Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 24. Культурная статика и динамика


Социология рассматривает культуру как сложное и динамичное образование, причем в двух аспектах: культурная статика, что описывает культуру в покое, и культурная динамика, что описывает ее в движении. К культурной статики принадлежит внутреннее строение культуры, то есть совокупность базисных элементов, рис и форм, характерные конфигурации их сочетаний. Динамика культуры - это те средства, механизмы и процессы, которые отражают трансформацию культуры, ее изменения. Культура находится в постоянном движении, она зарождается, развивается, распространяется, утверждается, разрушается и т. д.

Изучать структуру культуры начал в 1949 г. американский исследователь Е. Хобель, который выделял наименьшую долю культуры - культурный элемент. По определению Е. Хобеля, культурным элементом является поведенческий образец или материальный продукт, что больше не делится. Например, элементами материальной культуры есть ложка, топор, замок, нематериальной - пожатие руки как форма приветствия, переход улицы на зеленый свет и др. Каждая культура формируется из множества элементов. Каждый из этих элементов может быть частью многих культур, то есть культур различных обществ и времен.

Совокупность отдельных культурных элементов, которые являются ответвлением определенных основополагающих элементов и связанные с ними функционально, образует культурный комплекс. Примером может быть учебный процесс (главный элемент) и целый учебный комплекс, связанный с ним: аудитории, студенты, методические разработки, учебники, лекции, семинарские и практические занятия, экзамены, оценки успеваемости и т.д.

Культурный комплекс является промежуточным между культурным элементом и институтом культуры. Институт культуры является серией культурных комплексов, которые определяют наиболее важные виды человеческой деятельности. Например, к института труда входит культурный комплекс выбора профессии, обучение этой профессии, организации трудового процесса.

Элементы культурного статики разграничиваются во времени и пространстве. Географический район, на территории которого в разных культур оказывается общность главных черт, называется культурным ареалом. Таким ареалом, например, есть поселения славянских народов. Общий славянскую культуру образуют украинский, белорусский, русский, словацкий, болгарский, чешский, польский и другие славянские национальные культуры.

И часть материальной и духовной культуры, которая создана прошлыми поколениями, испытанная временем и передается другим поколениям как нечто ценное, что заслуживает уважения, называется культурным наследием. Культурное наследие является фактором сплоченности наций, объединение людей в периоды кризисов, социальных напряжений.

В масштабах всего общества культурное наследие состоит в уже упоминавшихся нами культурных универсалиях. Это те элементы культуры, которые присущи всем культурам независимо от общественного строя, географического места, исторического времени. Культурные универсалии возникают, потому что все люди имеют одинаковые физиологические потребности и постоянно вынуждены решать очень похожие проблемы.

Важнейшим элементом культуры является знания - достоверные сведения о что угодно. Они являются результатом постижения действительности, познавательной деятельности специально подготовленных людей и выражаются языке. В конце концов, сущность всех элементов культуры может быть выражена языке. Это происходит с помощью слов, системы понятий. Усваивая в процессе социализации смысл некоторых понятий, люди понимают смысл написанного или сказанного.

Понятие - это мысли, знания, которые отражают через фиксацию признаков предметы и явления социальной реальности. Они основываются на социокультурных представлениях.

Социокультурные представления - это первичные (основные) элементы культуры социальной группы, сообщества или общества в целом.

Н. Смел зер огромное значение в системе культуры предоставляет языке. Прежде всего он подчеркивает то, что язык - социальное явление. Ею нельзя овладеть вне социальным взаимодействием, без общения с другими людьми. Речь участвует в процессе приобретения и организации человеческого опыта, производит общепризнанные в системе культуры определения. Общий язык объединяет социальные группы, сообщества, общество, способствует формированию единства, чувства социальной идентификации.

Однако речь способна и разделять людей. Примером этого является современная языковая ситуация в Украине. Реализация государственного Закона о языках приобрела политического привкуса. Это связано с активным параллельным функционированием в Украине русскоязычной и украиноязычной субкультур.

Еще немецкий культуролог И. Гердер подчеркивал, что человеческая цивилизация существует не в загальноуніверсальних, а в конкретно-национальных проявлениях. Каждый конкретный проявление является неповторимым, и эта неповторимость заключается в своеобразии национального сообщества и национального языка.

Однако каждое государство, под власть которого на протяжении своей истории попадала Украина, не способствовала, а то и запрещала украинцам пользоваться родным языком. Образование осуществлялась чужими языками, запрещались украинские публикации.

После обретения Украиной независимости (1991 г.) для украиноязычной культуры едва ли не впервые появилась перспектива свободного развития, для русскоязычной - возникло определенное ограничение возможностей употребления русского языка. Русифицированные структуры оказывают ожесточенное сопротивление такой перспективе, практической реализации Закона о языках. Следовательно, язык является важным политическим фактором.

Но прежде всего язык - это средство общения, умственной деятельности, способ выражения самосознания, форма накопления, сохранения и трансляции человеческих ощущений.

Те части культуры, которые предопределяются настоящим, характеризуют образ жизни индивидов, групп, сообществ, общества в целом. Образ жизни - это язык, установки, ценности, нормы, традиции, привычки, манеры поведения, этикет, мода, качество жилья, условия труда, верования, характер использования свободного времени и т.д.

Марксистская социология рассматривает образ жизни как самостоятельную и очень важную категорию, а культуру считает одной из ее составляющих. В зарубежной социологии, наоборот, образ жизни является лишь одним из элементов культуры.

Образ жизни создается в первую очередь повадками - стереотипами поведения в определенных ситуациях. Эти стереотипы человек усваивает в процессе социализации. Они могут быть индивидуальными, групповыми или коллективными. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения. Привычки бывают полезные и вредные.

Манеры - это приемы, способы действия, внешние формы поведения человека, которые получают положительную или отрицательную оценку окружения. Хорошие манеры отличают воспитанного человека от нечеми. Хорошие манеры (в отличие от привычек) не появляются стихийно, их надо воспитывать.

Отдельные манеры являются элементами культуры, а вместе они образуют культурный комплекс, систему правил поведения, что называется этикетом. Этикет - это внешнее проявление внутреннего отношения к людям.

Этикет, как и манеры, основывается на привычках, но представляет собой традиционно установленный порядок поведения, присущий не отдельному человеку, а определенной человеческой совокупности (группе, обществу, обществу). Это одобренные обществом модели поведения, которые рекомендуется соблюдать. Этикет является формой регуляции действий и отношений, неписаными правилами поведения определенных человеческих совокупностей. К тем, кто его нарушает, применяются неформальные санкции - бойкот, осуждение и т.д.

Те привычки, которые передаются из поколения в поколение, все то, что наследуется от предшественников, образует традиции, которые служат для общей ориентации людей. М. Вебер считал, что такими чаще всего являются этические религиозные учения.

Разновидностью традиций обряд - совокупность символических массовых действий, которые порождают соответствующие чувства и эмоции. Обрядность, как правило, касается всего населения и выражает его религиозные идеи или бытовые традиции. Обряды сопровождают все важные моменты в жизни человека - от рождения до похорон.

Ритуал - детально распланирована совокупность действий, жестов и слов, выполняемых лицами, специально выбраны и подготовлены для такого исполнения. Ритуалы имеют символическое значение и распространены в бытовой, религиозной и политической сферах.

Моральное значение имеют обычаи, то есть определенные правила поведения людей. Особой формой их проявления табу - абсолютное запрещение определенных действий, употребления определенных слов, пользование определенными предметами.

Разновидностью обычаев является законы. Законы - это нормы поведения, которые обязательны для выполнения. Есть обычные законы, то есть неписаные правила поведения, которые не санкционируются государством, и есть юридические законы, возникшие из обычных правил и закреплены конституцией - главным политическим законом страны. Невыполнение этих законов является карательным.

Самым большим наказанием является кара на смерть (в тех странах, где ее предусмотрено законодательством). Законами каждая страна защищает свои ценности. Большинство социологов уверена, что ценности и нормы являются ядром культуры.

Культурные ценности - это воспитанная в сознании людей значимость тех или иных действий, предметов, человеческих качеств, явлений, процессов и т.п., и восприятие их как цели жизни. Это абстрактное понятие о том, что такое хорошее и плохое, правильное и неправильное, нужное и ненужное, положительное и отрицательное. Ценности являются эталоном, идеалом.

Ни одно общество не может обойтись без ценностей, и каждый общественный строй устанавливает, что именно для него является ценностью. Разные культуры могут отдавать предпочтение различным ценностям. Индивиды тоже выбирают для себя важнейшие ценности. В социологии это называется ценностной ориентацией. Для одних наибольшей ценностью является семья, для других - служебная карьера и т.д.

Признание определенных ценностей означает не только наличие определенных убеждений относительно цели жизни, но и восприятие (невосприимчивость) соответствующих способов и мер для достижения этой цели. Следовательно, ценности способны быть регуляторами поведения человека.

Среди ценностей отечественные социологи выделяют:

  • сенсожиттєві (смысл жизни, счастье, добро и зло);
  • гостиной (жизнь, здоровье, личная безопасность, семья, благополучие);
  • общественного признания и призвание (авторитет, статус, трудолюбие);
  • межличностного общения (порядочность, бескорыстие, щедрость, доброта);
  • демократические (справедливость, суверенитет, равноправие, плюрализм, свобода);
  • партикулярные (верность семье, своей «малой» родине, вера в Бога).

Анализируя ценности в контексте общественного сознания и поведения людей, социологи получают достаточно точное представление о степени развития индивида, уровень усвоения им всего богатства человеческой истории. При этом различают традиционные ценности, что ориентируются на сохранение и воспроизведение целей и норм жизни, которые уже сложились, и современные ценности, возникшие под влиянием изменений в общественной жизни и в главных сферах. Сравнительный анализ этих ценностей помогает понять напряжение и конфликты между старым и молодым поколениями.

Социологи часто пользуются понятием базовые ценности, которые характеризуют основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности - работе, учебе, политике, быту и т.д. Поэтому те базовые ценности, которые имеют предметное содержание, могут быть основой для типологизации поведения человека и характеризовать ее интеллект. Же. Тощенко к базовых ценностей, формирующих личность, относит:

  • здоровый образ жизни, основанный не на господстве над природой, а на единении, партнерстве, взаимодействия, гармонии с ней;
  • новую «качество жизни», в которую входит изменение характера труда и ее содержания, другой распределение времени между работой и отдыхом - новая культура отдыха и т.п.;
  • гуманистическую культуру общения между людьми, когда другой человек - не средство для достижения утилитарных целей, а цель, самоцель, что стимулирует личный интерес;
  • растущую потребность в самореализации личности, в творчестве, в развитии способностей, в духовном обогащении.

Теоретическую альтернативу между «вещественными» и чисто человеческими ценностями сформулировал Е. Фромм: цель человека - быть со многими, а не владеть многими.

Ценностные установки кардинально меняются, когда человек меняет одни формы обогащения на другие. Однако некая одним-единственная форма богатства не гарантирует социальной стабильности человека. Так, относительно социально-ценностных ориентаций, связанных с утилитарной форме обогащения, то она может повышать социальный статус, но не улучшать социального настроения. Ориентация на духовно-нравственные ценности не обеспечивает минимального благосостояния, а следовательно, негативно влияет на социальное настроение людей.

Исследование ценностей в отечественной социологии связывается с изучением потребностей, потому что стремление к культуре проявляется именно в потребностях. Это обусловило разделение потребностей на материальные и духовные, которые в свою очередь могут классифицироваться по различным критериям. Так, А. Маслоу выделяет пять видов потребностей-ценностей, Ф. Херцберг - 16 факторов-мотиваторов.

Производными от ценностей являются социальные нормы. Под социальными нормами понимают предписания относительно поведения, которое одобряется обществом. Это стандарты, регулирующие поведение и общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры.

Как уже отмечалось, культура - очень динамичное явление, она постоянно меняется. Основой культурных изменений становятся открытия и изобретения. Открытие - это получение новых знаний о мире и обеспечения ими человечества. Изобретения - это новая комбинация культурных элементов, новые способы изготовления вещей (технологии), новые формы государственного управления.

Открытия и изобретения являются разновидностями инноваций. Инновации - это создание или признания новых элементов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которые заново истолковываются и применяются на практике.

Открытия и изобретения могут распространяться на другие культуры целенаправленным заимствованием, диффузией (стихийным проникновением, культурным контактом) и независимыми друг от друга одновременными открытиями в различных странах. Чаще всего культурные элементы распространяются посредством диффузии. Каналами диффузии могут быть туризм, торговля, миграции, войны и т.д.

Будь-яка культура пытается не только позаимствовать необходимые ему элементы, но и защититься от проникновения нежелательных. Выборочное отношение к переносу элементов одной культуры в другую называется селекцией. Селекция может быть осознанной, целое -
направленной или происходить стихийно.

Причинами селекции есть ситуации, если:

  • новые изобретения угрожают культуре, которая сформировалась;
  • члены общества не считают нужным внедрять их в свою практику;
  • культура еще не готова для их заимствования;
  • идеология запрещает их заимствования как «вражеских», «плохих» или «чужих».

С развитием культуры не все ее элементы меняются одинаково. По закону культурного отставания В. Огборна, изменения в сфере материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в материальной сфере. Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к социальной дезорганизации, конфликтов, разрушения экологической сферы и др. Как правило, ценностный мир человека не успевает приспособиться к материальных изменений, духовный мир молодежи отстает от ее материального положения. Это явление В. Огборн назвал культурным лагом.

Передача культуры одними поколениями другим через на -
учение называется культурной трансмиссией. Культурная трансмиссия обеспечивает непрерывность культуры, ее преемственность. От поколения к поколению должны передаваться в первую очередь базисные элементы культуры. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Случается, что во время исторических катаклизмов (конфликтов, революций, войн) погибают хранители культурных ценностей (отдельные слои, большие группы, целые народы), тогда культурные связи разрываются.

Благодаря культурной трансмиссии каждое следующее поколение имеет возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее, отбрасывая отжившее и добавляя новые знания до накопленного богатства. Если новых элементов культуры добавляется более чем откидывается старых, - происходит культурная аккумуляция. Противоположное явление называют культурным истощением.

Взаимосвязь различных частей или элементов культуры, которая образует определенную целостность, называется культурной интеграцией. Культурная интеграция происходит благодаря сходству базисных элементов. Когда базисные элементы подвергаются разнонаправленного влияния, то единственная культура может распасться на множество культур, что называется диверсификацией культуры. Примером диверсификации является появление множества субкультур.

Культурные различия могут превратиться в противоречия. Тогда возникает культурный конфликт. Примером культурного конфликта является аномия - нарушение культурного единства общества, возникающая при отсутствии четко установленных социальных норм. Как известно, термин «аномия» был введен в 90-е годы XIX века. Е. Дюркгеймом и означал распад прочной системы моральных ценностей. Рост в то время преступности, самоубийств, разводов было следствием краха той части культурного единства, которая касалась культурных и семейных ценностей.

Материалы многочисленных социологических исследований культуры дают возможность устранить противоречия, осуществить реальное программирование социально-культурных процессов. В Украине разрабатываются такие программы, как «Молодежь и досуг», «Комплексная программа эстетического воспитания населения Украины», «Модернизация культурно-разрешительной сети». Итак, социология способствует культурным преобразованиям общества.

Культурные изменения в материальной и духовной сферах предопределяют перестройку других сфер жизнедеятельности общества. Так, появление сельскохозяйственных и промышленных технологий не только згуртувує, но и приводит, по мнению Н. Смелзераглубокие изменения в сферах:

  • политической - от простых племенних или сельских властных до сложных систем избирательного права, политических партий, представительной и гражданской бюрократии;
  • образования - снижение безграмотности и воспитание экономически продуктивных навыков и умений;
  • религиозной - отделение религии от образования, начало изменений традиционных верований;
  • семейной - прекращение образования родственных и клановых объединений;
  • стратификации - усиление географической и социальной мобильности, что привело к распаду фиксированных, жестко приписываемых иерархических систем.

Однако, по В. Огборном, действует закон культуного отставание, согласно которому изменения в материальной культуре происходят быстрее, чем в нематериальной. Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к социальной дезорганизации, конфликтов и т.п.

В социологической науке существует несколько теорий объяснения характера и движущих сил развития культуры общества. Так, основными принципами теории эволюционного развития культуры является постоянная смена культурных элементов и культурных комплексов до их полного преобразования. При этом изменения происходят от простого к сложному, от однородного к разнородному. Превращение культурных комплексов в социальных институтах ведет к тому, что со временем меняется культурный содержание институтов, а также их признаки и функции, что обязательно предопределяет изменения в социальной структуре общества.

Теория эволюционного развития наиболее распространенной была в XIX ст. Ее впервые систематизировал Ч. Дарвин в труде «Происхождение видов...» (1859). Эволюционный метод широко использовался О. Контом і Г. Спенсером в изучении вопросам культуры и социальной жизни. В работе «Курс позитивной философии». Конт описал три стадии, через которые, по его мнению, проходит человечество: теологическую, метафизическую и положительную (научную). Г. Спенсер процесс социальной эволюции рассматривал как определенную последовательность стадий, через которые все общество движется от простого к сложному и от однородного к разнородному. Этим социологам присущ социальный оптимизм, потому что они видели в общественном развитии лишь процесс продвижения к счастью и развития.

Среди современных ученых доминирует мнение, что линейного прогресса культуры не существует. Так, О. Шпенглер, А. Тойнби утверждают, что развитие общества происходит по циклам, в которых демократия и диктатура сменяют друг друга, и каждый культурный расцвет поглощает волна варварства.

Диалектический подход к проблемам развития культуры был основан И. Кантом і Г. Гегелем. Наиболее известными их последователями в социологии были представители франкфуртской школы - К. Маркс, Г. Маркузе и др. В соответствии с диалектическим подходом каждая культурная ценность и норма недолговечны, уже с момента своего возникновения они обречены на гибель, и их развитие имеет несколько стадий:

  • рост значимости и распространения;
  • достижения определенного предела и начало конфликта;
  • окончание существования, что означает не просто исчезновение, а переход в новое качественное состояние.

Сторонники диалектического подхода не признают постепенного развития культуры по восходящей. Они считают, что развитие культуры происходит скачками с частыми переходами от однородности к разнородности, от высоких образцов - до примитивных и наоборот.



Назад