Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 39. Система социального управления, его функции и методы


Социальное управление является одним из основных видов управления, заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; формировании критериев и показателей социального развития объекта; разработке и применении методов решения проблем, возникающих достижении запланированных параметров в развитии социальных отношений и процессов общества.

В управлении общественным развитием можно выделить такие направления:

  • управление социально-экономическими процессами, что означает социальный контроль за выполнением социально-экономических программ, направления и мотивации экономической деятельности людей, регуляции экономического поведения человека, его роли в системе экономических отношений;
  • управление социально-политическими процессами, которое заключается в воспроизведении содержания политики и способах ее внедрения в жизнь;
  • управление процессами сферы духовной жизни, что проявляется в форме образования и воспитания, определении средств и методов активного привлечения людей к общественной жизни.

Социальное управление осуществляется посредством регулирования отношений между отдельными сообществами людей в соответствии с главными задачами развития общества. Определение социального содержания этих задач, путей и средств их решения является целевой функцией социального управления. Она заключается в устранении противоречий общественного развития, гармонизации интересов различных социальных групп.

Научное управление жизнедеятельностью общества по своей социальной сути является процессом приведения субъективной деятельности людей в соответствие с потребностями общественного развития. Но такое согласование, достижения единства происходит только с помощью системы управления.

Систему социального управления составляют:

  • методы управления - планирование, организация, контроль, учет, анализ, стимулирования, воспитания;
  • средства целенаправленного воздействия на социальные процессы - управленческие решения, производственные задачи, распоряжения, приказы, просьбы, нормы, стимулы, санкции;
  • организационная структура - внутреннее построение системы, которая отражает особенности распределения и кооперации труда, технические средства сбора, хранения и передачи информации, мотивацию и т.д.

Ядром системы управления есть люди - руководители, специалисты, вспомогательный персонал и рабочие. Система управления срабатывает на всех уровнях проявления социальных процессов (общество, организация, личность).

Наиболее общая ее социальная цель - использование организационно-технических, экономических и социальных возможностей объекта управления для решения социальных задач.

Нынешняя жизнедеятельность любой социальной организации нуждается в совершенствовании системы управления, лишения ее бюрократизма и формализма. Разработка и внедрение соответствующей системы управления начинается с сбор информации. Эта функция открывает управленческий цикл, и ее сущность проявляется в обосновании цели управления, задач и средств их реализации.

Современное управление производством остро ощущает дефицит, в частности, социальной информации. Если технико-экономической информации уделяется соответствующее внимание и руководители знают технические возможности предприятия, показатели его экономической сферы, то в социально-психологическом климате, механизме трудового поведения работников, факторах, которые ее определяют, они ориентируются плохо. Эффективное управление производством требует знания руководителем интересов и потребностей каждого работника, его мотивов к труду, трендов.

Тренд (от англ. trend - тенденция, отклонение) - доминирующее направление в развитии любого явления, процесса, довольно устойчивое преобладание определенных суждений в общественном мнении.

За перехода от плановой экономики к рыночной, от тоталитарного общества к демократическому без такой информации управления просто невозможно. Нужна принципиальная переориентация управленческой деятельности, в частности, в направлении удовлетворения социально-гуманитарных потребностей граждан в соответствии с международными стандартами. Это предопределяет необходимость изменения ценностно-нормативной ориентации всех звеньев управленческой сферы и структур су -
общества. Экономические критерии следует рассматривать как ресурсные возможности или ограничения в процессе реализации социально ориентированных проектов, а не брать их за самую главную цель, как это было во времена плановой экономики, когда главными была не качество и количество потребляемых населением товаров и продуктов, а валовые объемы продукции.

Именно на основании такой информации возможно успешное выполнение других функций: прогнозирование, что имеет вероятностный характер, планирование, которое заключается в определении конкретных средств для достижения поставленной цели, организации, направленной на формирование управляющей и управляемой систем (объекта и субъекта управления), регулирования, что имеет целью сохранение, поддержание и совершенствование системы управления, воздействие на сознание и поведение людей с помощью экономических рычагов (заработной платы, прибыли, цены), правовых и административных мер.

Завершается управленческий цикл такими функциями, как учет - получение, обработка, анализ и систематизация информации - и контроль соответствия процесса функционирования объекта управления управленческим решениям, которые принимались.

Функции воплощаются в управленческом решении - средстве управленческого воздействия, организованной взаимодействия субъекта и объекта управления.

Управленческие решения классифицируются за:

  • структурой объекта управления (государственные, областные, районные и т.п.);
  • структурой субъекта управления (общественные и коллективные, единоначальные и коллегиальные);
  • характером осуществления управленческого воздействия (административный, экономический, социально-психологический).

Содержание процесса разработки и реализации управленческих решений предопределяется их социальной спецификой. Подготовка и принятие решений, организация и контроль их выполнения - это элементы единой целостной системы управления, потому что только совокупность этих действий обеспечивает эффективность социального управления.

В основе подготовки управленческого решения лежит поиск проблемы и способов ее решения. Социологическими методами разработки решение является «мозговая атака», деловая игра, дискуссия, а методами организации выполнения - регламент (экономический, административный), самомотивация.

Регламент - это совокупность правил, определяющих деятельность государственного органа, учреждения, организации.

Процесс социального управления является непрерывным. После реализации разработанных мероприятий начинается сбор новой информации о социальные параметры того самого объекта управления, но уже такого, что по своему состоянию качественно отличается от предыдущего.

Значительное место в системе управления социальным развитием социальной организации принадлежит социально-психологическим методам, предназначенным для влияния на социально-психологические отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в ориентации на использование неформальных отношений, наиболее полно учета в процессе управления потребностей и интересов отдельных групп и лиц.

Социально-психологические методы включают такие процедуры:

  • подбор членов организации с учетом их социально-психологических характеристик, их совместимости, что создает предпосылки для успешного формирования и развития коллективов;
  • формирование и развитие социальных норм трудового поведения на основе поддержания традиций, обычаев, привычек, что способствует укреплению коллектива, повышению сознания его членов, развития у них чувства ответственности;
  • введение системы социального регулирования через использование договоров, обязательств;
  • социальное стимулирование, то есть создание условий для социально-психологической заинтересованности в достижении определенных целей, результатов в общеобразовательном, нравственно-эстетическом, культурном развитии членов организации, повышении квалификации, инициативному, творческом отношении к служебным обязанностям, что положительно влияет на эффективность деятельности организации;
  • содействие удовлетворению тех потребностей, которые могут быть удовлетворены в рамках данной организации через упорядочение сферы досуга, внепроизводственной времени, быта, спортивной и различной позавиробничої деятельности.

Социальное самочувствие работника во многом определяется тем, насколько активно он участвует в управлении. Демократизация производственных отношений, самоуправления - обязательное условие эффективного функционирования производственной организации.

Важной функцией самоуправления развитие структуры, формирование состава коллектива. Это выборность некоторых руководителей, набор сотрудников в штат, их увольнения, продвижения по службе. Здесь важная роль принадлежит общественным организациям.

Функция обеспечение режима и ритма работы социальной организации предусматривает участие работников в решении вопросов организации труда, технологической дисциплины и т.д.

Самоуправления, безусловно, должна выполнять функцию планирование, которая характеризует участие членов организации в планировании ее жизнедеятельности на всех стадиях развития.

Контрольная функция самоуправления может в разной степени реализовываться через все другие перечисленные функции. Например, участие коллектива в решении производственных вопросов, активность в выдвижении предложений для решения других жизненно важных вопросов деятельности организации.



Назад