Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 29. Социальный институт образования, его функции в обществе


Образование как социальный институтс одной стороны, является совокупностью определенных учреждений, лиц, которые обеспечены определенными материальными средствами и выполняют соответствующие социальные функции, а с другой - это система идей, правил, норм, стандартов поведения участников образовательной деятельности. Образование - это один из древнейших и важнейших институтов общества.

Социальный институт образования предоставляет постоянства и определенности общественным отношениям в отношении накопления и передачи знаний, социального опыта, воспроизводства и развития культуры, целенаправленного формирования личности, интеллектуального потенциала общества.

В социологической науке существует несколько концептуальных подходов к определению содержания и функционального значения деятельности институтов образования. Представители функционального подхода (Кларк, Херн) особое значение придают положительной функции образования. Еще Е. Дюркгейм подчеркивал, что главной функцией образования является передача ценностей доминирующей культуры. Однако культурная направленность и культурные ценности существенно различаются в разных обществах, даже в разных социальных группах того самого общества, что обусловливает существенные различия в содержании различных систем образования. Привлекая молодежь к общественных культурных ценностей и идеалов, образование способствует поддерживанию социального порядка, а обеспечивая воплощение в жизнь новых технологий, научного переосмысления существующего знания - способствует социальным изменениям, развития общества.

Следовательно, в соответствии с этой теорией институт образования возникает прежде всего как средство социального контроля, как механизм регулирования социальных отношений для создания равных возможностей социальной мобильности.

Авторы теории человеческого капитала (Андерсон, Хэлси, Флауд) считают, что образование - это капиталовложение в будущее человека, которое впоследствии сможет дать выгоду. По их мнению, потраченные в прошлом усилия обязательно будут вознаграждены в будущем. Итак, статус взрослого человека обусловливается количеством и качеством капиталовложений в процесс ее образования.

Согласно теорией конфликта (Гінтіс, Боулз, Колинз) образование является отражением различных групповых конфликтов, она способствует эксплуатации и угнетению социальных групп, которые находятся в менее благоприятных условиях. Сам процесс распространения образования представители этой теории связывают как с потребностью в квалифицированных кадрах, так и с борьбой статусных групп за права, привилегии, власть, богатство. Конфликты по поводу требований к уровню образования возникают между группами, имеющими все это, и теми, которые стремятся иметь. Первые настаивают на соответствия образования определенным «стандартам», другие - на свободном доступе к ней. Следовательно, эта теория утверждает, что образование способствует сохранению структуры социального неравенства в обществе.

Исследуя образование как социальный институт, социология изучает его (института) роль в государственной жизни общества исходя из проблем социализации личности, определение места образования в системе культурных ценностей, социальных ориентаций. Ведущей является проблема поведения человека в образовательном пространстве, ее отношение к института образования, мотивации образования и т.д. В изучении самого процесса образования предметом социологического анализа является взаимодействие его субъектов и механизмы этого взаимодействия. Такими субъектами являются социальные группы учащихся, преподавателей, научных работников, учебно-вспомогательных звеньев, управленцев среднего и высшего звена. Они различаются по своим интересам и отношением к учебного процесса.

Характерным является то, что образовательные функции не только способствуют воспроизводству общества, его социальной стабильности и интеграции, но вместе с этим обеспечивают его социальные изменения и развитие. Поэтому социальный институт образования рассматривается социологами во взаимосвязи с другими институтами - экономики, семьи, политики, религии - в связи со стратификацией общества.

Функционирование социального института образования связано в первую очередь с удовольствием таких потребностей общества, как воспроизведение различных категорий рабочих, культуры производства, привлечение молодого поколения к труду, подготовка его к выполнению различных видов профессиональной деятельности, ролей, занятие определенных должностей, обладание определенных позиций в современном обществе. Как уже отмечалось, эту функцию выполняет семья, но только частично. Это очень сложный процесс, требующий больших материальных затрат, времени, профессиональных возможностей. Семья не в состоянии обеспечить полным объемом знаний, навыков, умений, которых требует настоящего. Только система образования, представленная различными учебными заведениями, способна эффективно выполнить эту функцию, которая определяет характер взаимосвязи образования с развитием производительных сил общества, воспроизводит его социально-ролевую структуру и называется в социологии профессионально-экономической функцией образования.

Одной из наиболее важных функций института образования является трансляция і распространение ценностей культуры в обществе. Речь идет о ценностях культуры в широком их понимании - научные знания, профессиональные навыки и опыт, достижения в искусстве, моральные нормы и правила, стандарты и традиции социального поведения и т.п. В то же время институт образования выполняет функцию обеспечения исторической преемственности, использования исторического опыта и духовного наследия поколений.

Выполняя эту функцию, институт образования воспроизводит характер отношений личности с обществом, отражает их разнообразие.

Важной функцией института образования является социализация личности, адаптация молодежи к социальных отношений, общественной жизни, привлечение к социально-культурных ценностей, формирования установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, которые присущи именно этому обществу.

Образование не только знакомит с культурными ценностями, нормами, социальными ролями, но и способствует их интернализации, воспроизводству определенного образа жизни, то есть выполняет интегрирующую функцию. Благодаря образовании происходит интеграция личности и отдельных групп населения в социальную систему. Они становятся субъектами совместных действий. Уже сами учебные заведения (школы, институты) объединяют учебным процессом разных по физическим здоровьем, материальным обеспечением, семейным положением, культурным уровнем индивидов из разных этнически-классовых образований.

Благодаря образовании происходит переход людей из одних социальных групп к другим.

На современном этапе развития общества большое значение приобретает инновационная функция - обеспечение социальных и культурных изменений. Эта функция реализуется проведением научно-исследовательской работы в стенах самих вузов, а также выполнением заказов фирм, промышленных предприятий, различных учреждений на проведение исследований, в результате которых разрабатываются мероприятия для совершенствования и развития социальных и культурных процессов.
С этой функцией связана еще одна - сочетание образования с наукой и производством, что способствует ускорению научно-технического прогресса, совершенствования самой системы образования, потому что новые научные идеи и открытия включаются в учебных программ, обеспечивая высокое качество подготовки специалистов.

За перехода от тоталитарного режима к демократическому чрезвычайно важной становится воспитательная функция образования. Именно образование, обеспечивая процесс гармонизации и совершенствования человеческих качеств, должна сформировать новый тип личности, нового гражданина, который не был бы отягощенным коммунистической идеологией и стал бы активным участником социально-экономических и политических преобразований. Образование должно стимулировать саморефлексию - глубокое осознание человеком своей сущности и личных потенций.

Обучение языку, истории, литературы, принципов морали является предпосылкой формирования общепризнанной системы ценностей, благодаря чему человек учится понимать других людей и самого себя, становится сознательным гражданином страны.

В рамках этой функции социология исследует проблемы обучения в контексте становления и развития личности. Обучение в социологическом смысле - это не столько приспособления, умение взаимодействовать с социальным окружением, сколько освоение культуры этого взаимодействия.

Эта функция особое значение приобретает в настоящее время в связи с изменением глобальной цели образования, с ее гуманизацией. К сожалению, гуманизация образования даже в государственных программах «Образование», «Дети Украины» и т.д трактуется очень узко - как увеличение количества гуманитарных дисциплин без оглядки на глубину изучения их содержания. Между тем благородство, что соответствует самому высокому уровню социальности, понимания и уважения интересов и мнений других зависит не столько от объема знаний о человеке, общечеловеческие ценности, высокую мораль, сколько от умений и навыков гуманной взаимодействия.

Немаловажное значение имеет функция социальной селекции, для выполнения которой структура образования должна быть построена таким образом, чтобы уже с самого начала обучения автоматически обеспечить отбор наиболее одаренных и способных к обучению личностей. После обязательной восьмилетней образования (в зависимости от успеваемости и личных интересов) одни из учащихся продолжают обучение в двенадцатилетней школе, а затем некоторые из них идут в вуз; другие после окончания восьми классов будут учиться в профессиональных училищах, техникумах. В высших учебных заведениях тоже введена многоступенчатая образование, которое дает возможность выявлять лучших для продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре. Непосредственно этой цели служит система специализированных и элитарных школ и совокупность определенных процедур отбора молодежи для обучения: тестируемый отбор по интеллектуальным развитием, за уровнем знаний по отдельным предметам и т.д.

Выполнение функции социальной селекции обеспечивает рациональное воспроизводства и обновления социальной структуры общества, а следовательно, и его нормальное функционирование. Это является прямым проявлением взаимодействия института образования и социальной структуры общества. Выполняя селекционную функцию, институт образования способствует социальной мобильности, созданию возможностей продвижения вверх на более высокую социальную ступень. Диплом вуза должно гарантировать возможность получить престижную и высокооплачиваемую работу, чем объясняется ценность высшего образования. Но на практике процесс социальной селекции еще очень далек от идеала, особенно в Украине, где усиливается расслоение общества на бедных и богатых, а следовательно, происходит нежелательный обратный влияние стратификации на образование. Досадно, но в нашем обществе доступ к престижной образования и следующие социальные перемещения в целом больше связаны не с качествами самой личности, ее знаниями и навыками, а с общественным статусом родителей, материальным благосостоянием, «полезными связями» и др.

В контексте совершенствования функциональной деятельности института образования чрезвычайное значение имеет актуализация такой его функции, как стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянного стремления к знаниям. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков не исчерпывают цели увеличения часов на самостоятельную работу учащихся и студентов в программах учебных заведений. Они должны дать человеку основательные навыки самостоятельной работы с книгами, документами или другими источниками подготовки.



Назад