Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

Глава 5. Семейно-обрядовая творчество


Семейно-обрядовая творчество - это система ритуально-обрядовых действий в пісенно-музыкальном сопровождении, которые выполняются по случаю основных этапов жизни человека. В наши дни эти обряды составляют часть народных традиций. В прошлом же они не воспринимались лишь как традиция и каждому их элементу предоставлялось важного утилитарного или магически-ритуальное значение.

Система семейной обрядности является одной из найархаїчніших в устном народном творчестве (за давностью возникновения и созидания она уступает лишь магии и календарной обрядности). Она зарождалась в то время, когда человек начинал осознавать свое место в мире, наблюдая за изменениями в своей жизни и жизни окружающих, видя определенную цикличность и повторяемость в смене поколений.

Как и календарно-обрядовая творчество, семейная обрядность возникает на основе тотемічно-анимистических верований и культов и тесно связана с магией. В архаичные дослов'янський и праславянский периоды ритуально-обрядовая система, связанная с течением человеческой жизни, была очень разнообразной и включала много этапов. Некоторые из них в ходе исторического развития отжили, другие - значительно видоизменившиеся, потеряв свое первоначальное значение.

Из-среди всего разнообразия до нашего времени сохранились лишь системы обрядов свадьба, рождение ребенка, смерти и ритуальные действия, связанные с закладкой и строительством нового дома и новосельем.

Для наших далеких предков, которые делили мир на «своих» и «чужих», «живых» и «мертвых», все эти обряды были связаны с переходом границы и переселением в другой мир. Так, невеста должна была переходить в мир «чужих» (другое племя, род, к родственников своего мужа); покойник отправлялся в мир «мертвых» духов; а новорожденный - наоборот - из потустороннего мира в мир «живых»; при переселении в другой дом (а это в период кочевание племен, как правило, было связано с переселением на другую территорию, часто значительно удаленной от места предыдущей стоянки), люди переселялись в мир «чужих» (другой лес, река, поле и т.д . - поэтому - другие духи, что владеют этой территорией), который впоследствии, после выполнения определенных ритуалов, должен был стать миром «своих».

Вероятно, что, кроме выше упомянутых обрядов, были и другие, которые не сохранились, а те, что дошли до нас в видоизмененной форме, сохраняя значительные наслоения более поздних эпох, доносят отголоски далекой доисторической эпохи.



Назад