Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 45. Программа социологического исследования


Отправные задачи социологического исследования, которые во многом определяют его успех, научную и практическую значимость, решаются на первом, подготовительно-организационном этапе, во время разработки программы.

Программа социологического исследования - это документ, который раскрывает исследуемую (проблемную) ситуацию и процедуру ее изучения, в котором всесторонне обосновываются методологические подходы и методические мероприятия социологического исследования. Программа содержит в соответствии две части - методологическую и методическую (о -
цедурну). Первая посвящена предмета исследования, вторую - его методам.

Разработка методологической части программы предусматривает выбор темы и обоснование проблемы, формулирование цели и задач исследования, теоретический анализ проблемы, выдвижение гипотез исследования. Во время разработки методической части определяется тип выборки, техника сбора данных, способ обработки материала, состоит рабочий план исследования.

Непосредственным поводом для проведения социологического исследования является наличие проблемы, реальной проблемной ситуации.

Проблема (от греч. πρóβλημα - задача, затруднение) - все то, что требует изучения и решения. В простейшем понимании - это вопрос, на который надо ответить, но знаний не хватает для ответа. Для этого и проводятся исследования. Проблема тем отличается от задачи, для решения последнего знания есть, нужно их только использовать, чтобы ответить на поставленный вопрос. Но если появляется проблема, то знания нужно найти, добыть.

Проблемы неодинаковые по своим масштабам. Одни затрагивают интересы только отдельной группы, другие - целого региона, третьи - общества в целом.

Считается, что в основе проблемы лежат какие то ли противоречия между фактами, или между фактами и способами объяснения, или между потребностями и возможностями их удовлетворения в социальной ситуации, которая сложилась.

Социальная ситуация - это совокупность социальных факторов, влияющих на чувства, представления и поведение индивида или группы в системе взаимодействия в определенный период времени.

Проблемная ситуация - это осознание противоречия в развитии социального процесса, необходимости осуществления определенных теоретических или практических действий. Например, на предприятии созданы все условия для эффективной трудовой деятельности, а производственные задачи постоянно не выполняются, допускается брак, нарушается трудовая дисциплина и т.д., и администрация не знает, какие меры необходимо принять для исправления ситуации.

С целью сбора информации для разработки действенных методов решения проблемной ситуации, которая сложилась, и проводится социологическое исследование. Однако, если способы решения той или иной проблемной ситуации известны, существуют соответствующий опыт или социальные технологии на других предприятиях, то проводить социологические исследования, понятное дело, нецелесообразно.

Программа исследования имеет четко очертить все противоречия, то есть сформулировать проблему, на решение которой ориентируется исследования. Формулировка проблемы имеет более-менее точно отразить противоречия, для решения которых нужно принять соответствующие управленческие постановления, содержание которой и помогает охарактеризовать социологическое исследование.

Социальные проблемы в целом трактуются социологами как болезни общества. Это девіантність поведения, коррумпированность, дефицит патриотизма, деградация личности, десоціалізація молодежи, безработица, бедность, депопуляция и т.д. Решение этих проблем способствует общественному оздоровлению.

Общественное здоровье в социологии считается социальным капиталом и, по мнению ведущего украинского социолога Ю. Саенко, включает:

  • социальное здоровье - позитив в социальных отношениях (законопослух, толерантность, предприимчивость, профессионализм, патриотизм, национализм);
  • нравственное здоровье - позитивные социальные качества личности (нравственность, духовность, интеллект, порядочность, профессионализм, образованность);
  • физическое здоровье - положительные биологические качества личности (работоспособность, долголетия, репродуктивность, психическая уравновешенность).

После формулировка и обоснование актуальности проблемы выясняют, на какой результат ориентировано исследования и в какие способы его добиваются, то есть определяют цель и задачи исследования. Для этого изучают специальную литературу, данные научных исследований, накопленный опыт, документацию по исследуемой темы, проводят опрос, наблюдение и т.д.

Цель исследования - это ожидаемый конечный результат, который определяет общую направленность исследования. Общая цель социологического исследования - получение информации для разработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить жизнеспособность социальной организации (усовершенствовать стиль поведения ее членов, способствовать преодолению социальной апатии, оптимизировать социальную адаптацию молодежи и т.д.).

Итак, социологическое исследование ориентировано на выявление резервов усиления действенности социального управления в различных сферах общества.

Цель исследования раскрывается в его задачах. Задачи - это вопросы, на которые должны быть получены ответы, чтобы реализовать цель исследования. Иначе говоря, задача - это способы достижения цели. Так, для достижения цели исследования отношения работников к профессиональных обязанностей необходимо изучить следующие конкретные вопросы:

  • уровень дисциплины труда и мотивы невыполнение своих профессиональных обязанностей;
  • социальный портрет нарушителей профессиональных норм;
  • общественное мнение сотрудников о действенности методов, используемых для повышения эффективности трудовой деятельности;
  • корреляцию образования с профессионализмом и степени ее использования.

В задачах нужно указать, какие показатели необходимо собрать и каким образом их можно определить (например, мотивация отношение к своим профессиональным обязанностям будет изучаться опросу).

Итак, формулировка задач исследования дает возможность упорядочить процесс научного поиска, систематизировать процесс исследования, повысить его эффективность. Программа социологического исследования полностью подчиняется его целям и задачам, что придает исследованию четко выраженного характера.

Согласно цели и задачи ставят объект и предмет исследования, а также единицы обследования.

Объект исследования - это определенная социальная действительность, социальный процесс или социальные условия, содержащие противоречия и порождают проблемную ситуацию, на которую направлен процесс познания. Например, в социологии труда объектом исследования являются социальные явления, процессы сферы трудовой деятельности и условия, при которых они происходят.

Предмет социологического исследования - это свойства или отношения объекта, которые наиболее рельефно отражают скрытые в нем противоречия, проблему, что исследуется. Итак, в предмету отражается взаимосвязь проблемы и объекта исследования.

Тот же объект может содержать несколько различных предметов исследования, содержание каждого из них будет зависеть от того, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью и для рорзв'язання которой проблемы его выбран. Предмет определяет пределы изучения объекта в данном конкретном исследовании.

Объект и предмет социологического исследования могут совпадать, если реципиент ставит перед собой задачу познать всю совокупность закономерностей функционирования и развития социального объекта. Если же исследователь ограничивается изучением отдельных характеристик объекта, то предметом исследования становятся те стороны объекта, которые содержат эти характеристики.

В процессе предварительного анализа объекта и выделения най -
значимых с точки зрения решения проблемы факторов формулируют рабочие гипотезы.

Гипотеза (от греч. úπóυεσις - предположение) - обоснованное предположение относительно объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, причин, факторов и тенденций их развития, которое требует эмпирического подтверждения или опровержения.

Разработка гипотез - центральный момент социологического исследования. Гипотезы могут быть научными, то есть основываться на известных теориях, или такими, которые основываются на повседневном жизненном опыте и играют роль своеобразной подсказки для формулировки действительно научных гипотез.

Гипотетически обозначенные показатели эмпирически интерпретируются, то есть переводятся в адекватные вопросы анкеты, опросного листа и т.д.

Роль гипотезы в социологическом исследовании чрезвычайно велика. Во-первых, она аккумулирует опыт науки, социальной практики, самого исследователя, в частности его интуицию, во-вторых - конкретизирует цели исследования, является главным методическим инструментом, который организует весь процесс исследования, подчиняя его внутренней логике. На проверку гипотезы направлено все исследования, в результате чего она или подтверждается и становится положением, истинность которого уже доказано, или опровергается. Гипотеза проверяется фактам, выявленным в ходе исследования. При этом несоответствие выдвинутой гипотезы фактам - это также научный результат, который может иметь не меньшее значение, чем установление ее адекватности.

К гипотезы относятся такие требования:

  • научная обоснованность, то есть отсутствие утверждений, которые противоречили бы уже доказанным положением, фактам; адекватность исследуемой проблеме;
  • возможность эмпирической проверки, то есть выяснение с помощью логического анализа, что внутреннего противоречия нет.

Кроме общих предпосылок и требований к формулировке гипотез, в науке сложилась стадіальна система их построения:

1-я стадия - сбор информации по теме, что исследуется;

2-га стадия - формулировка собственно гипотезы;

3-тя стадия - классификация (группировка) гипотез.

Гипотезы можно классифицировать по разным признакам. За функциональным содержанием предположений относительно исследуемого объекта гипотезы разделяют на:

  • описательные - это предположение о сущностных качеств объектов (классификационные), характера связей между отдельными элементами исследуемого объекта (структурные), степени плотности связей (функциональные);
  • объяснительные - это предположение относительно причинно-следственных зависимостей в социальных процессах и явлениях, которые вы -
    вчаються. Эти гипотезы наиболее сложные и требуют экспериментальной проверки;
  • прогнозные - это гипотезы, которые содержат не только предположения относительно фактического состояния предмета и описания причин такого состояния, но и предположения, которые раскрывают тенденции и закономерности развития этого объекта.

По мере проработки и обоснованности гипотезы разделяют на первичные и вторичные. Первичные гипотезы формулируют до того, как собраны эмпирические данные. Если эти данные опровергают предварительные гипотезы, то вместо них выдвигают вторичные гипотезы. Первоначальные гипотезы еще называют рабочими. Глубокое исследование, как правило, опирается на ряд альтернативных гипотез, что способствует получению самых значимых выводов.

По характеру взаимообусловленности предсказаний гипотезы разделяют на гипотезы-причины і гипотезы-следствия.

Например, гипотеза-причина - труд потеряла свою ценность, гипотеза-следствие - работники относятся к выполнению своих трудовых обязанностей недостаточно ответственно.

Подтверждения или опровержения гипотезы-следствия является доказательством обоснованности гипотезы-причины. В зависимости от важности выполняемой роли различают гипотезы основные и неосновные. В отличие от гипотез-причин и гипотез-последствий, которые логически взаимосвязаны, эти гипотезы являются разными задачами исследования и будто сосуществуют друг с другом. Конечно, главное внимание во время выдвижения гипотез уделяют основным предположением.

Для того чтобы проверить рабочие гипотезы, получить достоверные результаты социологического исследования, следует знать, какую информацию нужно собрать, почему именно эту, а не другую, и в какой форме. Решению этих вопросов способствует проведение специальных исследовательских операций, которые дают возможность сравнить исходные теоретические знания с объективным состоянием реальности, социальной практики.

Имеется в виду теоретическая и эмпирическая интерпретация исходных понятий, получившей название логического анализа предмета исследования. Сущность этого анализа заключается в структурировании основных понятий предмета и всестороннему объяснении их содержания.

Поскольку предмет исследования подается через определенные абстрактные понятия, которые являются как бы символами исследуемого явления, то и логическому анализу (разделению) подвергается не само явление, а понятия и категории, которые воспроизводят его. Для того чтобы описать предмет, наметить направление последующего его анализа, следует дать четкие определения категорий, используя для этого это принято думать научные формулировки (словари), а также исходя из логики, научной позиции и социального опыта самого исследователя. Такая трактовка имеет логико-познавательный характер и называется интерпретацией.

Социологическое исследование следует вести только на основе категориального (линейного) аппарата. От этого в значительной степени зависит успешность теоретического анализа, глубина эмпирического исследования. Некоторые основные понятия состоят из нескольких более узких понятий. Например, понятие «социальная активность» включает в себя понятие «трудовая активность», «общественно-политическая активность» и «познавательная активность».

В связи с этим логический анализ рядом с интерпретацией основного понятия предусматривает выделение и интерпретацию тех простых понятий, которые оно содержит. На этой стадии логического анализа интерпретацию заменяют процедурой уточнения качественной структуры предмета исследования, что называется операціоналізацією. Операционализация - это процедура конкретизации социологических понятий или сведение их в таких индикаторов, которые можно описывать некоторой совокупностью операций.

Содержание ключевых теоретических понятий, что в них зафиксировано проблему и предмет исследования, последовательно конкретизируется. Это будто моделированием изучаемой проблемы, ее детализацией. Например, предметом изучения является отношение субъекта к труду. Этот предмет можно разделить на следующие составляющие:

  • отношение к труду как к процессу;
  • профессии;
  • конкретной работы на конкретном рабочем месте;
  • условий и организации труда;
  • руководителя;
  • коллег по работе.

Эмпирическая интерпретация и операционализация означают не только теоретическое уточнения основных понятий. Конечной целью является поиск аналогов в социальной действительности - эмпирических индикаторов исследуемых характеристик явлений, процессов, а также средств измерения или фиксации этих индикаторов-индексов. Степень операционализации предопределяется типом исследования. Например, для разведывательного исследования нужна не такая глубокая операционализация, как для описательного, и тем более для аналитического. Пополнение категориального аппарата расширяет возможности операционного измерения социальной действительности.

Разработка методической части программы социологического исследования предполагает решение вопросов методики и техники исследования, выбор наиболее приемлемых методов сбора, обработки и анализа первичной информации. В решении этих вопросов исходным является определение генеральной и выборочной совокупностей. Генеральная - это вся совокупность явлений, объектов (единиц исследуемого объекта), в отношении которых исследуется проблема.

Познать всю генеральную совокупность очень трудно, а то и невозможно. За большого количества исследуемых единиц объекта такое изучение потребует больших материальных, финансовых расходов и затрат времени. Решить эту проблему помогает знание того, что наиболее существенные свойства являются одинаковыми в однотипных социальных явлений, и для того чтобы выяснить их, совсем не обязательно исследовать всю генеральную совокупность. Достаточно обследовать часть совокупности и на основании части делать вывод о целое. Эта часть называется выборочной совокупности, выборкой (см. рис.).

17  

Типы выборки

Основополагающим относительно выборки является закон больших чисел, которому подлежат все массовые процессы.

В зависимости от того, обследуется вся генеральная совокупность ли некая ее часть, выделяют общие, локальные и выборочные исследования. Общие исследования - это те, где генеральная совокупность обследуется полностью, локальные - только отдельная ее часть, выборочные - определенный процент генеральной совокупности. Примером исследований первого вида может быть опрос всех работников предприятия с целью сбора информации для решения определенной социологической проблемы, второго - опрос работников только одного подразделения и третьего - опроса лишь некой, скажем, десятой части всех работников предприятия. Однако при этом должен быть обеспечен такой отбор опрашиваемых, чтобы их мнение максимально отражала мнение всех работников, то есть была достаточно репрезентативной. Требование репрезентативности означает, что по отдельным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующих пропорций в генеральной совокупности. Выделяются те характеристики, которые являются значимыми для исследуемого явления. Составляющая генеральной совокупности, что является единицей отсчета для различных об -
цедур формирования выборки (акт поведения, индивид, социальная группа, сообщество и т.д.) называется единицей выборки.

Общее количество единиц выборки является объектом выборки.

Отклонение статистической структуры выборки от структуры генеральной совокупности называется ошибкой выборки.

Объекты представления и единицы обследования могут совпадать или не совпадать. В первом случае имеет место так называемая одноступенчатая выборка. Большое количество единиц обследования или размещение их на большой территории требует многоступенчатой выборки. Это означает, что отбор объектов представления осуществляется на многих ступенях, а обследование - только на последнем. Итак, по многоступенчатой выборки совсем не обязательно иметь полную информацию о всех единицы обследования. Для организации выборки на каждой следующей ступени достаточно иметь информацию об объектах представления, отобранные на предыдущей ступени. Многоступенчатая выборка в отличие от одноступінчастої предусматривает наличие на каждой ступени промежуточных объектов, которые соотносятся друг с другом по принципу «матрешки». Например: предприятие - цех - участок - бригада - рабочий.

Многоступенчатый отбор более гибкий, чем одноступенчатый и значительно экономнее.

Минусом многоступенчатого отбора является то, что растет возможность ошибок репрезентативности: трудно четко обозначить ошибку и исправить ее. И если, скажем, первая ступень отбора охватит неполную количество неоднородных относительно друг друга единиц, то после обследования на последней ступени может возникнуть значительное искажение. Формируя многоступенчатую выборку, следует прежде всего убедиться, не вкралась ошибка смещения, что очень часто случается в социологическом исследовании.

Существует много способов отбора.

В процессе сплошного отбора все единицы совокупности подлежат обследованию или все объекты представления переходят на следующую ступень. За случайного отбора каждая единица генеральной совокупности имеет одинаковую или почти одинаковую вероятность попасть в выборочной совокупности.

Случайная выборка может добираться по датам рождения, фамилиями, начинающимися с определенных букв, таблицами случайных чисел и т.д.

Целенаправленная выборка - это такой отбор, за которого единицы совокупности отобраны направлено, а следовательно, не каждая единица генеральной совокупности имеет шансы попасть в выборочной совокупности.

Среди случайных способов отбора наиболее распространены вероятностный (или упрощенный его вариант - статистический); районирован, а среди направленных - квотный основном массива или стихийный.

Систематическая выборка заключается в том, что отбор осуществляется с определенным шагом - каждая десятая, двадцатая ли какая другая за отсчетом человек.

Гнездовая выборка - это отбор определенных статистических групп (гнезд) - бригад, студенческих групп, семей и т.д., которые подлежат обследованию.

Стратифицированная выборка - это выборка в несколько этапов, на каждом из которых меняется единица отбора. Например, на первом этапе отбираются семьи по месту жительства, на следующем - за районом города, далее - конкретизируются семьи, которые обстежуватимуться, и наконец, члены семей, которые обстежуватимуться.

Степень сходства выборочной модели в структуру генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от цели исследования. Повышенная надежность результатов исследования допускает ошибку выборки до 3%, обычная - 3-10, приближена - 10-20, ориентировочная - 20-40, а приблизительная - более 40%.

Объем выборки зависит от степени однородности генеральной совокупности, требуемой точности результатов, количества признаков выборки. Опыт свидетельствует, что объем выборки должен составлять не менее 5% объема генеральной совокупности, генеральная совокупность не может быть менее 100 человек.

После схематического определения выборочной совокупности конкретизируют объекты изучения, выясняют методы сбора информации, инструментарий.

Инструментарий социологического исследования - это набор специальных документов (анкет, опросных листов, карточек для фиксации результатов наблюдения и др.), за помощью которых реализуются методы социологического исследования и собирается нужна эмпирическая информация.

Следует отметить, что в процессе эмпирического социологического исследования наряду со специальными социологическими методами сбора первичной информации о социальные процессы, явления, отношения (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент) могут использоваться методы других наук (экономические, психологические и т.д.).

В программе социологического исследования подробно рассматриваются методы обработки и анализа собранной информации.



Назад