Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 28. Образование как предмет изучения социологии


Образование - многозначное понятие. Прежде всего - это определяющий компонент культуры, что обеспечивает преемственность и воспроизведения накопленных знаний, опыта, традиций. В этом контексте образование можно рассматривать и как процесс учебной и воспитательной деятельности, и как результат этого процесса. Причем образование - это не просто деятельность, а деятельность особым образом организованная, с определенной иерархией ролей и нормативным регулированием.

Образование как результат такой деятельности - это усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, развитие личности. Результаты могут быть реальными - фактическая образованность, уровень знаний, качества личности - и формальными - наличие аттестата, удостоверения, диплома, удостоверяющих факт окончания учебного заведения, защита диссертации и т.д.

Образование - это также канал информации в информационной системе, один из факторов прогресса.

Следовательно, образование является сложным социальным феноменом, и изучает этот феномен много наук. Отечественная наука наибольшее внимание уделяет изучению содержания, цели и организации образовательной деятельности, методов и процедур обучения, системы управления и т.д.

Социология образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт, ее функции в обществе и взаимосвязь с другими социальными институтами, образовательные учреждения как социальные организации, социальную политику в сфере образования.

Образование бывает формальной и неформальной. Формальное образование предусматривает наличие специальных учреждений, школ для осуществления процесса обучения, а также подчинение его определенным официальным предписаниям, которые воплощают культурные стандарты, политические установки соответствующего общества.

Под неформальным образованием понимают стихийное, несистематизированный усвоения индивидуальных знаний и навыков в процессе общения с социальным окружением - друзьями, знакомыми, коллегами - в процессе самосовершенствования, индивидуального привлечения к культурным ценностям, усвоения информации из книг, периодических изданий, радио, телевидения и др. Неформальное образование играет немаловажную роль в социализации личности, но она является вспомогательной относительно формального образования. Социология изучает прежде всего формальное образование.

Объектом социологии образования то социальную среду, где функционируют институциональные и неінституційні образовательные организации, происходят процессы обучения и воспитания, взаимодействуют их субъекты.

Предметом социологического изучения образование как социальный институт, как социальная система, механизм взаимодействия ее с другими составляющими общества, его социальной структурой.

Чтобы лучше понять роль и место института образования в общей системе общественных отношений, следует кратко ознакомиться с эволюцией образования, историей ее развития.

В первобытном обществе образование составляющей социально-производственных процессов. Не было ни школ, ни учителей. Передача знаний, опыта, культуры осуществляли все члены общества. Обучение детей, привлечение их к трудового процесса начиналось с 4-5 лет. Мальчиков учили мужчины, а девочек - женщины. Подростки наравне со взрослыми участвовали в выпасе скота, рыбалки и т.п.

Когда дети взрослели, они проходили церемонию «инициации», то есть своеобразного посвящения во взрослые, демонстрируя свою силу и трудовые навыки.

С углублением разделения и специализации труда, образованием государственности и появлением социального неравенства начинается постепенная институционализация образования. Первые признаки социального института образования появляются уже в античном мире, когда дети богатых родителей получали образование в специальных учителей.

Социальные институты образования зарождаются в Древней Индии, Древнем Риме, где в школах за определенную плату учителя обучали детей из аристократических семей грамматики, философии, музыки, красноречия, юриспруденции, медицины и т.д. Дети из других семей, как правило, обучались непосредственно в процессе трудовой ди -
экономической деятельности. При таких условиях определяющую роль в обучении и воспитании детей продолжала играть семья.

В средневековье образование набирает более организованного характера, но существует еще в пределах социального института религии. Христианская церковь в Европе вводит целую систему специальных на -
учебных заведений для подготовки лиц духовного состояния. В Париже, Оксфорде и других городах возникают первые университеты. Впоследствии культурно-образовательные функции университетов расширяются, там начинают обучать юриспруденции и медицины, прорабатывают первые научные исследования по математике, логике, физике. Но образование было доступно только детям из богатых и «благородных» семей.

Коренным образом меняется институт образования в индустриальном су -
обществе XIX-ХХ вв. Эти изменения были обусловлены потребностями науки, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и жизни людей. Образование постепенно становится доступной широким слоям населения. Распространяется сеть средних и специальных школ, значительно увеличивается количество высших учебных заведений. Неполная, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Коренным образом меняется и сущность образования. Если в доіндустріальний период ее было ориентировано главным образом на сохранение и воссоздание культуры, опыта и знаний предыдущих поколений, то в индустриальном обществе образование становится активным элементом, ключевым фактором су -
общего прогресса, культурных и социальных изменений. Образование дает невиданную ранее отдачу. Прирост национального дохода за счет капиталовложений в сфере образования достигает 40-50%.

Современное образование превратилась на дифференцированную, многоступенчатую систему, которая дает возможность человеку постоянно работать и осваивать ранее накопленные человечеством знания и навыки. Она стала определяющим фактором в процессе социализации личности, формировании ее социального статуса, который определяется прежде всего престижности профессии. Полученное образование в значительной мере определяет дальнейшую карьеру человека, его место в жизни.

Социология изучает образование как относительно самостоятельную социальную систему, целью которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение ими определенных профессиональных и научных знаний, моральных ценностей, умений, навыков, норм поведения, содержание которых определяется политическим строем общества, социально-экономическим уровнем его развития.

Как самостоятельная отрасль науки социология образования сформировалась на рубеже XIX-ХХ вв. Еще Е. Дюркгейм, Д. Дьюи и другие социологи того времени в своих трудах обращали внимание на необходимость специального анализа проблем, касающихся роли, назначения и функций образования.

Современные ученые называют такие задача социологии образования:

  • изучение потребностей в образовании, понимание и оценка ее роли в жизни общества и личной жизни человека;
  • оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости;
  • анализ отношение общества и тех, кто учится, до образования, выявления ее социальной ценности;
  • выявление роли образования как фактора социального статуса;
  • определение степени влияния образования на динамику моральных потребностей и интересов.

Вместе с тем система народного образования имеет различные уровни и формы, у каждой из которых - свои особенности, цели, задачи.

Образование как социальная система существует в Украине на 3-х уровнях - дошкольная, школьная (начальное и среднее), высшее - и в 2-х формах - непрофессиональная (дошкольные детские учреждения, средние школы, кружки и т.п.) и профессиональная (обучение на рабочих местах, курсы профессиональной подготовки, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты, университеты, курсы повышения квалификации, магистратура, аспирантура, докторантура).

Что касается, например, дошкольного обучения, то социология исходит из того, что основы воспитания человека, его трудоголик -
ство, другие моральные качества закладываются еще в раннем детстве, а следовательно, очень большое значение имеет социальная позиция и ценностные ориентации тех людей, которые воспитывают детей.

Большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, которые посещает почти каждый второй ребенок. Однако значение этих учреждений в формировании личности человека часто недооценивают. Иногда забывают, что детские сады, ясли - это не просто места, где детей кормят и ухаживают, но и что здесь происходит их физическое, умственное и духовное развитие. Сейчас, к сожалению, через усеохоплюючу общественную кризис детские дошкольные учреждения в основном перестали функционировать. Общество болезненно почувствует это лет через десять, когда сегодняшние дети повзрослеют.

В отличие от дошкольных учреждений, которые всегда охватывали лишь часть детей (по желанию родителей), школьное воспитание является обязательным. Это означает, что молодые гарантируется право получения полного среднего образования.

В социологическом анализе общего среднего образования изучаются ее ценности, ориентиры родителей и детей, их реакция на введение новых форм образования, ибо окончания общеобразовательной школы для молодежи одновременно и моментом выбора жизненного пути, профессии, рода занятий.

Однако глобальный кризис общества сказывается и здесь: значительно углубился разрыв между уровнем знаний, что его обеспечивают обычные школы, и уровнем знаний учащихся привилегированных гимназий и лицеев, где учатся дети богатых родителей. Через это и перспективы продолжить обучение в вузе тоже очень неодинаковые. Дети с материально необеспеченных семей теряют возможность одновременно со средней получить профессиональное образование, поскольку значительно сократилось количество ПТУ, особенно в сельской местности. Сокращение сети внешкольных детских учреждений (спортивных, музыкальных, природно-технических и т.д.) привело к значительному росту количества неформальных групп подростков, которые демонстрируют в основном не самые лучшие модели поведения и моральных ценностей.

Особое место в социологическом изучении занимает профессиональное образование - профессионально-техническое, среднее специальное и высшее.

Профессионально-техническое обучение связано непосредственно с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодежи в жизнь. Социологов интересуют мотивы и эффективность обучения, его роль в повышении квалификации, в решении народнохозяйственных проблем.

Относительно среднего специального и высшего образования, то для социологии важно выявить социальный статус этих видов обучения, оценку возможностей и роли в будущей жизни, соответствие субъективных устремлений молодежи и объективных потребностей общества, качество и эффективность ее профессиональной подготовки.

Особенно актуальным является вопрос профессионализма будущих специалистов, т.е. того, чтобы качество и уровень их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня.

Социологические исследования свидетельствуют, что продолжает оставаться невысокой устойчивость профессиональных интересов молодежи. Более половины выпускников меняют профессию, сотни тысяч специалистов с высшим и средним специальным образованием работают на должностях, не требующих такого уровня подготовки. С развитием рыночных отношений эта тенденция усиливается.

Следует заметить, что всегда ценились у специалиста его духовность, общечеловеческие качества, тяготение к ценностям мировой культуры. Система образования, сложившаяся в советское время, способствовала формированию более «профессионального кретинизма», что несовместимо с ценностями гражданского общества. Гуманизация высшего образования - одно из основных направлений ее совершенствования.

В недалеком прошлом экстенсивная экономика Украины не требовала высокого качества подготовки специалистов. Уровень жизни человека не зависел от его профессиональной подготовленности, качества труда. Знания, таланты в основном оставались невостребованными. Понятно, что такая ситуация не способствовала возникновению мотивации к активной творческой работы ни у учителей, ни у студентов. Господствовали административные методы организации учебного процесса, которые порождали пассивность и апатия.

Наблюдалась деградация народного образования. Из инструмента развития личности она постепенно превратилась в инструмент простого воспроизводства знаний.

Поскольку социальная структура образования является отражением социальной структуры общества, то специфика социологического подхода к изучению образования заключается в том, что ее рассматривают в контексте социального взаимодействиякак одну из подсистем общественной системы, что в ней формируются устойчивые, стандартизированные модели поведения - роли, статусы. Как уже отмечалось, социология в основном изучает формальное образование, которое рассматривается как тип социальной организации с соответствующей социальной структурой, то есть совокупностью взаимосвязанных позиций и ролей, с помощью которых осуществляются определенные виды деятельности.

Социологические исследования образования проводятся в двух направлениям:

  • внутреннем, когда изучаются социальные аспекты деятельности работников образования, педагогических и ученических коллективов, социальная структура и деятельность учреждений образования, взаимоотношения педагогов и учеников, роль и профессиональный статус педагогов, их социальное положение;
  • внешнем, когда изучаются социальные аспекты взаимодействия образования и других общественных институтов - науки, культуры, политики, производства, влияние образования на другие виды общественной деятельности, социальных процессов, отношений.

Изучая образование как социальную систему, социология исследует социальные принципы, на которых должна базироваться образование, чтобы удовлетворять требования сегодняшнего дня, а именно:

всеобщности, или демократизации, что обеспечивает доступность образования любым социальным и этническим слоям населения;

непрерывности и преемственности, что означает подражания и связь всех ступеней обучения, стимулирования процессов повышения квалификации и восстановления образованности, обеспечения сквозного и интегрированного характера образования;

широкой профилирования, что предусматривает гуманитаризацию, фундаменталізацію и многопрофильность обучения;

гуманизации, что тяготеет к усилению целенаправленного влияния на развитие личности, формирование ее человеческих качеств;

интенсификации, что нуждается мобильной обработки информации и подбора необходимого для обучения, формирование механизма внутреннего самообновления;

институциональной рефлексии, что означает гибкость, способность системы образования реагировать на требования, диктуемые социальным прогрессом человечества и этническими особенностями общества;

инновационности, обеспечивающей опережающее развитие образования в процессе общего социального прогресса;

элитарности, что означает селекцию, качественный отбор лиц для обучения по уровню их природных способностей, таланта, интеллекта, а также структурная дифференциация системы образования;

формирование свободного образовательного пространства, что закладывает возможности дальнейшей демократизации образования, свободного выбора соответствующих форм, средств, направлений обучения и т.д.

Наряду с внутренней дифференциацией образования наблюдается ее интеграция в мировых параметрам.

В мире известны американская, японская, французская, немецкая, шведская и другие системы образования. Хотя все они и отличаются друг от друга, является, однако, общие тенденции их развития: децентрализация управления образованием, углубление дифференциации видов и форм образования и др.

В настоящее время в Европе разрабатываются общие для нескольких государств программы развития образования, которые основываются на взаимных контактах университетов разных стран и создают своеобразный образовательное пространство для общения преподавателей, обмена опытом, обмена студентами, стажерами. Европейские социологи интересуются в своих исследованиях в основном ролью образования в профессиональном продвижении, социальной мобильностью как фактором, который обеспечивает уравнивания в правах различных социальных групп. Особое внимание уделяется взаимодействия высшей школы с социальным центром, перспективам выпускников на рынке труда, роли образования в социализации личности.

Предметом изучения американской социологии образования является формализованные образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), учебные процессы, которые в них происходят, связи, которые сложились между ними и другими социальными организациями.



Назад