Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 25. Социологическая сущность религии, ее место и роль в обществе


Религия является объектом изучения многих наук, каждая из которых рассматривает ее под своим углом зрения, с помощью собственных специфических методов исследует отдельные ее элементы, взаимосвязи с различными сферами действительности.

Философия, например, изучает религию как форму общественного сознания, как специфическое мировоззрение, концептуальное видение мира, способ его познания. Ее интересуют прежде всего гносеологические корни, природа и происхождение религии, содержание религиозного сознания, адекватность мировосприятия, истинность религиозных представлений и образов.

Исторические науки интересуются конкретными формами религии, что возникали и сменяли друг друга на разных этапах развития общества, в разных странах и регионах. Они изучают роль различных религий, церквей, религиозных организаций, движений в историческом процессе развития человечества вообще и отдельных цивилизаций, стран, народов в частности.

Эстетика, искусствоведение, культурология исследуют религию как составляющую общечеловеческой и национальной культуры, как духовное достояние человечества.

Социологические исследования религии основываются на общих теоретических основах и методологии социального познания, на принципах историзма.

Социология религии как научная отрасль возникла в середине XIX века. О. Конт утверждал, что религия является неотъемлемой частью человеческого общества. Она играет важную роль в обществе - служит благу человечества, его единства, сосредотачивая в себе все стремления человеческой природы (деятельность, любовь, мнению); руководит политикой, искусством, философией.

Г. Спенсер рассматривал религию как один из регуляторов жизни общества, который действует через поддержания определенных моделей поведения, но является менее значимым, чем рынок или политика.

Основателем социологии религии считается М. Вебер. Теоретическими основами его понимание роли религии является концепция «о идеальные типы социального действия», отрицание определяющей роли экономического фактора, объективных закономерностей развития общества. Предметом социологии религии, по мнению М. Вебера, должно стать не именно «суть религии», а созданные религиозным верованиям психологические стимулы, которые указывают направление поведении человека и удерживают ее в повиновении. Религию в целом ученый рассматривает как фактор развития экономики, а протестантскую религию как один из важных источников развития капитализма.

Е. Дюркгейманализируя концепцию социологии религии, исходил из того, что религия является социальным фактором и структурным элементом любого общества. Общество нуждается в религии. Она, по мнению Е. Дюркгейма, является общественным сознанием, а сама религиозное сознание является основой обеспечения целостности общества. Именно распространение и укрепление религиозных верований способствует стабильности общественной системы.

Социология религии - это отрасль социологии, изучающая религию как социальный институт во взаимодействии с другими социальными институтами в обществе, как социальное явление, как важную структурную составляющую общества в различных ее социальных проявлениях и на разных социальных уровнях. Предметом изучения социологии может быть как религия в целом, так и отдельные ее компоненты: религиозное сознание, религиозные культы, отношения, организации и институты в их взаимосвязи и в связи с другими составляющими социальной структуры общества.

Однако, изучая, например, массовую религиозное сознание, что является стержнем религии, религиозную идеологию, віровиявлення, теологию, социология не берется определять адекватность отражения в ней социальной действительности, истинность тех или иных вероучений, религиозных догм, не пытается отвечать на вопросы относительно существования загробной жизни, Бога и др. Социологию интересует религиозное сознание только как социальный факт, как реально существующая система мировосприятия, система норм, ценностей в том аспекте, в котором она выступает как регулятор социального поведения личности, группы, сообщества в целом.

Исследуя религиозный культ (религиозную практику), социология как можно меньше интересуется его каноническим содержанию и назначению. Она рассматривает культ как структурный элемент определенной религиозной системы, организующие принцип социальной жизни малых и больших групп людей, как одну из форм социального поведения и общения людей, выявления их взглядов и религиозных убеждений, что эмпирически наблюдаются и фиксируются.

Изучая религию, социология признает ее как существующий социальный факт, подсистему общества, которая согласована с ним (обществом) и оказывает определенное влияние на жизнедеятельность и развитие этого общества, на поведение и взаимодействие отдельных индивидов на разных уровнях. Изучается также и обратную связь, то есть те тенденции и динамика изменений в религии, происходящих под влиянием изменений в обществе. В религиозных представлениях, образах, вероучительных текстах на свой специфический способ закодировано исторически выработаны человечеством типы общественных отношений, нормы и правила поведения. Они актуализируются с разной силой, в зависимости от конкретно-исторических условий. Религия является органической составляющей общественной структуры, она взаимодействует с другими ее составляющими, сферам и формам жизнедеятельности общества, влияет на общество и процессы, происходящие в нем. Это влияние осуществляется через церкви, религиозные организации, объединения верующих, через религиозную идеологию, массовое религиозное сознание. Все эти компоненты составляют социальный институт религии. Они имеют социальные измерения и доступны как теоретическому анализу, так и эмпирическому наблюдению.

В изучении религии в целом социологов интересует ее социальная природа, место и роль в обществе, ее социальные функции, внутренняя структура и взаимосвязь ее составляющих, процессы и изменения, которые в ней происходят.

На эмпирическом уровне социологами исследуется религиозное сознание и поведение людей, отдельных групп, общественное мнение о религии, деятельности церквей и других религиозных организаций, влияние религии на другие сферы общественной жизни. Ключевыми понятиями, которые операціоналізуються, религиозность, ее уровень, характер, динамика, мера религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа, религиозное лидерство.

Религиозность это характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и сообществ, которые верят в сверхъестественное и поклоняются ему.

Религиозное лидерство - социальные отношения доминирования и подчинения в религиозной группе, организации, обществе, основанных на способности определенного лица принимать самостоятельные решения и осуществлять влияние на сознание людей.

М. Вебер выделяет три типа религиозного лидерства:

  • бюрократический, когда авторитет лидера связан с его статусом в определенной церковной иерархии;
  • харизматичный, когда авторитет зависит от личностных качеств. Появление харизматичных лидеров характерно для периодов революций и инноваций в обществе;
  • традиционный - это лидер, авторитет которого освящен вековыми традициями или обычаями выбора религиозных лидеров.

Социологический подход к изучению религии имеет свои особенности, обусловленные самим предметом изучения, уникальным местом религии в культуре человека и общественной жизни. Основной методологический принцип заключается в том, чтобы объективно, без идеологических и политических предубеждений исследовать место и роль религии в су -
ве. Этот принцип достаточно сложно реализовать, потому что разные социальные и политические группировки нередко по-разному оценивают религию. Так, сторонники марксистской теории, негативно воспринимая религию, придерживались мнения, что она служит интересам господствующего класса, способствует усилению эксплуатации человека человеком. Задача социологической науки они усматривали в выяснении социальных, гносеологических и психологических истоков религии, причин сохранения «религиозных пережитков» в современном обществе, в определении путей и средств их преодоления. Противоположного мнения придерживаются религиозные деятели и теологи. Им присуща абсолютизация роли и значения религии в развитии общества. Они уверены, что много сложных современных проблем является следствием ослабления роли религии в общественной жизни, брака религиозной веры. Такой взгляд разделяют многие ученые, в частности, известный американский социолог Питер Бергер, который является представителем влиятельного направления социологии религии феноменологічною, возникший в США в 60-х - начале 70-х гг. ХХ ст. П. Бергер считает, что социальные институты, общество является продуктом интереса - объективной, коллективного сознания людей. В своем социологическом очерке о развитии религии в США ученый проследил эволюцию религиозных взглядов на секуляризацию, когда деятельность американских церквей все больше відхилялась от религиозных функций, количество посетителей церкви уменьшалась.

Исходным пунктом социологического анализа религии должно быть понимание ее сущности как социально-культурного института, начинающееся с толкование самого термина «религия», определение его содержания. Это имеет принципиальное значение, потому что в отечественной науке до недавнего времени господствовало заимствовано еще во французских материалистов XVIII в. одностороннее толкование религии только как искривленного, фантастического отражение в сознании людей природных и социальных сил, которые господствуют над ними. Такое толкование не давало возможности проникнуть в глубины религиозного феномена, понять его своеобразие и социально-культурную значимость.

То, что человечеству свыше 1 млн лет, а религия появилась лишь 50-100 тысяч лет назад, свидетельствует, что религия связана с достаточно зрелым сознанием человека.

Существование религии в различных общественных системах, эволюция ее форм, усезагальний и универсальный характер дают право утверждать, что оценка ее как «опиума для народа» слишком поверхностной и предвзятой. Опыт убеждает, что религия связана с жизненными реалиями, такими как смерть и рождение человека, со смыслом ее пребывания на земле, добром и злом, страданиями и другими главными моментами. По мнению социологов, возникновения религии объясняется не только стремлением людей найти ответы на проблемные вопросы своей жизни, но и попыткой сформировать мировоззрение верующих людей, так чтобы они получили моральную опору и утешение в религиозной деятельности. В таком понимании религия - это служение высшим силам, которые направляют и контролируют процессы человеческой деятельности.

Именно религия на протяжении всей истории выступает как хранительница национальных традиций, формирует мировоззрение большинства людей, нормы их поведения.

Появление социологии религии в Украине, как и в других странах содружества независимых государств, датируется 20-30-мы гг. ХХ ст., сначала в виде эмпирических исследований религиозности различных групп населения, а впоследствии, в 50-60 гг. - и теоретического толкования места и роли религии в обществе различных типов, социальных функций религии, процесса секуляризации*противоречия между религией и атеизмом, уровня религиозности населения и т.д. Основополагающими в этих социологических исследованиях были материалистические взгляды на религию и церковь, их взаимодействие с государством и обществом.

Недостаточное развитие отечественной социологии религии объясняется тем, что она с самого начала должна была выполнять конкретное социально-идеологический заказ: научно обосновывать необходимость преодоления религии в социалистическом обществе. Она была лишь разделом так называемого научного атеизма.

В 60-80-х гг. ХХ в. религиоведение делает определенный вклад в развитие отечественной социологии религии. Однако, как и раньше, искажается социальная сущность религии, она подается как враждебная идеология, которую нужно вытеснять из сознания, жизни индивида и общества; отрицается прогрессивная функциональная деятельность церкви, допускается дискриминация верующих и т.д. Это отрывало отечественную социологию религии от мирового, а следовательно, тормозило ее развитие.

В 80-90-х гг. для многих стран, в том числе и Украины, религия становится важным фактором социально-экономического развития. Она обращается к душе и уму верующего и помогает ему даже в трудных ситуациях ставить на первое место духовные потребности, верить в добро, справедливость и честность, а тем самым формировать определенное социальное поведение. Религиозные ценности, идеи и традиции, которые отражаются в экономической деятельности и поведении людей, являются религиозными факторами социально-экономического развития. Так сложилось, что крупнейшие экономические достижения имеют страны, где преобладала протестантская религия (Западная Европа, Северная Америка). Дело в том, что моральные и духовные идеи протестантизма в наибольшей степени соответствовали целям экономического подъема страны, экономического поведения человека.

В современных условиях развития Украины религия, так же как культура и труд, является едва ли не самым главным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, с экономикой. Потому что именно с углублением экономического кризиса, обнищанием народа человек пытается найти себе духовную поддержку и защиту в религии, которая рассматривает человека как творения Бога, по его образу и подобию. Такой подход подчеркивает равенство всех людей перед Богом, священное право каждого на жизнь, самоценность личности и непосредственно влияет на формирование общественного мнения относительно роли и места человека в общественно-экономической жизни.

Появилось в обиході понятия религиозного лидерства. Все чаще религиозные лидеры становятся выдающимися государственными деятелями.

Годы перестройки существенно изменили религиозную ситуацию - нормализовались государственно-церковные отношения. Были приняты законы «О свободе совести и религиозных организациях», «О свободе вероисповедания». В соответствии с этими законами религиозные организации получили права юридических лиц, право на собственность, полную свободу пропаганды своих вероучений. Государство вернуло религиозным организациям значительную часть отобранных некогда в них храмов, монастырей, церковной утвари.

Существенно возрос престиж религии и церкви. Сейчас религия, все религиозные конфессии освобождены из под влияния административно-командной системы и обладают правом соблюдения свободы совести; усилился интерес людей к религии (однако он продиктован скорее модой, чем верой в бога, религиозными убеждениями); возрождаются религиозные праздники, ритуалы, традиции, восстанавливаются разрушенные в советское время храмы. Параллельно с такими явно прогрессивными изменениями в религиозной жизни, с усилением положительного влияния церкви на общественные процессы время от времени наблюдается обострение отношений между отдельными религиозными конфессиями, и это требует усиления внимания к церкви со стороны государства, научных институций. Изменилась в пользу религии общественное мнение, а для ее социологического изучения открылись новые перспективы.

 


* Секуляризация (от лат. secularis - светский) - освобождение от влияния церкви.



Назад