Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 30. Социологические исследования системы образования в Украине, пути ее совершенствования


Для того чтобы выявить действенность образования с позиций социологии, требуется многостороннее оценивания этого института. Очень важно оценить социальное направление, цели, установки и ориентации как тех, кто учится, и тех, кто учит, а также тех, кто является потребителем продукции профессионального образования, кто получает профессиональных специалистов, претендующих на соответствие потребностям народного хозяйства. Именно с таких позиций подходит социология к изучению ключевых показателей образования.

Прежде всего социологов интересует уровень знаний учеников, студентов, населения страны. Сейчас показатель работающих в народном хозяйстве, имеющих среднее, среднее специальное и высшее образование, чрезвычайно высок. С каждым годом он увеличивается. Однако качество профессиональной подготовки не удовлетворяет современные потребности
общества. Лучшие традиции, которые имела отечественная средняя и высшая школа в конце 50-х гг. ХХ ст., впоследствии было потеряно. Она перестала обеспечивать усвоение настоящего богатства человеческой культуры, загальногуманистичних моральных ценностей.

Тематика социологических исследований в нашей стране менялась одновременно с эволюцией социальных отношений. Социологические исследования проблем образования активизируются в 60-70-е гг., в периоды ее реформирования. Анализируются взаимодействие образования с социальной структурой общества, социально-профессиональная ориентация молодежи, факторы улучшения качества образования и т.д.

Исследования выявили отсутствие надлежащих связей между учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельностью высшей школы, нарушение принципа непрерывности образования, осложнения адаптации молодых специалистов через несоответствие качества подготовки потребностям общества, причиной чего был первоначально недостаточный связь образования с производством. Будущие специалисты - выпускники специальных учебных заведений - были мало информированы о содержании и специфике будущей профессии, условия и оплату труда. А поэтому значительная их часть была недовольна тем, как складывалась их профессиональная судьба и периодически меняла профессию или место работы.

Исследования показали, что значительное влияние на качество подготовки специалистов оказывает материально-техническая база, научно-методическое и организационное обеспечение учебного процесса.

Для оценки эффективности и качества образования большое значение имеет удовлетворение процессом получения знаний, методами и формами предоставления знаний, самими знаниями и тем, насколько они помогают людям в жизни.

Социологические наработки свидетельствуют, что удовлетворенность образованием является очень низкой в служащих и еще ниже в рабочих. Ученые объясняют это явление ограниченными возможностями социального статуса, а также недостаточными в свое время требованиями школы и родителей, которые заставили бы их прилагать больших усилий для овладения знаниями.

Развитие современной системы образования в Украине также является очень противоречивым - реальные позитивные изменения зачастую намного меньше, чем негативные тенденции. По многим вопросам продолжается состояние полной неопределенности.

Старая система образования уделяла много внимания трудовому обучению, воспитанию первичной потребности в труде. Но она была малорезультативной, поскольку оперировала самими загальниками - трудолюбие вообще, трудовое обучение вообще без учета конкретных запросов и пожеланий молодежи.

Эффективность образования, как замечает Же. Тощенко, во многом зависит от того, какую цель имеют участники этого процесса и, прежде всего, учащиеся и студенты, что они хотят реализовать в своей жизни с помощью образования. В этом контексте очень важно выявить зависимость между социальной и профессиональной ориентацией. Социальная ориентация - это определение человеком своего места в системе общественных отношений, выбор желаемого социального статуса и путей его достижения. Профессиональная ориентация - это осознание того «набора» профессий, который предлагает в данный момент общество, и выбор из них наиболее привлекательной.

Социальная и профессиональная ориентации взаимодействуют, потому что социальный статус человека в обществе в значительной степени определяется характером и содержанием его профессиональной деятельности.

Социологические исследования свидетельствуют, что выбор профессионального образования лишь частично обусловлено интересом к самому только профессии. Более чем на профессию молодежь ориентируется на свое будущее социальное положение, поэтому социальная ориентация выпускников школ формируется гораздо раньше профессиональную. Они мало информированы о содержании будущей профессии, но осознаем, какие жизненные блага, привилегии, благосостояние она обеспечивает. Особенно усилилась социальная ориентация в период рыночных преобразований. Резко увеличилось количество желающих получить экономическое, финансовое, юридическое образование, потому что именно эти виды образования дают возможность быть в будущем лидером, материально обеспеченным человеком, занять высокую социальную позицию в структуре общества. Не желает современная молодежь физически работать, не пользуются в нее уважением производственные профессии, требующие среднего специального образования.

К проблеме цели вплотную примыкает проблема мотивов обучение. Если в общеобразовательной школе интерес к образованию несколько размытый установками «так нужно», «требуют родители», «все учатся», то в средних профессиональных и высших школах он четко проявляется в желании «получить престижную профессию», «работать в интеллектуальной сфере деятельности». При рыночных отношений проявляется особый интерес к высокой заработной платы, экономической независимости, будущего устройства в жизни.

Наиболее престижными в настоящее время является предпринимательская и менеджерская деятельность, банковская и юридическая дело, бухучет и аудит, зато значительно снизился престиж деятельности инженера, врача, учителя, ученого. Изменения, происходящие в общественном сознании, обусловлено неоправданной несоответствием социально-экономических условий различных видов труда, а прежде всего ее оплаты. Отсюда и низкая профессиональная стабильность. Большое количество выпускников средних и высших учебных заведений работают не по специальности. Безработица приводит к тому, что многие специалисты вынуждены работать на должностях, не требующих такого высокого уровня подготовки.

Для преодоления перекосов в общественном сознании, в оценке престижности профессий, в формировании профессиональной ориентации и мотивации к труду большое значение имеет обеспечение в системе образования сочетание обучения с производительным трудом. Благодаря этому молодежь приобретает не только трудовых навыков, но и осознает общественную значимость этого вида труда; молодые открываются возможности сознательной ориентации в трудовой сфере, а следовательно, экономической свободы, возникает интерес к пополнению знаний. Без этого труд, по мнению выдающегося педагога А. Макаренко, является педагогически нейтральной, то есть не формирует духовного богатства личности.

В этой связи чрезвычайно большое значение имеет сотрудничество учебных заведений с научными и производственными организациями, участие учеников и студентов в исследовании и решении конкретных проблем современности. С переходом к рыночным условиям возможно появление новых форм организации такого сотрудничества, например, школьных и студенческих кооперативов, сочетание обучения и трудовой деятельности на общественных началах.

Кризис образования проявилась и в увеличении ее отставание от науки. В ХХ в. наука обогатилась новыми знаниями, образование же относительно развития методологии и дидактики осталась на уровне XIX века., что снижает престиж знания, ослабляет его мотивацию.

В этом контексте особенно актуальным является вопрос формирование самой концепции образования, характера ее дальнейшего функционирования. Старая авторитарная система образования, выполняя государственный заказ, формировала не субъектов социального действия, а человека-объект, которым можно было бы управлять, манипулировать. Она противопоставляла личное - общественном, политическом - моральном, профессиональное - человеческом. Это удручало человека, унижало ее достоинство. Задача современной системы образования - формировать свободную личность, которая бы самостоятельно делала выбор и определяла свой жизненный путь, обеспечивала бы свое благосостояние и сама отвечала за свой социальный статус. Этому может способствовать система, ориентированная на содержание образования, на активные способы интеграции молодежи в социальные отношения. Она имеет больше концентрировать внимание не на отдельных учебных дисциплинах, не на объеме информации, а на поисках новых методов организации обучения, когда в сознании человека формировалось бы как можно больше прямых связей с общим мировоззрением, общественным сознанием. Именно в этом и заключается истинное богатство, целостность и единство личности, залог ее подлинной свободы.

Большое значение имеет формирование образованием национального самосознания, что будет способствовать определению молодежью правильных жизненных ориентиров. Сочетание исторического сознания с самосознанием является необходимым для формирования у молодежи настоящей гражданской позиции в построении демократического общества.

Значительное влияние на сознание и поведение молодежи оказывает система управления учебным заведением. Соблюдение норм и принципов демократии, справедливое решение принципиальных вопросов, касающихся интересов различных групп молодежи, становится для тех, кто учится, настоящим ориентиром на будущее.

Усовершенствование системы образования невозможно без изменений в преподавательском корпусе. По объективным данным (образованием, стажем) большинство преподавателей, педагогов отвечает своему назначению, но качество их деятельности, как правило, оставляет желать лучшего. Многие из учителей, преподавателей высшей школы не понимает сущности явлений, которые происходят сейчас в Украине, не болеет за ее будущее, а следовательно, невольно передает свою растерянность, апатию и беспомощность ученикам. Как свидетельствуют социологические исследования, большое беспокойство студентов вызывает несправедливость и равнодушие некоторых преподавателей и деканов, необъективность оценки знаний, неоправданно завышен статус тех, кто платит за обучение.

Система получения образования является одним из критериев социальной дифференциации. Роль этого критерия с переходом к рынку усиливается. С демократической системы образования, доступного для представителей всех социальных групп, открытой для контроля и действий со стороны общества, она превращается на селективную, элитарную, такую, которая базируется на идее как экономической, так и политической автономности. В рыночных условиях образование воспринимается как сфера предпринимательской деятельности, которая должна давать прибыль. Поэтому возможность платить и талант - две главные составляющие селекции в образовании.

Образование в Украине было обесценено. Об этом свидетельствует хотя бы оплата труда. По сути, исчезла была ее дифференциация (профессор получал гораздо меньшую зарплату, чем государственный служащий со средним образованием). Вследствие этого многие самых квалифицированных преподавателей высшей школы выехали за границу, снизился интеллектуальный уровень нации. А в США, например, даже рядовой работник с высшим образованием получает зарплату на 70% больше, чем тот, кто ее не имеет.

Ухудшение материального состояния, ослабление стабильности, разрушение социальной защищенности, ограничения прав вузовских и школьных коллективов усилили влияние узкогрупповых интересов, активизировали дезорганізаційні процессы в системе образования. Работники образования свое тяжелое материальное положение, трудности адаптации к рыночным условиям небезосновательно связывают прежде всего с государственной политикой, которая постоянно отказывается признавать образование приоритетным направлением развития государства.

Социальная незащищенность порождает в преподавательских коллективах чувство апатии и разочарования. При таких условиях нечего и надеяться, что они будут внедрять в учебный процесс любые новации, проявлять инициативу и высокое сознание.

Одной из причин такой ситуации (кроме непродуманной государственной политики) является недостаток интеграции учебного процесса и практики. Как уже отмечалось, экстенсивное развитие народного хозяйства в прошлом не нуждался специалистов высокого качества. Уровень жизни человека не зависел от ее профессиональной компетенции. Знания, талант оставались незастосованими.

Поэтому в конце 80-х и в начале 90-х гг. прошлого века социологов интересовали проблемы, связанные с вхождением образования к рыночным условиям, с управлением и реформированием высшей и средней школы. Именно тогда начался переход от унифицированного государственного обучение в различных альтернативных форм высших и средних учебных заведений. Произошли изменения и в государственном образовании. Она стала разнообразнее, многоступенчатой, было введено аккредитацию вузов, договорную систему отношений с потребителями, изменены правила приема абитуриентов. Цель всех этих изменений - повышение качества подготовки специалистов, вхождения в рыночные отношения и интеграция системы образования Украины в мировую систему.

Главной идеей реформирования образования является создание единой непрерывной системы, которая с помощью комплекса государственных, общественных и частных учреждений образования способна была бы воспроизводить интеллектуальный, духовный потенциал общества, удовлетворять все общественные потребности на уровне мировых стандартов.

Однако практическое осуществление этой идеи тормозится многими неблагоприятными факторами. На основании социологических исследований последнего времени ведущие специалисты определили основные из них:

  • катастрофическое материальное и финансовое положение образовательных учреждений на фоне общей социальной кризиса в государстве;
  • потеря интеллектуалов и снижение общего качества кадрового потенциала преподавательского корпуса, вызванное беспрепятственной действием нецивилизованного и неконтролируемого рынка эпохи «первоначального накопления капитала»;
  • неразвитости социальных механизмов и правового обеспечения самостоятельности, инициативы и экспериментирования в образовании;
  • слабость альтернативного сектора образования как относительно организационных форм и стабильности, так и в отношении качества надлежащих образовательных стандартов;
  • недостаток в учебных заведений свободы, необходимой для реализации собственных моделей подготовки специалистов, систем оплаты труда и др.

Итак, социология должна способствовать системному реформированию образования в соответствии с новейшими достижениями современной мировой науки и адекватным учетом условий рынка.



Назад