Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 44. Социологическое исследование, его виды


Эффективная организация социального управления предусматривает наличие определенной, объективной, дифференцированной относительно отдельных групп индивидов информации о те процессы, которые происходят вокруг. Такая социальная информация есть в разных источниках: документах, материалах собраний, совещаний, в памяти людей, но она не отражает всей совокупности социальных фактов, не всегда является репрезентативной и объективной. Поэтому для всестороннего изучения определенного объекта следует провести социологическое исследование.

Социологические исследования направлены на изучение поведения людей, групп, отношений, процессов социального взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества и получения новой информации, выявления закономерностей социальных изменений на основе социологических теорий, методов и процедур.

Социологическое исследование - это вид систематической познавательной деятельности, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на глубокое изучение, анализ и систематизацию социальных фактов, выявление связей, зависимостей между социальными явлениями и процессами, формирование на основе собранной информации новых знаний и разработку мероприятий по управлению исследуемым объектом, обеспечения его прогрессивного развития.

Процедура - это последовательность познавательных и организационных действий с целью решения задачи исследования.

Социологические исследования проводят с целью решения прежде всего таких задач:

  • описание определенной социальной реальности;
  • объяснения противоречий или особенностей функционирования отдельных социальных общностей или процессов (социальных конфликтов, безработица, напряженности отношений в трудовом коллективе и т.п.);
  • прогнозирование тенденций развития социальных процессов (изменения в отношении к труду, в производственных отношениях, динамике безработицы и т.д.);
  • практическое преобразования социальной реальности (внедрения социальных технологий, проектов, планов и т.п.).

Единицами изучения при этом становятся люди, их действия, вещи, мысли, тексты, свойства которых нужно зафиксировать, рассчитать и проанализировать.

Инструментом выявления устойчивых свойств является закон больших чисел, который применяется во всех статистических расчетах. Он гласит, что совокупное действие большого числа случайных фактов (причин, условий) приводит к результату, почти не зависит от случая.

На законе больших чисел строится процедура выборочного обследования (ее принцип - о многих судить на основании знания о немногих).

Специально организованное массовое обследование дает типичные сведены числовые характеристики социального явления. Их называют статистическими фактами. Социология описывает отдельные фрагменты реальности социальными фактами - одиночными или совокупным общественно значимыми событиями, которые являются типичными для той или иной сферы социальной жизни или присущими для определенных социальных процессов. Это описание событий, которые имеют числовые характеристики, лишь в терминах социологической теории с воспроизведением специфики социальной ситуации, в которой они происходят. Следует подчеркнуть, что для социологии социальным фактом является не только конкретный поступок, но и определенные мнения, оценки, суждения. Они являются исходными моментами социологического анализа и могут характеризовать поведение индивида или социальной группы, состояние их сознания, их настроения или стремление. Такими фактами является также характеристики состояния предметно-вещественной среды (нехватка транспортных средств, экологические проблемы, неразвитость сферы обслуживания и т.д.).

В социологической работе факты являются убедительными лишь тогда, когда их используют комплексно, во взаимосвязи, а не «выдергивают» только то, что подтверждает мнению исследователя, как это часто бывает на практике. Это - непременное условие методологии социологических исследований.

Методологии называют систему принципов исследования, которые используются в данной науке. В социологии они определены диалектическим подходом к объекту, что изучается. А диалектика предполагает рассмотрение свойств и характеристик объекта в их разнообразных связях и отношениях с другими объектами, в развитии и изменениях. Принципы методологии реализуются с помощью конкретных методик социологических исследований.

Методика - совокупность технических мероприятий, связанных с методами исследования, в том числе система (совокупность, последовательность, взаимосвязь) операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и анализа. Сюда входят:

  • методы сбора первичной информации;
  • правила осуществления выборочных исследований;
  • способы построения социологических показателей, а также методы, разрабатываемых другими науками и используются в социологии.

Техника социологического исследования - это совокупность организационно-методических приемов для эффективного использования определенных методов и способов сбора, обработки и анализа данных (искусство формулировки вопросов, построение шкал, компоновка инструментария - анкеты и т.п.).

Скажем, проводя опрос на улице, можно задавать вопросы в устной форме, а можно пользоваться карточкой, на которой их записано. Во время сбора информации много зависит от деликатности исследователя, его умение контактировать с людьми, его находчивости, сообразительности, фантазии, вдумчивости, творческой интуиции и т.д.

Н. Смел зер отмечает, что социологический метод - это правила и способы, при помощи которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями, а И. Попова трактует социологический метод как совокупность способов сбора, обработки и анализа социологической информации.

В социологическом энциклопедическом словаре под ред. Г. Осипова методы социологических исследований определяются как способы построения и обоснования социологического знания; совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности. К ним относятся:

  • методы сбора информации (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент и др.);
  • методы обработки и анализа данных (факторный, латентно-структурный, корреляционный и регрессивный, дисперсный, ранжирования, шкалирование, индексирования и т.п.);
  • методы построения теории (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинная, структурно-функциональный, генетический и т.п.).

Например, изучая мотивы нарушение трудовой дисциплины, социолог использует как метод сбора социологической информации анкетный опрос. При этом часть вопросов из методических соображений он решил сформулировать в открытой форме, а часть - в закрытом. Эти два способа формулировки вопросов определяют технику этого анкетного опроса; анкетный лист и инструкция по анкетирование - его методику.

В зависимости от общей направленности социологическое исследование условно разделяют на эмпирическое (конкретное прикладное) и теоретическое (фундаментальное). Социологи, решая конкретные проблемы, проводят эмпирические прикладные исследования, цель которых - установление и обобщения характерных для исследуемых социальных явлений, процессов фактов через прямую или опосредованную их регистрации, с использованием специальных социологических методов и методик. Научные работники в своих теоретических фундаментальных исследованиях выявляют и анализируют общие социальные закономерности, тенденции развития процессов в различных сферах социальной деятельности, развязывают методологические проблемы.

Определяющим признаком теоретических исследований является отражение действительности через идеализацию ее логической конструкции. Они направлены на совершенствование и развитие концептуальных средств науки, построение теории. Прикладные эмпирические исследования, опираясь на конкретные количественные данные, полученные различными способами (опросу, наблюдением и т.д.), только прикладывают к объективной действительности уже готовы умственные концепции. Они направлены на конкретный объект.

Между практически и теоретически ориентированными исследованиями есть много общего. Любое исследование предусматривает четкое отдаление известного от неизвестного, направления исследования на выявление еще неизвестного. Практические и теоретические исследования ориентированы на воссоздание целостной картины исследуемого процесса. Однако, если в теоретическом исследовании факты связаны прежде всего с теоретическим осмыслением их, то в практическом - проявляется тенденция к формулирования практических задач соответствующей организации на основе проанализированных фактов.

Теоретическое и практическое исследование тесно взаимосвязанное. Так, теоретическое исследование на основе методологического решения вопросов, использования полученного материала дает возможность разрабатывать конкретные рекомендации. В практическом исследовании проблему не всегда можно решить в пределах имеющихся знаний о предмете или явлении. Ее решение может потребовать углубления этих знаний, то есть проведение теоретических исследований. Изучая практические и теоретические аспекты проблемы, социологические исследования набирают комплексного, теоретико-прикладного характера. Итак, существуют две основные функции социологических исследований:

опытная, эвристическая - связана с изучением специфики социальных явлений, процессов в конкретных сферах деятельности, накоплением новых знаний о них;

прикладная, прогностическая - связана с разработкой и предоставлением соответствующим организациям практических рекомендаций по решению конкретных социальных проблем.

Это, разумеется, не означает, что для разработки любой рекомендации по управлению социальными процессами в той или иной сфере необходимо обязательно проводить глубокие социологические исследования. Их организация - очень сложное дело. Поэтому в социальном управлении целесообразно использовать материалы результатов социологических исследований, которые уже проводились. Для этого следует постоянно следить за публикациями, с тем чтобы своевременно узнавать о тенденциях изменений социального поведения, а также интересов, потребностей, ценностных ориентаций ее субъектов, о наличии и внедрение соответствующих социальных технологий и т.д.

В зависимости от наличия информации по исследуемой проблеме и целевой установки исследования определяют его тип. Есть три типа социологических исследований: разведывательные (поисковые), описательные и аналитически-экспериментальные (см. табл.).

 

Таблица

СВЯЗЬ ТИПА ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО ГИПОТЕЗ, ЦЕЛЕЙ
И СПОСОБОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Тип
исследования

Цели
исследования

Виды
гипотез

Способы сбора и анализа информации

Разведывательное (поисковое)

Формирование проблемы, цели, задач, гипотез описательных

-

Изучение материалов других исследований, отчетов, статистических данных, экспертный опрос, наблюдение и т.д.

Описательное

Проверка описательных гипотез, полное количественно-качественное описание объекта

Описательные

Выборочное и монографическое исследование, анкетирование, корреляционный анализ

Аналитическое

Выявление причинно-следственных зависимостей
в объекте

Пояснительные

Эксперимент

Разведывательные (поисковые, пилотные исследования) проводятся как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, когда нет четкого представления о проблеме и объект исследования, а исследователи не в состоянии выдвинуть никаких научных гипотез. Это пробное исследование, цель которого - на примере обследования небольшой совокупности объектов (основных понятий, пригодности и надежности исследовательского инструмента) основного исследования внести в него необходимые коррективы и изменения - получить дополнительную информацию, уточнить формулировку проблемы, задач, гипотез. План такого исследования предполагает изучение литературных источников по исследуемой проблеме, опрос респондентов, проведение наблюдения как завершающего этапа разведки и т.д.

Описательные исследования более сложные. Их проводят тогда, когда проблему сформулировано, объект известен, а исследователь имеет описательное гипотезу о структурно-функциональных связей и социальных характеристик исследуемого объекта. Цель такого исследования заключается в получении эмпирических сведений, которые бы давали относительно целостное представление о исследуемый объект, его структурные элементы и с помощью которых можно было бы проверить описательное гипотезу, а в случае ее подтверждения сделать полный количественный и качественный описание объекта. Для этого все элементы, подлежащие исследованию, должны быть классифицированы. Информацию собирают по описательным планом на основании выборочного или монографического исследования, анкетирования, группирование, корреляционного анализа и т.д.

Такое исследование проводится, если объектом анализа является большое сообщество людей с самыми разнообразными характеристиками (крупное предприятие, город, район, область, регион). В исследуемом объекте определяют однородные группы, сравнивают их, выясняют их качественно-количественные особенности и т.д.

Аналитически-экспериментальное исследование - наиболее глубокий и сложный вид социологического анализа, который имеет целью не только описать составляющие исследуемого явления, но и выяснить причины, обусловившие его возникновения. Такое исследование требует тщательно разработанной программы и немалого времени. Стоит отметить, что для выбора оптимального пути аналитического исследования и осуществляются разведывательные и описательные исследования.

Описательное исследование дает возможность установить характеристики исследуемого явления, а аналитическое - выявить факторы, которые обусловили его появление и развитие, проанализировать причинно-как следствие зависимости его развития. Если в первом случае, например, выясняется, что недовольство работой влияет на производительность, то во втором - есть ли недовольство работой основным фактором изменения производительности труда, главной ее причиной и какие именно изменения оно предопределяет.

Поскольку социальная действительность очень сложная и выделить в чистом виде один или несколько факторов, ее определяющих характер, практически невозможно, то в каждом аналитическом исследовании изучают целую совокупность факторов. Из этой совокупности выделяют основные и неосновные, временные и постоянные, регулируемые и нерегулируемые, контролируемые и неконтролируемые факторы и т.д.

Итак, аналитическое исследование отличается особой сложностью и требует как длительного времени для проведения тщательной подготовки, так и достаточно высокого уровня знаний по изучаемой проблемы. В нем обычно используются различные методы сбора информации, которые дополняют друг друга. Это требует взаимного согласования определенных критериев интерпретации, что обеспечивается проведением эксперимента.

Понятно, что названные типы социологических исследований в чистом виде почти не встречаются. Как правило, в одном исследовании сочетаются элементы различных типов.

Особенность социологических исследований конкретной социальной действительности заключается в том, что анализ, обобщение и выводы основаны на фактическом материале, полученном самим исследователем. Следовательно, эффективность исследований, надежность их результатов во многом зависят от качества использованных статистических данных, правильного выбора методики, надлежащей организации исследования, соблюдения определенных принципов.

Так, в социологических исследованиях необходимо учитывать принцип детерминизма, который предусматривает наличие объективно существующих форм взаимосвязи явлений. Социолог фиксирует многообразные связи между так называемыми переменными, которые бывают зависимыми і независимыми. Первые - это те, которые подвергаются влиянию других явлений, вторые - сами оказывают влияние. Например, организация рабочего места оказывает влияние на производительность труда рабочего, но последняя не имеет такого влияния на организацию рабочего места.

Другим принципом социологического исследования является то, что объектом внимания должны стать типичные факты, то есть те, которые повторяются, а не случайные, единичны.

Социологами должно учитываться также принцип генерализации, что буквально означает «обобщение». Социология, как утверждал П. Сорокин, изучает «родовые свойства» общественных явлений.

Однако обнаружение «родовых свойств» не является простой констатацией общего в явлениях. Социологическое воображение характеризуется, как пишет современный классик социологии Г. Милле, отнесением малого до большого, рассмотрением личного в контексте общественного.

Организация любого прикладного социологического исследования предполагает распределение функций и осуществляется последовательно в четыре этапы:

1) разработка программы и рабочего плана исследования;

2) осуществление подготовительно-организационных работ;

3) сбор эмпирического материала;

4) анализ результатов исследования и разработка рекомендаций.

Чрезвычайно важным является начальный этап, на котором разрабатывают программу, которая будет определять общие очертания исследования, а также его рабочий план.

Рабочий план исследования составляют на основании программы, но в отличие от нее план имеет оперативный характер. Он определяет последовательность проведения исследования, его процедур. Понятие «процедура» касается как исследования в целом, так и отдельных его стадий и означает определенную последовательность всех операций, комплекс организационных и познавательных действий исследования.

Общая процедура исследования включает следующие виды работ: разработка программы и рабочего плана исследования; подбор, подготовка и инструктаж исполнителей; разработка и размножения инструментария; сбор первичной социологической информации (анкетирование, интервью и т.д.); обработка материалов исследования (статистическое и математическое); анализ результатов исследования и разработка рекомендаций. Вместе с тем каждый из этих видов работ относительно самостоятельный и предусматривает различные способы и средства решения исследовательских задач. Процедура интервью, например, включает разработку опросного листа, отбор респондентов, подготовку интервьюеров, именно опроса. В рабочем плане отмечают календарные сроки проведения конкретных видов работ, материальные и трудовые затраты.

Завершение разработки плана исследования является формальным основанием для начала работ непосредственно на объекте исследования, то есть начала второго этапа исследования - подготовительно-организационный.

Успех социологического исследования в значительной мере зависит от правильного подбора, своевременной подготовки и обучения его исполнителей. В связи с этим особое место в организации работ второго этапа исследования отводится пояснительной работе, которая предусматривает инструктирование всех участников исследования, объявления соответствующих распоряжений и приказов, использование с этой целью средств массовой информации и пропаганды, чтение лекций, организацию бесед на рабочих местах. На этом этапе проводится исследование для проверки надежности инструмента, его корректировка, разработка окончательных его вариантов.

На третьем этапе осуществляют работы согласно разработанной программе социологического исследования с использованием отобранных социологических методов (анализ документов, опрос, наблюдение и т.д.), собирают конкретную информацию и заполняют подготовленные ранее макеты таблиц.

На четвертом этапе материалы эмпирического социологического исследования обрабатываются, как правило, на ЭВМ с использованием различных методов экономической математики, статистики с целью определения и количественной оценки влияния различных факторов на изучаемый объект.

Наконец, на основании полученной количественной информации о развитии социальных явлений, процессов проводится содержательный анализ данных, делаются обобщения, выводы, изучаются выявлены тенденции и, если это нужно, разрабатываются рекомендации по их коррекции. Завершается этот этап составлением отчета о выполнено исследование с изложением его результатов, выводов, рекомендаций.

Результаты социологических исследований могут быть изложены в различных формах. Это может быть определенная социологическая информация, которая сама собой является богатым источником сведений о социальные явления, процессы. Использование ее помогает разобраться во многих социальных проблемах.

Для решения конкретных задач могут разрабатываться практические предложения, например, относительно устранения сдерживающих и активизации способствующих факторов позитивных изменений исследуемого явления, введение определенных корректирующих мероприятий.

В результате проведенного исследования социологи могут предложить также ряд методических разработок (указаний или мероприятий), целью которых является поиск путей целенаправленного совершенствования социальных организаций, содействие позитивным социологическим изменениям, оптимизация социальной структуры социальных общностей.

На основании материалов социологического исследования могут разрабатываться социальные проекты - конкретные предложения относительно применения новых форм организации, управления и т.п.

Методические материалы и социальные проекты представляются в виде социальных технологий.

Завершается социологическое исследование составлением пояснительной записки и отчета по результатам исследования. К отчету оформляются приложения. В приложениях помещается самая таблицы, данные которых иллюстрируют положение всех разделов отчета. Здесь также подают основные методические материалы, за которыми велось исследование.

Отчет должен быть максимально кратким и концентрировать основное внимание на выводах и рекомендациях. В нем целесообразно подать информацию о задачах исследования, в какие сроки его было проведено, какие источники информации было использовано. Формулируя основные результаты исследования, важно подчеркнуть наличии социальных проблем и факторов, мешающих их решению. Важнейшие положения отчета должны быть проиллюстрированы убедительными статистическим данным, что не требуют особых пояснений. К предложенных мероприятий следует добавить выводы относительно ожидаемого от них экономического и социального эффекта, определить способы контроля успеваемости нововведений и дать перечень служб, органов управления, ответственных за их осуществление.



Назад