Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 38. Предмет и становления социологии управления


Любое общество заботится о своем социальном развитии, постоянно разрабатывая и внедряя в жизнь программы такого развития. Критерием жизнеспособности этих программ является степень отражения в них интересов большинства населения и обеспечения эффективного управления социальными процессами.

Управление - функция систем различного рода (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы развития, достижения цели деятельности.

Долгое время вопрос управления изучали разные науки. С обострением социальных проблем в подготовке управленческих решений начали привлекать и социологов, что обеспечило учет социальных факторов, потребностей и интересов человека, ценностных ориентаций общества.

Изменения, которые происходят в нашем обществе, не должны быть стихийными, ими надо управлять. Успеха в формировании качественно нового общества можно достичь только умелым управлением преобразовательными процессами, точным учетом социальных последствий управленческих решений.

Социология управления как отрасль социологии изучает социальные последствия функционирования механизма целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы в обществе, а также социальные отношения, которые с этим связаны. Это касается всех сфер общественной жизни: экономической, политической, национальной, семейно-бытовой, культурной и т.д. Механизм управления будто монтируется в них и обеспечивает выработку и применение соответствующих способов, методов и форм осуществления предполагаемых изменений.

Социология управления - междисциплинарная наука, изучающая проблемы управления, сочетая экономические, политические, социальные, организационные, правовые, психологические и другие подходы к управлению.

Управление социально-экономическими процессами связано с хозяйственно-организаторской функцией и имеет давнюю историю.

Уже с зарождением общества люди ставили перед собой определенные цели и задачи. Следовательно, уже тогда возникала потребность в обеспечении соответствующей организации управленческого труда. Изучение и использование богатого опыта организации управления, безусловно, будет способствовать достижению лучших результатов.

Становление социологии управления прошло несколько этапов.
В предыдущих разделах пособия достаточно подробно были рассмотрены принципы фордизму, тейлоризму, доктрины человеческих отношений
Е. Мэйо и т.д. Остается добавить, что с целью преодоления ограниченности названных теорий возникла так называемая эмпирическая школа теории организации и управления, которую еще называют «менеджеризмом».

Согласно этой социологической концепцией решающая роль в экономической жизни современного общества переходит от владельцев капитала и средств производства до управленцев производством - менеджеров.

Менеджмент - деятельность наемных профессиональных работников - менеджеров, заключается в планировании, организации, координации и контроле.

Один из представителей менержеризму, известный исследователь сущности и содержания труда руководителя-менеджера Г. Минцберг определяет 10 управленческих ролей, которые выполняются в разные периоды и на разных уровнях, разделяя их на такие группы:

  • межличностные - главного руководителя, лидера, связующего звена;
  • информационные - приемника информации, распространителя информации, представителя;
  • с принятия решений - предпринимателя, который устранит нарушения, распределяет ресурсы, ведет переговоры.

Руководитель - совокупное понятие, появляется с разделением труда; субъект деятельности с определения целей и способов их достижения, стратегии развития и управления.

Менеджер - специалист по разработке и использованию системы методов, принципов, норм, направленных на повышение эффективности предпринимательской деятельности.

Руководитель определяет общие задачи, а менеджер отвечает за выполнение конкретных задач; за это его метко прозвали «рукой, что управляет лошадьми». Менеджер - представитель особого звена в общественном разделении труда, профессиональной и социальной структуре.

Менеджер выполняет такие функции:

определяет цели делового предпринимательства;

организует мотивацию, а также связь, анализ, оценку деятельности работников;

создает условия для профессионального роста работников;

формирует необходимые организационные структуры и подбирает руководящий состав.

С появлением школы менеджмента проблемы управления начали воспринимать как чисто социальные, а сам менеджмент - как технику или метод управления, который развивается вследствие свойственной людям тенденции объединяться в определенные группы. В зависимости от того, какие группы являются объектами управления, авторы научной работы «Организация бизнеса и менеджмента» Е. Петерян і Е. Плоумен выделяют следующие основные виды менеджмента: правительственный, государственный, военный, ассоциативный, или клубный бизнес, государственной собственности.

Представители менеджеризму высшим искусством управления считают управления бизнесом, а менеджмент воспринимается ими как специфический экономический орган индустриального общества. По их мнению, искусство управления отличается от технических умений самой сутью дела, которым управляют, и менеджмент никогда не станет точной наукой, а критерием его качества всегда будет только практический успех. Искусство менеджмента должен решать такие задачи:

  • создание «производственной единства», что требует устранения всех «слабых мест»;
  • обеспечение максимального развития и использования всех ресурсов системы;
  • учета требований не только текущего момента, но и перспективы.

Эффективность управления процессами любой сферы во многом зависит от умения и компетентности кадров, от стиля управления.

Управленцы - категория специфическая. Они занимают вполне определенное место в основной общественной подсистеме-производстве и играют в нем значительную роль. Однако в связи с тем, что оплату труда управленцев не всегда удается поставить в зависимость от ее результатов, а следовательно, соответствующим образом стимулировать, возникает проблема совершенствования стиля управления. С ней связаны такие требования:

  • наличие полной всесторонней информации, которая бы давала возможность сделать обоснованные рекомендации;
  • умение осуществлять всесторонний и систематический подход к принятию решений;
  • учета интересов работников, согласование их с интересами производства и общества.

Центральное место в организации решения неотложных проблем принадлежит руководителю.

Руководитель как представитель государственной власти, как формальный лидер в трудовом коллективе имеет определенные права и обязан объединять и направлять людей к определенной цели. Для эффективной деятельности он должен овладеть различными методами руководства, то есть совокупности приемов, которые используются в процессе управления.

Известны такие виды методов руководства:

административные, порождаемых административно-нормативным отношениями и основываются на возможности принуждения;

экономические, за которых становления желаемой для руководителя поведения подчиненных происходит под влиянием экономических факторов и стимулов;

социально-психологические, заключающиеся в создании в коллективе таких условий, при которых формирование трудового поведения происходит под влиянием психологического климата коллектива, системы его ценностных ориентаций, авторитета самого руководителя и др.

Многое зависит от личности руководителя. Он должен быть лишен начальственных амбиций, а его поступки - служить примером для других. Руководитель должен видеть перспективу и умело продвигаться к ней, подчиняя поставленной цели все свои действия, характеризующиеся стилем руководства.

Стиль руководства - это определенным образом упорядоченное применения различных управленческих методов, что зависит от личных способностей и особенностей характера конкретного руководителя. Полярными стилями руководства является демократический, за которого руководитель советуется с подчиненными, обсуждает с ними различные варианты решений, стараясь не навязывать своего мнения, и административный, когда инициатива сосредотачивается в руках руководителя, действия подчиненных максимально контролируются.

Для руководителя трудового коллектива особенно актуальными являются проблемы, связанные с трудовыми конфликтамикак межличностными, так и более широкого социального плана, в частности забастовками.

Возникновения межличностных конфликтов может произойти и по вине руководителя (нарушение неформальных норм поведения, неприятие группой стиля руководства, некомпетентность, низкая психологическая культура и т.п.) и по вине подчиненных (непорядочность, нарушение норм и правил поведения, повышенная конфликтность как характерологічна черта, социально-психологическая несовместимость и т.п.).

Для решения конфликтов применяются различные способы: администрирование, товарищеская критика, переговоры, беседы. При этом могут использоваться тактика успокоения, компромиссы, смена позиций, перестройка отношений.

В настоящее время в связи с резким изменением специфики социальных и экономических отношений появились массовые социальные (в том числе трудовые) конфликты, например, забастовки.

Забастовка - это групповая, организованная и целенаправленная временный отказ работников от участия в регламентированной трудовой деятельности с целью удовлетворения органами управления выдвинутых забастовщиками требований.

Забастовки могут быть обусловлено как внутренними факторами - невыполнение руководством своих обещаний, плохой заработок, несправедливое распределение прибыли и т.п., так и внешними - требование изменить политического лидера, ослабление правовой и социальной защиты трудящихся, возникновения острого дефицита товаров ежедневного потребления и т.п.

Применение специальных методов исследования, социологические измерения социального напряжения позволяют выявить причины социальных конфликтов и определить наиболее рациональные способы их решения.

Известный американский социолог Ф. Херцберг отмечает, что индустриальная социология на Западе в развитии учения о производственной поведение работника и ее регулирования прошла три парадигмы (краткое изложение основных понятий, предложений, процедур и проблем): 1) научный менеджмент; 2) менеджмент человеческих отношений; 3) ситуационный менеджмент.

Отечественный менеджмент имеет определенные особенности. В бывшем СССР сразу после революции (2 декабря 1917 г.) при Совете Народных Комиссаров был создан Высший совет народного хозяйства, а позже аналогичные органы на местах. Именно эти органы управляли социально-экономическими процессами, согласовывали деятельность различных хозяйственных организаций.

В то время издавались и изучались труда известных западных ученых по проблемам управления (хотя с оговорками относительно их «буржуазного» и «классового» характера), функционировало более десяти научно-исследовательских институтов по изучению этих проблем.

Директором Всеукраинского института труда Ф. Дунаевским было разработано оригинальную концепцию «трех категорий качеств функционера», построенную на том принципе, что качества, которых требуют от руководителя любого ранга, определяются конкретной ситуацией, а не заранее созданной нормой. Ситуационность задается организацией и характером труда. Например, в ситуации, когда работу четко организовано, расписано выполнения всех должностных обязанностей во времени, нужен функционер, который умел бы придерживаться действующих норм и выполнять их аккуратно и быстро. Когда работу не налажено, когда не хватает рациональности в построении управленческого аппарата, нужен волевой руководитель, который умеет увидеть в работе главное и своевременно найти единственно правильное решение.

Однако со временем политическая ситуация в стране менялась, научные исследования стали терять объективность, все более утверждались разные догматические концепции, которые отрицали мировой положительный опыт, враждебно воспринимались социологические труда даже самых известных ученых. В 30-е гг. произошел окончательный переход к жестко централизованной бюрократической системы.

Правда, в 50-е гг. во времена хрущевской «оттепели» было сделано довольно удачную попытку перейти на территориальный принцип управления, но вскоре после устранения М. Хрущева победил отраслевой принцип, который в конечном счете привел к безраздельного господства министерств в экономике. Ведомственное подчинение стало причиной застойных явлений, обострение социальных и экономических проблем. Именно ему обязано общество технократизмом, остаточному принципу удовлетворения социальных потребностей, игнорированием региональных и национальных интересов. В 80-е гг. ведомственный принцип достиг своего апогея: реакцией на каждую новую проблему было создание нового министерства или ведомства. Бывший СССР уверенно держал мировое первенство по количеству министерств.

В рыночных условиях актуальными стали проблемы собственности, значимости различных ее форм, организации социального поведения человека, его участия в управлении общественными процессами.

К сожалению, изменение отношений собственности на просторах бывшего СССР сопровождается не только экономическими, но и глубокими политическими кризисами. Потому требует изменения и совершенствования механизм управления социально-политическими процессами, адаптации его к новым условиям общественного развития. Важные проблемы управления в этой сфере связаны с развитием демократии, с построением государственности Украины, развитием культуры и духовности народа.

Специфика управления в сфере социально-политических отношений заключается в том, что для характеристики этой деятельности не достаточно количественных показателей - количества партий, активных избирателей и тому подобное. Это управление не сводится к неких технических приемов. Важно создать такой механизм, который удачно сочетал бы централизацию с самоуправлением, с участием широких масс в управлении. Особое значение имеют умение политиков принимать правильные решения, хорошо ориентироваться в каждой конкретной ситуации. Интуиция, предвидение последствий решений, прогноз - все это не столько усваивается в процессе теоретического обучения, сколько приобретается опытом.



Назад