Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 19. Связь жанров календарно-обрядовой творчества с художественной литературой и их исследование


Календарная обрядность интересовала писателей от начала зарождения новой украинской литературы. Так, одна из первых пьес - опера С. Писаревського «на Ивана Купала» была создана на основе элементов народного действа. Немало мотивов обрядности использовали поэты-романтики (песня русалок в балладе Л. Боровиковского «Заманка», в произведениях М. Маркевича «Русалки», «Иван Купала», «Сон-трава»).

Едва ли не самым распространенным жанром, позаимствованным литературой по народной словесности, является веснянка. Его использовали М. Шашкевич (поэзия «Весновка»), Я. Головацкий («Весна», «Два венчики»), Л. Глебов («Веснянка»), И. Манжура («Веснянка», «Весняночка, паняночка»); поэтику жанра использовал Бы. Гринченко в цикле «Весенние сонеты» из сборника «Под облачным небом» (самые яркие произведения - «Весна идет!..», «Весна пришла! Рощи зазеленели», «Иди в гай!..», «Вонаспіва, что сгинули морозы», «И свет воскрес! И работник большой»); В. Самойленко в цикле «Весенние песни» («Торжествует земля», «Весна вернулась»), «Весенняя элегия» и большом цикле «Весна» («Ой весна, весна, где ты задержался», «Приходи же, весно: уже готовы все мы», «Весна все сильнее расправляет крылья» и др.); Я. Щеголев в повести «Весна», «Веснянка» из сборника «Воресло» (здесь есть и другие жанры календарно-обрядовой лирики, в частности поэзии «Косари», «Календарь»); Франко в цикле «Веснушки» из сборника «Из вершин и низин»; В. Маковей в цикле «Веснушки» из сборника «Поэзии»; И. Крушельницкий в сборнике «Весенняя песня»; В. Чумак в стихах «весенний Гомон», «С утренних настроений»; В. Еллан в стихотворении «Весенние выходки»; В. Полищук в произведении «Веснянка»; Д. Фальковский в поэзии «Ой весна, весна». Элементы народной весенней игры «Шум» использовал П. Тычина в отображении шума эпохи путем воспроизведения шума цветущей природы в поэзии «Шумы, епохо наша». Этот же мотив появляется в стихе М. Некрасова «Зеленый шум». Перегуками с праздниками весеннего цикла является поэзии П. Тычины «Пасха», «Рощи шумят», «Шовковая зеленая ярилась из-под земли», Б. Лепкого «В Пасхальную неделю», О. Стефановича «Пасхальное», Б. -И. Антонича «Зеленые святки».

В литературе представлены и другие жанры календарно-обрядовой лирики. Стилизациями под народные колядки есть стихотворение Леси Украинки «Ой в рая, рая, около Дуная»; М. Черемухи «Сивсокіл»; лирическая поэзия П. Тычины «Примерно клюют и райские птицы»; стихи Б.И. Антонича «Рождество», «Коляда» из сборника «Три перстня»; произведения В. Стефановича «Рождество», «Рождественская сказка», «Рождественское», «Свіжеєсіно, ясли кленовые», «Коляда»; этими мотивами полны поэзии Бы. Лепкого Цикла «На праздники»; цикл стихов О. Олеся «Ежегодно», куда вошло 48 стихов, связанных с календарной цикличностью в природе; рождественскими мотивами проникнуты поэзии И. Калинца, особенно сборник «Відчи-нення Вертепа», цикл «Рождественское алогійне».

До лирических жанров летнего и осеннего циклов обращались М. Рыльский, в частности в стихотворении «Сенокос», с жниварською лирикой перекликается его поэзия «Песня»: «...Жнецы склонились, / Потомились / И от труда от тяжелой / покрылись Потом». Мотивы жниварської поэзии есть и в творчестве П. Тычины, например, в поэзии «Расскажи, расскажи мне, поле». Атмосферу купальской ночи воспроизводит В. Мысик в поэзии «Под Ивана Купала»; В. Лятуринська в сборниках «Гусли», И. Калинец в сборнике «Огонь Купала». Колоритными перепевами народных колядок, веснушек, гагілок, купальских и обжинкових песен является цикл «Об белые и терновые города (Десять стилизаций для матери)». Калинца.

Народная фольклорная традиция жизни молодежи в течение календарного года воспроизведена в сборнике стихов П. Кулиша «Посиделки»; вечерницы описанные в повести Г. Цветки-Основьяненко «Маруся», балладах Л. Боровиковского «Маруся», С. Руданского «Вечерниці»; драме Т. Шевченко «Назар Стодоля»; этой теме посвящен художественный очерк А. Тесленко «На досветках».

Действа календарной обрядности описаны также в украинской прозе, в частности в произведениях М. Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь» и др.; в повестях Г. Коцюбинского «Тени забытых предков», П. Мирного «Морозенко»; рассказах О. Пчилки «Смущена ужин (Рождественское приключение)», М. Черемухи «На Купала, на Ивана», «Коляда», «Писанки» (сборник «Верховина») и очерках «Иордан», «Колядовщикам науки»; повестях К. Гриневичевої «Шестикрилець» и «Шлемы в солнце»; романах С. Скляренко «Святослав», «Владимир». Картины или мотивы празднования календарной обрядововсті является вкраплениями во много современных произведений исторической прозы И. Билыка, П. Загребель-ного, Г. Иваничука. Они встречаются и в драматургии. Кроме оперы С. Писаревського «на Ивана Купала», самыми яркими примерами являются мелодрама Т. Шевченко «Назар Стодоля», где детально воссоздан рождественский обряд; из современных произведений - драма М. Стельмаха «На Ивана Купала».

Исследования жанров календарной обрядности.

И лирическая, и драматическая стороны жанров кадендарно-обрядовой народного творчества были в сфере изучения многих исследователей.

Собирание и изучение календарно-обрядовых песен велось в русле общего исследования народной лирики, поэтому эти произведения печатались рядом с лирическими песнями. Первые публикации обрядовых песен были осуществлены М. Максимовичем в его сборниках «Малороссийские песни» (Москва, 1827), «Украинские народные песни, изданные Михаилом Максимовичем» (Москва, 1834) и «Сборник украинских песен, изданный Михаилом Максимовичем» (Киев, 1849). Впоследствии опыт ник совершил большую трьохтомну разведку календарной обрядности «Дни и месяцы украинского крестьянина» (Киев, 1877). Также тексты украинской обрядности были в сборниках народных песен. По-леського, А. Метлинського, П. Чубинского, Г. Лысенко, Б. Грінчен-ка, П. Иванова и др.

Сбором и изучением календарно-обрядовой поэзии занимались. Срезневский, Г. Костомаров, О. Бодянский, Г. Сумцов, впоследствии - П. Чубинский, Б. Гринченко, 3. Доленга-Ходаковский и др. Мифологическим аспектом изучения занимался М. Костомаров, в частности этой проблеме посвящена его магистерская диссертация «Об историческом значении русской народной поэзии», «В цикле весенних песен в народной южнорусской поэзии» (1843), «Предания первоначальной русской летописи в соображениях с русскими народными преданиями в песнях, сказках и обычаях» (1871) и др. Его углубленные исследования и развитые В. Потебней в работах «О купальских огнях и сродных с ними представлениях», «О мифическом значении некоторых обрядов и поверий» (1865), «Объяснения малорусских и сродных народных песен» (Т. 1, 1883), а впоследствии - «Объяснения малорусских и сродных народных песен. Колядки и щедровки» (Т. 2, 1887).

На Западной Украине особую роль в сборе и изучении календарно-обрядовоої творчества сыграли деятели «Русской тройке» - М. Шашкевич, И. Вагилевич, Я. Головацкий: ряд записанных ими произведений вошел в альманаха «Русалка Днистровая» (1837). Много описаний обрядов и текстов песен было напечатано в сборнике Я. Голо-вацького «Народные песни Галицкой и Венгерской Руси» (1878). Высокую оценку календарно-обрядовой поэзии И дал. Франко в труде «Наши коляды» (1889), а также в «Истории украинской литературы. Часть первая. Людова поэзия» (1909).

В начале 20 в. важную роль в собирании и исследовании жанра сыграли В. Гнатюк и Ф. Колесса. В. Гнатюк издал два тома колядок и щедривок (Львов, 1914); обобщенный анализ жанров осуществил Ф. Колесса в труде «Украинская устная словесность».

Среди современных исследователей - О. Дей («Игры и песни. Весенне-летняя поэзия трудового года», К., 1963; «Колядки и щедривки. Зимняя обрядовая поэзия трудового года», К., 1965 Г.); Грицай («Веснушки», К., 1970), Ю. Круть («Жатвенные песни», К., 1971). Ряд монографий на эту тему выдал В. Скуратовский («Обереги памяти. Народный агрокалендар», К., 1992; «Месяц. Украинский народный календарь», К., 1993; «Дидух: Праздника украинского народа», К., 1995) таин.

Из-между диаспорных ученых 20 в. наиболее заметное место занимают О - Воропай («Обычаи нашего народа» вдвоем томах, Мюнхен, 1958) и С. Килимник («Украинский год в народных обычаях в историческом освещении» в трех книгах, шести томах, Виннипег, 1955, 1962).

Отдельную страницу в фольклору занимает исследование обрядовой и ритуальной драмы. Первые записи украинского вертепа сделают л иене гущинським дьяком И. Даниловичем в 1771 г. Существуют более поздние записи вертепных сцен В. Щурата, Г. Мочульського, Ю. Яворского и др. Исследованиями украинских народных театральных действ занимались М. Маркевич («Обычаи, повярья, кухня и напитки малороссиян», 1860), В. Перетц («К истории польского и русского народного театра», 1905), И. Франко («К истории украинского вертепа XVIII в.», 1906, «Новые материалы к истории украинского вертепа», 1908). Марковский («Украинский вертеп. Разведки и тексты», 1929). Анализируя отдельные жанры календарной обрядности, В. Гнатюк обращал особое внимание на театралізацію их выполнения (что зафиксировано во многих томах «Этнографического сборника»), его последователем в этой работе был Бы. Яцимирский («Маланка» как вид святочного обрядового ряжения», 1914) и И. Свенцицкий («Образ международного похода колядної словесности», 1925, «Рождество Христово в походе веков», Львов, 1933). Последний проследил влияние міґраційних обрядов и мотивов от Эллады и Рима.

 

Литература

 

Балушок В. Обряды инициации украинцев и древних славян. - Льйів; Нью-Йорк, 1998. - 216 с

Уже весна воскресла. Гаивки. - Тернополь: Млечный путь, 1992. - 98 с

Воропай О. Обычаи нашего народа. Этнографический очерк: В 2 т. - К.: Оберег, 1991. - Т. 1. - 450 с; Т. 2. - 445 с

Гнатюк В. Календарь / / Гнатюк В. Избранные статьи о народное творчество. - К.: Наук, мысль, 1966. - В 138-151.

Грушевский М. История украинской литературы: В 6 т., 9 кн. - Т. 1. - К.: Лыбидь, 1993. - С. 392.

Дей А.И. Украинские колядки и щедривки в исследованиях славянских ученых / / Дей А.И. Страницы из истории украинской фольклористики. - К.: Наук, мысль, 1975. - С 220-234.

Жатвенные песни / У рядом, и вступление, ст. Ю. Крутя. - К., 1971. - 271с.

Закуковала кукушечка: Антология украинского народного поэтического творчества / Вступление, ст., сост. и примит. Н.С. Шумади. - К., 1998. - В 24-125.

Золотослов: Поэтический космос Древней Руси / Сост., передм. и пер. М. Москаленко. - К., 1988. - 292 с

Календарно-обрядовые песни. - К., 1987. - 392 с

Килимник С. Украинский год в народных обычаях в историческом освещении: В 2 кн., 4 т. - Кн. 1. - К.: AT «Обереги», 1994. - 400 с.

Килимник С. Украинский год в народных обычаях в историческом освещении: В 2 кн., 4 т. - Кн. 2. - К.: AT «Обереги», 1994. - 528 с

Климец ИУД. Купальская обрядность на Украине. - К., 1990. - 142 с

Колесса Ф. Украинская устная словесность / Вступление, ст. М. Мушин-ки. - Эдмонтон, 1983. - С 1-154.

Календарно-обрядовые песни / Сост., передм., примит. А.Ю. Чеба-нюк. - К., 1987. - С 35-66.

Колядки и щедривки / Сост., вступление, в. и примечания О Глушко. - К., 1991. - 239 с

Колядки и щедривки / Вступление, ст. О. Дэя. - К.: Наук, мысль, 1965. - 640 с.

Круть ЮЗ. Крестьянский обрядовая поэзия славян. - К.: Наук, мысль, 1973. - 208 с

Кутельмах К.М. Календарная обрядность / / Гуцульщина: Істори-ко-этнографическое исследование. - К., 1987. - В 286-302.

Потебня А.А.. О купальских огнях и сродных с ними представлениях / / Потебня А.А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - В 530 - 552.

Потебня А.А.. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий / / Потебня А.А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - С. 379-443.

Потебня А.А.. О некоторых символах в славянской народной поэзии / Потебня А.А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - С. 285-378.

Свидницкий А. Пасха в подолян / / Свидницкий А. Произведения. - : Наук, мысль, 1985. - С. 456-512.

Скуратовский В. Дидух: Праздника украинского народа. - К.: Образование, 1995. - 272 с.

Скуратовский В. Месяц. Украинский народный календарь. - К., 1993. - 207 с.

Скуратовский В. Обереги памяти. Народный агрокалендар. - К.: Казна, 1992. - 112 с.

Тесленко А. На досветках / / Тесленко А. Произведения. - К.: Наук, мысль, 1988. - С. 255-256.

Тесленко А. Ночь на Ивана Купала в с. Харьковцах / / Тесленко А. Произведения. - К.: Наук, мысль, 1988. - С. 247-254.

Леся Украинка. Купала на Волыни / / Леся Украинка. Собр. произведений: В 12 т. - Т. 9. - К., 1977. - С. 9-29.

Украинские народные песни: Календарно-обрядовая поэзия. - К., 1963. - 568 с.

Украинские народные праздники и обычаи. - К.: Т-во «Знание» Украины, 1993. _ 112 с

Украинские символы / За ред. М. Дмитренко. - К., 1994. - 140 с

Федас Й.Ю. Украинский народный вертеп (в исследованиях 19 - 20 вв.). - К.: Наук, мысль, 1987. - 182 с

Франко И. К истории украинского вертепа XVIII в. / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 36. - К.: Наук, мысль, 1980. - С 170-375.

Франко И. Наши коляды / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 28. - К.: Наук, мысль, 1980. - С 7-41.

Франко И. Новые материалы к истории украинского вертепа / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 38. - К.: Наук, думка, 1983. - С 378-402.

Франко И. Южнорусская пасхальная драма / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. НО. - К.: Наук, мысль, 1981. - С 262-313.

Франко И. Как творилась славянская мифология / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 37. - К.: Наук, мысль, 1982. - С 425-432.

Фрэзер ДжДж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М., 1984. - 703 с.



Назад