываются основы социализации, а на следующих этапах жизни она только продолжается. Ребенок, что попала в изоляцию от других людей, социально погибает, хотя взрослый человек за такой изоляции социально может развиваться еще успешнее.

Итак, начало социализации и ее продолжение - это качественно разные этапы. Дети и взрослые находятся на разных полюсах процесса социализации и их отличает освоения социальных ролей.

Агентами социализации как индивиды, так и учреждения, которые отвечают за усвоение культурных норм и социальных ролей.

Поскольку социализация подразделяется на первичную, что касается непосредственного окружения человека, и вторичную, что касается опосредованного или формального окружения, то соответственно различаются и агенты.

Агенты первичной социализации - это такие, кто поддерживает с человеком тесные личные отношения (родители, родственники, друзья). Агенты вторичной социализации связаны с человеком формально-деловыми отношениями. Агенты первичной социализации производят большой, многофункциональный влияние на личность, вторичной - выполняют лишь одну-две функции. Вторичными агентами могут быть как учреждения в целом, так и отдельные представители этих учреждений (врач, учитель, милиционер и т.п.). Семья - единственный агент, который оказывает влияние на человека на протяжении всей его жизни.

В молодежном возрасте (от 13 до 19-27 лет) социализация приобретает активного характера, но она часто осложняется ввиду несоответствия высокого уровня стремлений и низкого социального статуса, противоречие между ориентацией на самостоятельность и зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Ролевая диапазон у молодежи очень ограничен, у нее меньший объем прав и обязанностей против взрослых, и решение проблем, стоящих перед молодежью, делается возможным преимущественно в зрелом возрасте, то есть речь идет о так называемом ролеве бесправия, или ролевой конфликт. Социологическим критерием зрелого возраста является экономическая, политическая и социальная независимость, которая заключается в том, что человек надеется лишь на собственные силы и не ищет поддержки у окружающих.

Молодой человек считается самостоятельным, если она может:

  • сама себя обеспечить средствами к существованию;
  • распоряжаться деньгами независимо от других;
  • самостоятельно выбирать образ жизни;
  • проживать отдельно от родителей.

В зрелом возрасте социализация является наиболее активной, так как именно в этот период усваивается наибольшее количество социальных ролей, окончательно определяются права и обязанности, потребности и способы их удовлетворения.

Завершается активный период социализации с выходом на пенсию. В это время человек теряет свою основную роль - производителя материальных и моральных ценностей - и превращается в пассивного потребителя.

Пожилой человек так же бессильна, беззащитная и неспособна к активным действиям, как и ребенок, но в отличие от ребенка не является главным объектом заботы для других членов семьи. Выход на пенсию оставляет лицо возможности активного и свободного поиска средств к существованию, хотя старики еще некоторое время могут быть достойными партнерами или конкурентами представителям других социальных групп на рынке труда, в системе культуры и образования, ведении домашнего хозяйства, межличностном общении. Однако во всех этих сферах их роль становится минимальной: на работе летних увольняют первыми, а нанимают последними; в домашнем хозяйстве им оставляют простейшие функции (заметать пол, мыть посуду), решение всех принципиальных вопросов семейной жизни молодые люди оставляют за собой. Между прочим, как это не парадоксально, в примитивных обществах старые люди очень уважаемыми, потому что их ценят как носителей знаний и жизненного опыта. В индустриальном и постиндустриальном обществах - все наоборот.

Переход из фазы в фазу зрелости старости сопровождается сужением социального статуса, снижением работоспособности, изменением социального окружения. Новая роль требует от пожилого человека нового процесса адаптации, а биологическое старение организма значительно уменьшает резервы такой адаптации. Через это возникает чувство не -
уверенности и нецелесообразности собственного существования.

Психологический дискомфорт обостряет и физические недуги.

Трагичность положения пожилых людей в современном украинском обществе усиливается еще и тем, что за свою долгую трудовую жизнь каждый из них дал обществу несравненно более чем получил сегодня от него в виде мизерной пенсии.

Следовательно, выход на пенсию порождает еще и чувство социальной неполноценности, материальной зависимости от детей, родственников, от благотворительных «подачек», что морально унижает человека. Как говорят, «старая человек - это словно дерево, которое уже не будет цвести и не даст плодов, а потому никому более не нужное». Поэтому, проблемы, связанные с социальной защитой пожилых людей (как и других обездоленных социальных групп), является также предметом изучения социологии и в некоторой степени социологии культуры.

Важными функциями социологии культуры является социальная оценка качественного состояния общества через определение места данной страны в мировой культуре, а также осуществление социологического измерения культуры, то есть определение реальных границ ее существования в различных сферах социума, степени ее влияния на все составляющие общества.

Выяснение этих функций позволяет сформулировать четче сам предмет социологии культуры, закономерности и механизмы функционирования и развития культуры как признаки социальной системы.

Социология культуры исследует место и роль культуры в общественной системе, культурную деятельность и культурный уровень различных социальных групп, положение и функционирования социальных институтов и организаций культуры, различные формы распространения устойчивых социальных отношений индивидов, групп, общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития этих отношений, что дает возможность определить уровень культуры тех или иных субъектов и делать выводы относительно их прогресса или регресса.



Назад