Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 31. Семья, аспекты ее социологического изучения


Семья - основная ячейка общества. Она играет большую роль в его жизнедеятельности - через физическую и социокультурную смену поколений обеспечивает возможность существования общества. В семье создается наибольшее общественное богатство - человек. Здесь она рождается и формируется как личность. Это и клетка, из которой начинается будь-яка держава. Нет страны без семьи, семейно-родственных отношений.

Без семьи невозможно воспроизведение населения, его социализация и, наконец, невозможно образование всех других социальных институтов. Именно уровень развития семьи вместе с характером труда обусловливают общественный порядок, по которым живут люди в разных странах, в разных исторических условиях.

В то же время функционирования семьи является результатом специфических социальных процессов, происходящих в обществе. Итак, семья - это как бы промежуточное состояние между обществом и индивидом.

Учитывая особую значимость семьи для жизнедеятельности общества социологи уделяют много внимания ее изучению. С тех пор, когда социология семьи сформировалась как самостоятельная научная отрасль, проведено уже несколько десятков тысяч исследований, касающихся самых разных сфер семейной жизни.

Как сложный и многоплановый социальный феномен, семья является объектом изучения многих наук. Кроме социологии, ее изучают социальная психология, экономика, педагогика, право, этика, история, этнография и др. Каждая из этих наук имеет свой предмет изучения. Так, социальная психология изучает динамику семейных групп, семейные конфликты; экономика имеет объект изучения семью как главный потребительский, а в условиях рынка - и производственный центр; педагогика сосредоточивает свое внимание на воспитательной функции семьи, право - на правовых отношениях членов семьи и т.п.

Социология семьи - это отрасль социологической науки, которая изучает формирование, развитие и функционирование семьи как малой социальной группы и как социального института за конкретных культурных и социально-экономических условий, ее место и посредническую роль в обществе, взаимодействие с другими социальными группами и институтами, с отдельными индивидами.

Социологический анализ делает возможным выявление противоречий, возникающих в этой взаимодействия, определение способов их решения и предложения научных рекомендаций по семейно-демографической политики и культурно-образовательной деятельности государственных и общественных организаций.

В научной литературе различают понятия «брак» и «семья», что означают две важнейшие объекты изучения социологии семьи. Термин «брак» воспроизводит сущность социально-правовой формы семейно-родственных отношений как своеобразной, прежде всего экономического договора, что включает вопросы собственности, финансовые и жилищные. Санкционируя брак, государство берет на себя определенную ответственность за его существование, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности, возлагает на людей, которые женятся, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, за будущее семьи.

Следовательно, брак - это семейный (духовный, экономический, сексуальный союз) (соглашение) между мужчиной и женщиной, что порождает их права и обязанности друг к другу, к детям и родных.

Общественные ценностные стандарты и морально-правовые нормы определяют прежде всего доминирующие типы брака, которые существенно отличаются в разных социокультурных системах (см. табл.).

Приведенную типологию надо знать, поскольку это дает возможность лучше понять природу брака, особенность семейно-родственных отношений, выявить общие черты в их культурно-исторических видозмінах.

Рассмотрим наиболее распространенные типы браков и семьи. В зависимости от выбора партнера выделяют ендогамні и экзогамных браки.

Ендогамний брак - это союз между лицами, принадлежащими к одной общественной группы (род, племя, каста). Он преобладал в доиндустриальном обществе и был распространен среди отдельных слоев и каст населения. Некогда и в нашей стране выходцы из «благородных» семей могли вступать в брак только с представителями этой самой слои населения. В современном обществе такая форма брака сохранилась преимущественно в некоторых социально-этнических группах.

Таблица

ТИПОЛОГИЯ БРАКА

Критерий

Тип

Определение

Выбор партнеров

Сорорат

Вдовець во второй раз женится на младшей сестре покойной жены

Левірат

Вдова выбирает партнера среди братьев своего мужа

Кузенний

Между двоюродными родственниками

Морганатический

Между партнерами разного статуса

Ендогамія

Партнер выбирается только из представителей своей группы

Экзогамия

Партнер выбирается только вне родственной группой

Численность группы брачной

Моногамия

Мужчина с женщиной

Бигамия

Мужчина с двумя женщинами или женщина с двумя мужчинами

Полигамия
(полигиния)

Больше одного жениха (невесты)

Сероратна
полигиния

Много женщин

Поліандрія

Несколько женщин, что является сестрами

Братская
поліандрія

Много мужчин

Групповой

Несколько мужчин, которые являются братьями, несколько мужчин с несколькими женщинами

Права
супруги

Патриархальный

Доминирует мужчина

Матриархальный

Доминирует женщина

Егалітарний

Равные права у мужчины и женщины

Юридическое оформление брака

Гражданский

Юридически не удостоверенный

Официальный

Юридически заверенный документами

Фиктивный

Юридически заверенный, однако,
реально не существующий

Место
проживание супругов

Патрілокальний

У родителей мужа

Матрілокальний

У родителей женщины

Неолокальний (дислокальний)

Отдельно друг от друга

Унілокальний

Все вместе

Нормы екзогамного брака наоборот приписывают выбирать брачного партнера за пределами своего сообщества, запрещают браки между людьми одного родственной группы. Эти обычаи присущи общинно-родовом устройства. Такой тип брака разрушает социальные ограничения, способствует солидаризации общества.

Иногда существуют обычаи, при которых возможны только левіратні бракикогда вдова имеет право выходить замуж только за братьев своего мужа. У некоторых племен существует так называемая матримоніальна школа, которая характеризуется тем, что сначала брачное соглашение заключается между молодым и пожилым партнерами с целью воспитания и обучения семейной жизни первых, а уже потом между сверстниками.

В зависимости от количества партнеров, которые вступают в семейно-родственные отношения, различают моногамны - между одним мужчиной и одной женщиной - и полигамные браки (между несколькими партнерами - одним мужчиной и несколькими женщинами или одной женщиной и несколькими мужчинами).

В современном мире преобладают моногамные браки. Полигамный брак нарушает естественную пропорцию между количеством мужчин и женщин. Негативным является и то, что он порождает борьбу между мужчинами за женщин или между женщинами мужчин, оказывая социальную напряженность, конфликты в обществе.

Учитывая роль и права каждого из супругов, выделяют такие типы брака: патриархальный - мужчина играет доминирующую роль в семейной жизни; матриархальный - когда доминирует женщина; егалітарний (демократический) - когда мужчина и женщина имеют равные права. В настоящее время преобладает егалітарний брак, хотя пережитки патриархальной (вообще авторитарной формы семейной власти еще сохранились и по данным социологов составляют примерно 5% общего количества браков, каждая десятая семья - это семья переходного типа, а в каждой пятой - характер отношений трудно определить.

По юридическим оформлением различают гражданские (свободные, юридически не заверенные) и официальные (оформлены соответствующими документами) браки.

Надо заметить также, что там, где церковь отделена от государства (например, в Украине), церковный брак (венчание или иной канонический способ оформления супружеских отношений) не считается официальным.

В последнее время получило распространение заключения так называемых фиктивных браков и разводов с целью решения различных экономических проблем. Однако такая практика в основном подлежит уголовному наказанию.

По месту жительства супругов браки делятся на:

  • патрілокальні - когда супругов проживает у родителей мужа;
  • матрілокальні - у родителей жены;
  • неолокальні (дислокальні) - каждый в отдельности;
  • унілокальні - мужчина и женщина живут вместе.

Известно, что тип брака определяет отношения между мужчиной и женщиной, их права и обязанности друг к другу, к детям и родных. И главным в нем является мораль, те нормы, которые сформировались в современном институте семьи. Уже сама регистрация брака соответствующими государственными органами означает принятие этой морали, норм. Они частично воспроизведены в Конституции Украины, в частности в ст. 50 отмечается, что брак заключается по свободной согласию мужчины и женщины, которые имеют равные права и обязанности, обязаны содержать детей до их совершеннолетия, в свою очередь совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Морально оправданным является лишь тот брак, который основывается на взаимном любви, на психологической готовности супругов к взаимопомощи, самоотречения, уступчивости, потому как в народе говорят: «Жениться - это наполовину уменьшить права и вдвое увеличить обязанности». Во взаимоотношениях супругов недопустимы унижения друг друга, попытки командования, дискриминация.

Термин «семья» характеризует более сложную от супружеских форму межличностных отношений - между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи. Семья имеет исторически устойчивую организацию, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья - это своеобразная первичная группа общества, члены которой объединены кровными связями, общими интересами, чувствами и стремлениями. Она состоит не только из самого супругов и его детей, а и из других родственников.

Существует много определений понятия «семья», что они акцентируют внимание на различных сторонах семейной жизни. Самое простое - это толкование семьи как группы людей, что любят друг друга, имеют общих предков, проживающих вместе.

Российский ученый А. Антонов дает такое определение: семья - это группа людей, объединенных подружньо-родственными связями, которые совместно осуществляют воспроизводство населения, обеспечивают преемственность поколений, а также социализацию детей, и поддерживают друг друга. Он утверждает, что только наличие семейных, родственных и родительских отношений порождают семью. Если любой составляющей этих отношений не хватает, то это уже не семья, а семейная группа.

Более широкое объяснение понятия «семья» дает российский социолог А. Харчев. Он считает семью исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малой группой, члены которой объединены супружескими и родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью за воспитание детей, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Социология изучает семью на макро - и микроуровне. Специфика этого изучения заключается в том, что семья на макроуровне рассматривается как древнейший социальный институт, который характеризуется определенным социальным нормам, санкциями, организационными формами, системой ролей, прав и обязанностей, с помощью которых регулирует отношения между супругами, родителями и детьми, родственниками; на микроуровне - как существенный элемент социальной структуры общества, автономную целостность, малую контактную социальную группу, древнейшую естественную общность людей, основанную на брачных отношениях и родственных связях, совместном хозяйстве и быту, взаимной моральной ответственности и помощи, члены которой находятся в постоянном общении.

На микроуровне в основном изучаются цели и задачи семьи, ее групповая динамика, сплоченность, солидарность, стабильность, включения индивидов в семью, удовлетворение пребыванием в ней, функциональными требованиями, взаимодействие членов семьи, групповой контроль, санкции, семейные ценности и нормы поведения.

Семья как малая группа отличается от других малых групп такими типичными признаками:

  • наличием между супругами особого союза, которому присуще духовное единение, глубокие интимно-доверительные связи;
  • преобладанию неформальных доверительных отношений между мужем и женой, между родителями и детьми;
  • особым способом формирования - на основе симпатий, любви, духовного единства (для образования других малых групп достаточно общих интересов).

На микроуровне больше внимания уделяется взаимодействиям, развивающихся между членами семьи за различных обстоятельств, факторам, которые формируют стабильность семьи, ценностным ориентациям, мотивам. Стабильность семьи зависит как от характера внутренних взаимодействий, так и от внешнего воздействия социокультурной среды.

На функционирование семьи как малой группы влияют, кроме общих общественных факторов, такие специфические факторы, как уровень урбанізованості населенного пункта, культурно-спортивного и оздоровительного обслуживания, этнически-демографические особенности, возможности трудоустройства и т.д.

В своем жизненном цикле семья проходит следующие фазы:

  • зашлюбини - создание семьи;
  • появление первого ребенка - начало периода деторождения;
  • рождения последнего ребенка - завершение периода деторождения;
  • женитьба и отделение от семьи последней взрослого ребенка («пустое гнездо»);
  • смерть одного из супругов - прекращение существования семьи.

Семейные отношения регулируются различными нормами. Имущественные отношения, материальные обязанности членов семьи, развод регулируются правовыми нормами; отношения ухаживания, выбора спутника жизни, распределения обязанностей, отношение супругов друг к другу, организация досуга - моральными нормами, обычаями, традициями.

Безусловно, в семейных отношениях неизбежные противоречия, потому что супруги может значительно различаться по характеру, уровнем эмоциональной культуры, интересами и духовными запросами. Напряженность в семейных отношениях может возникать по поводу воспитания детей, использование семейного бюджета, распределения обязанностей относительно домашнего хозяйства и др. Ее преодолению способствует соблюдение моральных устоев: снисходительность, терпимость, стремление достигать взаимопонимания, боязнь потерять друг друга.

В социологии существуют различные научные подходы к изучению семьи. Представители современного символического интеракционизма основное внимание уделяют изучению символических аспектов взаимодействия членов семьи: рассматривают семью как систему социальных ролей.

Конфликтолог делают упор на сложном, противоречивом характере семейных отношений, конфликтах, возникающих на почве выполнения членами семьи различных социальных ролей, и других семейных отношений.

Функционалисты, анализируя социальные функции семьи, выходят из гармонии семьи и общества как целостности и рассматривают семью как естественное выражение и реализацию потребностей общества.

Некоторые социологи постоянно пытаются совместить макро - и микроанализ. Так, Т. Парсонс уверяет, что семья не противостоит обществу, она - его подсистема, которая обеспечивает стабильность социума в целом благодаря установлению «инструментальных» отношений с другими социальными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений в самой семьи благодаря сохранению равновесия в міжособистісній динамике, усилению интегративных тенденций.



Назад