Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 32. Семья как социальный институт. Функции семьи


Как уже отмечалось, семья как социальный институт является объектом теоретического социологического анализа на макроуровне. Такой анализ позволяет выяснить типы семьи и брака в разных культурах, их связь с другими социальными институтами и системами, определить функции семьи и выяснить, насколько функционирования семьи и способ ее жизни соответствуют потребностям общества.

При этом изучаются не конкретные семьи, а модели семейной поведения, присущие определенным культурам или социальным группам, анализируются основные роли членов семьи, эффективность их выполнения, общественные функции семьи, причины и последствия недостаточной реализации этих функций при различных культурно-исторических условий, социальный механизм укрепления семейных норм и ценностей, соотношение с ними реальной поведения членов различных типов семей и т.д.

Включаясь в ценностно-нормативную систему общества, семья выступает как социальный институт, своеобразный ценностно-нормативный комплекс, с помощью которого регулируется и контролируется поведение членов семьи, определяются их социальные роли и статусы.

Контроль может быть формальным и неформальным, осуществляться как в отношении отношений супругов (между мужем и женой), так и относительно отцовства (между родителями и детьми). Если нарушение семейных норм носит эпизодический характер, не приводит к распаду семьи, отказа от отцовства, то такие отклонения от нормативной поведения контролируются общественным мнением, с помощью неформальных санкций со стороны родственников, друзей, товарищей по работе и т.д. Когда возникают постоянные семейные конфликты, которые приводят к разводу, тогда государственно-правовые органы (суды) определяют права и обязанности бывшего супругов относительно пользования имуществом, воспитание детей и т.д.

Содержание деятельности семьи раскрывается в ее функциях. Под функциями семьи ученые понимают способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов, направленной на удовлетворение базисных потребностей обществ и индивидов.

Поскольку семья взаимодействует, с одной стороны, с обществом, а с другой - с отдельными лицами (членами семьи), то те функции, которые она выполняет в отношении общества, называют общественными функциями, а те, которые выполняются относительно отдельных членов семьи, - индивидуальными. Общественные функции связаны с потребностью общества в институте семьи, а индивидуальные - с потребностями человека, принадлежащего к семейной группы.

Функции семьи - исторические, обусловленные социально-экономическим состоянием общества. Под влиянием эволюции общества меняются их характер и иерархия.

Одна из семейных функций является самой важной, она в наибольшей степени характеризует семью как социальный институт и присутствует во всех странах без исключения. Это репродуктивная функция, которая заключается в воспроизводстве населения - деторождении и духовно-нравственному воспроизведении человека в семье. Она имеет социальный характер, поскольку не ограничивается биологическим размножением, а предусматривает воссоздание человека, которая бы соответствовала современному уровню су -
общества.

Различают многодетную, середньодітну и малодітну семейную ориентацию. Сегодня в Украине преобладает малодітна ориентация. Около половины семей имеют двух детей, треть - одну, десятая часть - ни одного ребенка. Многодетные семьи составляют менее 3% общего количества.

Рождаемость детей в Украине за последние десятилетия уменьшается ежегодно. Низкая эффективность репродуктивной функции украинской семьи требует немедленного введения соответствующей демографической политики.

Демографическая политика - это система социальных мероприятий, направленных на формирование желаемой демографического поведения населения, в первую очередь регулирования процессов деторождения, содействие его росту.

Это могут быть меры, которые непосредственно стимулируют рождаемость, - предоставление женщинам единовременного поощрительной денежной помощи, более длительной послеродового отпуска с оплатой и т.п., а могут быть и опосредованно стимулирующие меры - подъема жизненного уровня, укрепление здоровья, развитие сферы обслуживания, улучшения жилищных условий и т.д.

Репродуктивная функция непосредственно связана с функцией регулирования и контроля сексуального поведения человека в обществе. Сексуальные потребности человека, влечение к противоположному полу являются биологическими инстинктами. Поэтому регуляция и контроль сексуальных отношений осуществляется во всех обществах, хотя сексуальная потребность никогда не проявляется в чистом виде, поскольку ее содержание детерминируется культурными нормами и стандартами, что их человек усваивает с детства.

Семья упорядочивает свои сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство, половая мораль (традиции, обычаи, наставления, социальный контроль и т.п.) приписывают - кто с кем и при каких условиях могут вступать в половые отношения.

И. Кон описал различные типы культур (в зависимости от господствующих норм половой морали), среди которых определил две основные: антисексуальну (репрессивную) и просексуальну (толерантную). Примером антисексуальної репрессивной культуры может быть средневековая христианская мораль, согласно которой сексуальность отождествлялась с грехом. В обществах, которые придерживались такой морали, половая жизнь допускалось только в браке. Примером общества просексуальної толерантной культуры может быть Полинезия, где сексуальность и эротизм активно поощряются. Сексуальные проблемы находят свое выражение в танцах, песнях, их свободно обсуждают. Внебрачные связи в обществах с такой культурой не осуждаются. Проявление сексуальности в юношества считается нормальным явлением.

Культуры большинства человеческих обществ расположены между этими двумя полюсами. Однако какой бы не была половая культура, общество обязательно регулирует и контролирует сексуальное поведение людей, поддерживая и стимулируя те отношения между партнерами, которые способствуют образованию семьи и отвечают демографической политике государства.

Интересно, что в большинстве обществ наблюдается так называемый двойной стандарт, согласно которому общественная мораль более снисходительно относится к внебрачным связям мужчин, чем женщин. Соціобіологи объясняют этот феномен, ссылаясь на различные стратегии сексуального поведения мужских и женских особей.
В мире животных самцы пытаются оплодотворить как можно больше самок, тогда как моногамное ориентация самок способствует сохранению и жизнеспособность потомства. Между прочим, социологи видят в «двойном стандарте» пережитки патриархальной морали, эхо прежней социального неравенства полов.

Еще одна очень важная функция института семьи, которая связана с репродуктивной функцией, - функция социализации, которая заключается в обучении и уходе за детьми, их социальной защите. Реализация функции социализации происходит через целенаправленное воздействие на человека с целью формирования определенных моральных и физических качеств, привычек, навыков, установок, ценностей, привитие соответствующих моделей и норм поведения. Семейное воспитание - это средство первичной социализации личности, приобщение ее к сложных социальных связей и взаимодействий общественной жизни. Выполняя эту функцию, семья обеспечивает преемственность в развитии культуры, сохранение ценностей и трудовых навыков. Семейная функция воспитания была и остается актуальной на всех этапах развития общества, несмотря на то что воспитанием детей занимаются и государственные учреждения.

Однако со временем происходит определенная трансформация воспитательной функции семьи - формируется новая система ценностей, стандартов и норм поведения. Так, опять усиливается роль религии и церкви в воспитании человека.

Рядом с воспитательной функцией важной является рекреативна функция, которая способствует развитию личности в членов семьи. Эта функция приобретает особое значение в условиях общего социального напряжения, увеличение стрессовых ситуаций в сфере профессиональной деятельности, в быту. Через это растет значимость психологической терапии, эмоциональной стабилизации. Семья - это сочетание родственных, семейных, родительских и детских чувств. Она является тем жизненным центром, где человек находит положительные эмоции, понимание, успокоение, снимает психологическое напряжение, душевно оздоравливается, удовлетворяет потребность в личном счастье, любви.

В то же время семья выполняет коммуникативную функцию, то есть удовлетворяет потребность человека в духовном общении, которое основывается на взаимопонимании и взаимопомощи.

Семьи присуща функция первичного социального контроля, реализация которой предполагает осуществление морального регламентации поведения членов семьи в общении и взаимодействии друг с другом.

Сегодня в условиях глубокого экономического кризиса особую значимость приобрела экономическая функция семьи. Она актуальна прежде всего относительно старых родителей - пенсионеров, которые в настоящее время находятся в тяжелом экономическом положении и нуждаются в материальной помощи от других членов семьи. Пенсионные выплаты настолько мизерные, что не обеспечивают даже половины минимального прожиточного уровня.

По условиям рынка коренным образом меняется экономический аспект семейной жизни - приобретают особое значение проблемы семейной экономики. Семейная экономика - это совокупность различных видов семейной экономической и финансовой деятельности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей членов семьи (частное домашнее хозяйство, формирования и расходования семейного бюджета и т.д.).

Известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1992 г. Г. Беккер, изучая семейную экономику, утверждает, что поведение людей в сфере личной жизни подлежит действия общих законов экономики. В основе семейной экономики лежат потребности семьи. Они имеют тенденцию к постоянному росту, но семейный бюджет является объективным ограничителем семейного потребления. Поэтому члены семьи в реальных затратах постоянно должны учитывать возможные источники и объемы доходов. Несоответствие между потребностями и возможностями их удовлетворения - основная проблема семейной экономики.

Каждая семья сама решает, как ей использовать свой семейный бюджет. Однако немецкий экономист-статистик Е. Энгель обнаружил и описал закономерность, что получила в честь автора название «закон Энгеля». Суть ее в том, что с ростом доходов семьи удельный вес расходов на еду снижается, на непродовольственные товары, жилье и коммунальные услуги - остается в основном без изменений, на удовлетворение культурных и других социальных нужд - растет. Это объясняется так: что более насущной потребность, то в меньшей степени ее удовлетворения зависит от размера дохода. Итак, по удельному весу расходов семьи на еду нельзя судить об уровне ее благосостояния. В развитых странах доля семейных расходов на еду значительно меньше, чем в слаборазвитых.

В социологическом анализе используются такие экономические характеристики семьи, как ее состав и структура, качество жилья (количество комнат, жилая площадь, удобство расположения, наличие бытовых вигóд), наличие предметов бытового и культурного назначения, собственного транспорта, дома, приусадебного участка, хозяйства и т.д.



Назад