Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 46. Методы сбора социологической информации


В социологии используют различные источники и методы сбора информации (см. табл.).

А. Документальные источники.

Начиная исследование, социолог должен прежде всего собрать сведения из первичных документов.

Термин «документ» в социологии трактуется как материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и о деятельности человека и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве.

Ценность документальных источников для социологического исследования и необходимость их использования определяются прежде всего тем, что потоки документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества, характеризующих социальные процессы на различных уровнях исследования (общественной, институциональном, групповом, личной), их динамику, сознание людей, виды, содержание и результаты их деятельности. Социологическая информация, которую содержат документы, иногда дублирует данные, полученные другими методами (опрос, наблюдение). Тогда она становится средством для проверки и контроля их надежности.

Таблица. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Метод

Анализ
документов

Наблюдение -
ния

Опрос

Социальный эксперимент

Анализ результатов трудовой деятельности

Объект

Документы

Процессы, явления, факты отношений, взаимосвязей, взаимодействий

Респондентов -
денти

Формы и методы решения социальных проблем

Детали, готовая продукция, чертежи, статистические и бухгалтерские показатели и т. д.

Предмет

Социальные факты, зафиксированные документально

Факты
реальной поведения

Факты сознания - мысли,
мотивы,
интересы, чувства

Социальные факторы, целенаправленно изменяемые в процессе исследования

Результаты
деятельности

Способ

Традиционный - качественный, формалізова -
ной - количественный

Включено - невключене, свободное - стандартизированное, систематическое - эпизодическое, полевое - лабораторное, контролируемое -
неконтролируемое

Анкету -
вання, интервью,
социометрия, экспертиза, тесты

Натуральный - воображаемый, лабораторная - полевой

Профессионально-качественная оценка

 

Анализ документов - это сбора первичной социологической информации с различных документальных источников с помощью оценки и анализа их содержания.

Документы в социологии - это печатные, рукописные и другие материалы, созданные для хранения и передачи информации, которая накапливается в результате жизнедеятельности отдельных людей, групп или сообществ. Это - государственные и правительственные акты, речи политических деятелей, статистические сборники и материалы переписи, научные публикации, периодическая пресса, письма представителей всех слоев населения, художественные произведения, протоколы собраний и заседаний, отчеты администраций и общественных организаций, материалы социологических исследований и т.п. Они несут информацию о социальные факты, явления, процессы, происходящие в обществе, социальных организациях, группах.

Учитывая большое количество социологических документов, они систематизируются и классифицируются.

Систематизация представляет собой операцию упорядочение определенной совокупности документов по некоей одним признаком: хронологической, национальной, проблемной, персональной и т.д. Возможна систематизация по нескольким признакам сразу, но с соблюдением последовательности в случае перехода от одной к другой. Отбор признаков систематизации определяется задачами социологического исследования.

Классификация является познавательной операцией, так как предусматривает раскрытие сущностных характеристик документов, которые позволяют группировки их по видам и ориентацию в их множественности.

В начале исследования следует предусмотреть комплект документов, которые могут быть использованы, определить их ценность и надежность. Ориентация на определенные документы предопределяется содержанием проблемы, предметом, целями и задачами исследования, а также организационными возможностями исследователя. Так, в процессе исследования проблем использования рабочих кадров на предприятии пользуются документами отдела кадров и других производственных подразделений, занимающихся стимулированием труда, регулированием профессионально-должностного продвижения, адаптацией молодежи и закреплением ее на производстве, а также протоколами собрания, на которых обсуждались вопросы кадровой политики, и т.д.

От вида документа зависит то, для чего его можно использовать и какими методами проанализировать.

За статусом документы делятся на официальные и личные. Официальные документы отражают общественные связи, коллективные взгляды и т.д. Они создаются в государственных учреждениях, трудовых организациях, различных комиссиях. К ним относятся: приказы, постановления и заявления правительства; планы работы и отчеты производственных коллективов, общественно-политических организаций; протоколы их собраний, работы различных комиссий; списки лауреатов, требующих жилья, материальной помощи и т.д.; материалы настенных газет и многотиражек; документы, касающиеся отдельного лица (анкеты, служебные характеристики, личные листки по учету кадров, дипломы, свидетельства, судебные приговоры и т.п.).

Среди официальных документов текущая документация, хранящаяся в архивах организаций, для социолога имеет особый интерес, поскольку является базой всех исследований.

К личных документов принадлежат составлены по инициативе самого индивида документы (дневники, автобиографии или письма), что воспроизводят его собственный жизненный опыт.

За функциями, которые выполняют документы, они делятся на информационно-регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные. Информационно-регулятивную функцию выполняет служебная документация. Ее назначение - информировать о состоянии дел в организации, выполнения производственных заданий и т.п. В исполнении коммуникативной и культурно-воспитательной функций ведущее место принадлежит документам общественно-политических организаций.

За целевым назначением документы делятся на специальные и побочные. Важнейшим источником социологической информации специальные документы, которые составляются непосредственно в процессе социологического исследования. Это - анкеты, тесты, протоколы наблюдений, записи самоспостережень, данные экспериментов. Такие документы дают возможность исследователю вести целенаправленный поиск, глубоко изучать объект.

Однако в эмпирическом исследовании источником вспомогательной информации о различных явления социальной жизни является побочные докумэнты: справочные издания, литературно-художественные произведения, учебно-педагогическая и другая литература, пресса, радио, телевидение и т.д.

За уровнем обработки информации различают документы первичные и вторичные. Первичные документы создаются на основании непосредственного изучения социального бытия и является описанием конкретных ситуаций, освещением деятельности отдельных лиц, организаций. К ним относятся отчеты из эмпирических социологических исследований, протоколы собраний, дневники и т.д. Вторичные документы составляют по первичным материалам, и они имеют более обобщенный аналитический характер, поскольку отражают более глубокие социальные связи. Зато первичные документы, составленные по результатам непосредственных обследований, содержат больше фактической информации.

За мотивацией создание различают спровоцированы и спонтанные документы. Примером спровоцированных документов могут быть отзывы на некую критическую оценку в прессе опыта работы определенной трудовой организации, решения ней конкретной проблемы. Спонтанными документами являются личные документы, созданные без особого влияния неких внешних факторов (рационализаторские предложения, письма личного характера и др.).

За содержанием документы классифицируют на правовые, исторические, экономические, технические и т.д.

За характером информации социологические документы можно разделить на:

  • письменные;
  • устные;
  • лингвистические;
  • фото - и кинематографические;
  • фонографічні;
  • этнографические;
  • вещественные.

Социолог чаще всего имеет дело с письменными документами, в том числе статистическим.

Статистическую информацию разделяют на оперативную и сводную.

Оперативная информация включает ведомственную статистику предприятий и учреждений: годовые отчеты, личные учетные карточки работников и т.д. По отчетам можно охарактеризовать динамику основных социальных процессов, например, движения рабочей силы (выбытия работников и прием новых, переход из одной категории в другую, распределение работников по специальности, квалификации, стажу, статью). Оперативную статистику используют как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях.

Сводная информация центральных и местных статистических органов публикуется в специальных изданиях, сборниках статистических материалов.

Отметим, что любая классификация всегда является условным и приблизительной, ведь реальность всегда шире классификационных схем. Важно то, что в них показана взаимосвязь различных видов документов, тенденция к образованию комплексов документов, близких по характеру и назначению. А это основания для комплексное использование различных видов документов, выявление еще не использованных источников информации.

Изучение документа - это анализ его содержания в контексте задач исследования. С этой целью составляется схема анализа и определяются текстовые индикаторы ключевых понятий концепции исследования. Методы анализа документов можно разделить на две основные группы: неформалізовані (традиционные) и формализованные (качественные и количественные).

Неформалізовані (традиционные) методы анализа включают все многообразие умственных операций, направленных на толкование текста, интерпретацию сведений, содержащихся в документах, выделение смысловых блоков идей, утверждений, интересующих исследователя. Неформализованный анализ документов основывается на общих логических рассуждениях, синтезе, сравнению, определении, оценке, осмыслении. Его можно разделить на внешний и внутренний. Внешний анализ - это проверка истинности документа, анализ его «исторического контекста» и обстоятельств, сопровождавших его появление. Исследователь определяет тип документа, его автора (специалист или дилетант), при каких условиях и когда документ создавался (сразу после события или значительно позже), что побудило автора к составлению документа (собственная инициатива или некоторое принуждение, то требование), а также выявляет возможный тенденциозность документа, ошибки, искажения фактов. Выяснив все это, исследователь начинает внутренний анализ - изучает содержание документа, суть изложенных в нем материалов, логику текста, социальные факторы, которые повлекли его появление.

Неформалізовані методы анализа документов применяют очень широко. Особенность их заключается в том, что они в значительной степени основываются на интуиции исследователя. Он выбирает ту информацию, которая его интересует, то есть избежать тенденциозности и субъективизма не удается.

Именно как альтернатива неформалізованому метода анализа документов возник формализованный (качественно-количественный) анализ. Формализованный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели, что предоставляет результатам анализа должной объективности.

В основе формализованного анализа лежит квантификация текстового материала - процедура измерения и количественного выражения качественной информации. Качественная информация - это данные, представленные в форме описательного материала. Чаще всего используется процедура квантифікації, разработанная социологами Х. Лассуеллом і Б. Берельсоном, которая получила название «контент-анализ» (от англ. соntent analysis - анализ содержания).

Контент-анализ - это перевод массовой текстовой (или звуковой информации в количественные показатели с дальнейшей ее обработкой. При этом в текстах документов должны быть выявлены такие свойства, которые легко измеряются и отражают наиболее существенные стороны его содержания. Для этого выбирают единицы анализа (содержанию), которые можно фиксировать и одновременно переводить с помощью единиц счета в количественные показатели.

Единицы анализа выбирают, исходя из содержания проблем и гипотез исследования. Индикаторами единиц анализа могут быть тема, отдельные категории (понятия), раскрывающих ее содержание, фамилии ученых, которые проводят исследования, социальные ситуации, события. Они должны воспроизводить ведущую идею текста.

Так, например, темы статей, книг, фильмов, теле - и радиопередач отражено в их названиях. Из этих названий можно судить, сколько внимания уделено исследуемой проблеме, насколько она актуальна. Для изучения документов по теме исследования отбирают определенные понятия. Скажем, исследуя тему «Отношение к своим служебным обязанностям», социолог оперирует такими понятиями, как «выполнение производственных задач», «соблюдение правил внутреннего распорядка», «эффективность использования рабочего времени». Это качественные характеристики явлений, которые находят в документах количественное отражение. По количеству ссылок на того или иного автора в книгах, статьях (индексом цитирования) определяют престиж ученых и т.д.

Единицы счета передают частоту появления признаки (единицы анализа) в тексте, объем текста. Примером единиц счета являются печатные листы, страницы, строки, знаки в печатных документах; минуты на телевидении и радио; сантиметра - в записях на магнитную ленту. Что больше единиц анализа на каждую единицу счета, то богаче документ по содержанию, более содержит информации, глубже раскрывает исследуемую тему.

Недостатком формализованного анализа является то, что содержание документа нельзя измерить только с помощью формальных показателей, а значит, этот анализ не может быть исчерпывающим. Наиболее целесообразно применять его в том случае, когда требуется высокая точность и объективность анализа или когда непосредственное эффективное использование материала невозможно через большой объем и несистематизованість. Однако условием использования такого анализа является определенная частота появления в документах, которые анализируются, категорий, важных для целей исследования.

Несмотря на существенные различия между неформалізованим и формализованным анализом, они не исключают, а дополняют друг друга и направлены на достижение одной цели. Выбор метода анализа зависит от специфики документа, его формы, содержания, целей и задач исследования, а также от опыта исследователя.

Б. Наблюдения и эксперименты.

Социологическое наблюдение - важный метод сбора первичной социологической информации через целенаправленное, систематическое, непосредственное восприятие и прямую регистрацию значимых (для целей исследования) фактов социальной действительности, наиболее важных ее событий.

В процессе наблюдения получают информацию о внешних свойствах объектов, изучаемых.

В научном наблюдении (в отличие от обыденного) планируется заранее его организация, выясняются методы фиксации, обработки и анализа данных, что обеспечивает определенную надежность информации.

Объектами наблюдения в социологии есть поведение отдельных индивидов, социальных групп, условия их деятельности и т.д.

Ценным является то, что наблюдение дает возможность фиксировать реальные поведенческие факты, однако они в основном поверхностные и касаются довольно узкого круга индивидов. Поэтому наблюдение чаще используются совместно с другими методами.

Наблюдения в социологическом исследовании чаще всего используют на его разведывательном этапе, когда происходит общее ознакомление с объектом исследования и разрабатываются гипотезы. Кроме того, его можно применять для пева данных, собранных другими методами, и для получение дополнительных сведений о исследуемый объект, а также для разработки гипотез.

Наблюдения широко используют социологи промышленных предприятий, изучая практику проведения различных собраний работников, процессы обсуждения на них насущных проблем, механизм выработки коллективных решений. Наблюдая за работой подразделений предприятия, встречаясь с их работниками, социологи получают эмпирическую информацию об их отношение к труду, отношение друг к другу, об их реагирования на изменение условий трудовой ситуации не на уровне сознания, а на поведенческом уровне, то есть наблюдают действия работников в случае введения новых условий оплаты, более напряженных норм, внедрения рационализаторских предложений и т.п. Эти явления исследуются в динамике как действительность, которая формируется и развивается.

Наблюдения можно классифицировать в зависимости от места наблюдателя в процессе наблюдения (невключене и включено); степени формалізованості наблюдения (стандартизированное и произвольное); регулярности проведения (систематическое и эпизодическое); места проведения и способа организации наблюдения (полевое и лабораторное); наличия контроля за проведением наблюдения (контролируемое - неконтролируемое); степени открытости (открытое и инкогнито) (см. рис.).

Невключене наблюдение состоит в изучении процессов исследования внешне без вмешательства в их ход. Оно направлено в основном на описание социальной атмосферы и применяется чаще всего на разведывательном этапе монографического исследования и для экспериментальной проверки гипотез в лабораторных условиях.

Включено наблюдения предусматривает не только непосредственное присутствие, но и участие наблюдателя в исследуемой ситуации, контакт с теми, за кем ведется наблюдение. Наблюдатель находится в группе тех, за кем он наблюдает, и, работая вместе с ними, в реальных жизненных ситуациях собирает информацию. Следовательно, наблюдатель является частью исследовательской ситуации, влияет на ситуацию и, в свою очередь, испытывает ее влияния.

18

Классификация наблюдений

Следует заметить, что для наблюдателя и для тех, за кем ведется наблюдение, и сама ситуация имеет разное значение. Для усиления объективности наблюдения акты поведения должны вступить одинакового значения для тех и тех.

Степень включенности наблюдателя в опытную ситуацию может быть разным - от пассивного наблюдения, которое мало чем отличается от невключеного, к активному, когда респонденты начинают воспринимать наблюдателя как члена своей группы.

В зависимости от степени осведомленности группы различают закрытое и открытое включенное наблюдение. Закрытое - это такое наблюдение, когда исследователь входит в исследуемую группу, становится ее полноправным членом и участвует в производственном процессе наравне с другими членами группы, которым настоящие цели исследователя не известны. Такое исследование дает возможность получить данные, которых нельзя получить ни в один другой способ.

Этот вид включенного наблюдения применяют в исследованиях «закрытых» групп, которые не допускают открытого наблюдения извне.

Открытое включенное наблюдение заключается в открытой участия в производственном процессе исследователя и широкого сообщение его профессиональных целей. Существует мнение, что присутствие наблюдателя может повлиять на поведение респондентов, исказить реальную картину. Это справедливо для одноразового открытого наблюдения. Но во время наблюдения в течение длительного времени люди привыкают к наблюдателю и остаются самими собой даже в его присутствии.

Преимущества включенного наблюдения очевидны. Невключений наблюдатель может видеть и фиксировать акты, так сказать, открытой поведения. Но как посторонний человек, он не может досконально знать, что кроется за этими актами, поэтому его интерпретация может быть неадекватной.

Включен исследователь имеет возможность проникать в самые глубокие слои коллективного жизни, изучать мотивы, возбудители, установки каждого члена исследуемой группы, знать, что воспринимается, а что осуждается ними, которая эмоциональная атмосфера в группе, как действует механизм формирования «группового сознания».

В то же время включенном наблюдению присущи определенные недостатки. Например, социолог может так «вжиться» в исследуемый коллектив, в нормы его поведения, что начинает сам реагировать согласно этим нормам, теряя при этом объективность восприятия. Кроме того, нелегко найти исполнителя такого типа исследования, поскольку оно требует большого самоотречения.

В зависимости от степени формализации процедуры, то есть жесткости предписаний относительно того, что и как наблюдать, наблюдения делятся на свободные и стандартизированы.

Свободное наблюдения характеризуется нехваткой жестких предписаний снаружи. Исследователь не ограничен программой, не имеет четкого плана действий, не устанавливает заранее, какие именно элементы исследуемого процесса (ситуации) он будет фиксировать. Как правило, свободное ведут наблюдение за объектом в целом или за основными его составляющими. С помощью этого наблюдения исследователь выясняет пределы объекта и его основные составляющие, определяет, какие из них являются наиболее значимыми для исследования, получает информацию об их взаимодействии. Чаще всего свободное наблюдения используют на начальном этапе разведывательного исследования для уточнения проблемы.

Хотя этот вид наблюдения применяют относительно объекта в целом, но понятно, что наблюдать сразу все невозможно. Поэтому и за свободного наблюдения решают, что именно следует наблюдать. В процессе наблюдения направление исследования может измениться (для свободного исследования это и является признаком его преимуществ). Социолог на основании своего опыта определяет примерный перечень значимых элементов для ситуаций, которые изучаются, будто определяя направление исследования тех или иных объектов наблюдения.

В отношении участников ситуации устанавливают, кто они, сколько их, какие между ними отношения, знакомы ли они друг с другом, какова их роль в этой ситуации, который характер связей между ними (формальный или неформальный), которая структура сообществ (лидеры, изолированные индивиды), с какой целью (формальной или неформальной) они собрались в этой ситуации, они имеют общие или антагонистические цели.

При этом считаются:

  • обстоятельства, при которых возникла и наблюдается ситуация, которую социальное поведение эти обстоятельства поощряют, которую тормоз;
  • какого поведения можно ожидать, а какая будет непредсказуемой;
  • что и как делают участники ситуации, какие стимулы предопределяют ту или иную поведение, в какой форме она проявляется (люди разговаривают, жестикулируют, плачут, смеются и т.д.), которая напряженность, устойчивость, эмоциональность, продолжительность этого поведения, которые ее последствия;
  • частоту и продолжительность ситуации, которая исследуется, когда она возникла, что обусловило ее, уникальная она ли типичная, случайная или систематическая.

Этот перечень не исчерпывает всех возможных направлений наблюдений, однако может существенно помочь социологу в проведении исследования. Такой подход способствует постепенному переходу от свободного наблюдения до стандартизированного.

Стандартизированное наблюдение отличается от свободного строгой регламентацией процедуры, времени и выбранного объекта. Социолог достаточно хорошо информирован об объекте исследования и заранее выясняет, какие элементы (аспекты) процесса или ситуации, которые исследуются, имеют наибольшее значение для его исследования, решает, как, где, с кем и в течение какого времени вести наблюдение. Результаты исследования фиксирует на специальных бланках.

Установленные в процессе разработки программы факторы, подлежащих наблюдению, оформляют в виде таблиц, карт, протоколов наблюдения.

Такое наблюдение применяют для проверки и уточнения результатов, полученных другими методами. Оно может использоваться и как основной метод исследования для точного описания предмета и проверки гипотезы. Поэтому стандартизированное наблюдение наиболее широко используют в исследованиях аналитического плана, а также в описательных исследованиях, и очень редко - в разведывательных, где отсутствия достаточной информации об объекте исследования не дает возможности сделать необходимое структурирование наблюдения, то есть определить наиболее значимые для исследования элементы и сосредоточить на них основное внимание.

По принципу регулярности во времени наблюдения разделяют на систематические и эпизодические.

Систематическое наблюдения характеризуется регулярностью проведения в течение определенного периода. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно увеличить возможность ее экстраполяции. Наблюдение может вестись ежедневно, раз в неделю, раз в месяц и т. д. Можно наблюдать за такими объектами:

  • определенной группой в течение дня, месяца, года;
  • определенным процессом в различных группах (формированием общественного мнения);
  • определенным процессом в определенной группе (развитием неформальных отношений, изменением отношения к тем или тех явлений).

Эпизодические наблюдение - это когда спонтанно, неожиданно исследуют явление, деятельность, социальную ситуацию. Например, наблюдая развитие неформальных отношений в коллективе, социолог может наблюдать изменения стиля деятельности руководителя этого коллектива, в его отношении к служебным обязанностям.

Этот тип наблюдения особенно часто встречается в разведывательном исследовании, когда наблюдатель имеет дело с непредвиденными ситуациями.

В зависимости от количества исследуемых объектов (наблюдаются все объекты, касающиеся проблемы или только определенная их часть) наблюдения разделяют на сплошные и частичные. Сплошные дают более полную информацию, но их проведения не всегда возможно и экономически обоснованное, а частичные - ограничиваются отдельными объектами.

За местом и способом организации различают наблюдения полевые и лабораторные. Полевые осуществляют над реальными социальными группами в естественных условиях их жизнедеятельности. Большинство наблюдений, проводимых являются полевыми. Их используют как основной и как вспомогательный метод исследования в определенных его разновидностях.

Привычность обстоятельств помогает адекватному пониманию действительности, но не всегда является благоприятной для исследователя: влияние внешних факторов затрудняет фиксирования, нет возможности охватить всех членов исследуемой группы и т.д.

Учитывая это проводятся лабораторные исследования группы людей, которые отбираются исследователем и относятся в специально созданные условия. Содержание исследуемой ситуации, условия окружающей среды определяет исследователь. Лабораторные исследования чаще всего применяют в экспериментальных исследованиях, когда ставится задача разработать и экспериментально проверить рабочие гипотезы или новую методику.

Недостатком лабораторного исследования является то, что искусственно созданная ситуация может повлиять на естественность поведения исследуемых.

В зависимости от наличия контроля наблюдения делятся на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемое наблюдения осуществляют с целью сбора информации для воспроизведения более четкой картины исследуемой ситуации, проверки определенных гипотез. Для этого увеличивают количество наблюдателей и сравнивают результаты их наблюдений, а также интенсифицирует сам процесс исследования проведением серии наблюдений за одним объектом. Сравнение результатов становится возможным лишь при условии стандартизированных планов наблюдения с использованием таблиц, карт наблюдения и вспомогательных технических средств (кино -, фото -, звукозаписывающей аппаратуры и т.п.).

Неконтролируемое наблюдение имеет целью изучения реальных жизненных ситуаций, общее описание определенного процесса, явления, а также социальной атмосферы, в которой они происходят. В такого наблюдения, как правило, нет четкого плана, заранее определяется только главный объект наблюдения. Эффективность неконтролируемого наблюдения во многом зависит от квалификации наблюдателя.

Недостатком неконтролируемого наблюдения является угроза субъективного отношение исследователя к объекта, а следовательно, искажение результатов исследования. Неконтролируемое наблюдения чаще всего применяют на начальных этапах исследования.

Особым видом социологического исследования является самоспо -
оговорка
, когда социолог пользуется не только данным наблюдения за поведением индивидов, а и их собственными суждениями и оценками этого поведения. В нем могут использоваться такие документы, как автобиографии, письма, дневники, записи самоанализа и т.д. Разновидностью самонаблюдения есть ответы тех, за кем наблюдают, на вопросы предложенной анкеты или интервью с ними. Однако следует заметить, что ответы на вопросы анкеты нужно расценивать не как объективные, а как гипотетические.

Рассмотренных видов наблюдения обычно в чистом виде не существует. На практике их соединяют друг с другом в зависимости от сложности и многомерности объекта, специфики задач исследования, т.е. в зависимости от типа исследования (см. табл.).

 

Таблица. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдения

Тип исследования

разведывательное

описательное

аналитическое

Включено

Невключене

Свободное

Стандартизированное

Систематическое

Разовое

Контролируемое

Неконтролируемое

Лабораторное

Полевое

Сплошное

Частичное

 

+

+

 

 

+

 

+

 

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

 

Примечание. Знаком « + » отмечены виды наблюдения, что их целесообразно применять в этом исследовании.

Эффективное использование методов исследования требует знания их преимуществ и недостатков. Это дает возможность определять, когда и при каких условиях использования того или иного метода будет наиболее целесообразным.

Большинство методов социологического исследования основывается на предыдущих ли ретроспективных суждениях людей об их собственное поведение, о ту или иную событие, поэтому нет полной уверенности в достоверности этих суждений: разрыв между суждением и реальной ситуацией может быть довольно значительным. Информация, полученная с помощью наблюдения, характеризует явление, а не мнение о нем. Непосредственное наблюдение дает возможность фиксировать события и элементы поведения человека в момент их появления, в конкретных связях, окружающих условиях и в реальном времени.

Большое преимущество наблюдения заключается и в том, что его использование не зависит от способности и готовности человека вести откровенный разговор с вопросов, интересующих исследователя.

Основные проблемы использования метода наблюдения в эмпирическом социологическом исследовании обусловлены особенностями объекта исследования, которым является человек. Реагируя на действия исследователя, она может изменять характер своего поведения «подстраиваться» до того, что, по ее мнению, является нормой, а это искажает реальную картину.

Высокие требования предъявляются к личности самого наблюдателя. От его способностей, квалификации, научной осведомленности и, в конечном счете, от его чисто человеческих качеств: умение находить общий язык, доброжелательности, чуткости, ненавязчивости, деликатности - зависит успех наблюдения.

Кроме того, следует учитывать, что наблюдатель исследует социальную общность, к которой принадлежит и сам, частью которой он является и от которой зависит. И здесь нельзя избавиться автоморфізму, то есть попытки истолковать поведение и действие других людей через свое собственное восприятие, сквозь призму собственного «я», избавиться от определенного эмоционального окраса, влияния собственного опыта. Поэтому одной из главных требований к наблюдателя является объективность.

Он должен придерживаться таких правил:

  • не вмешиваться, не допускать каких-либо собственных действий относительно явления, которое изучается, чтобы не исказить естественного течения событий;
  • проводить наблюдения всегда целенаправленно, то есть заранее определять его цели, формы и средства осуществления;
  • обеспечивать своевременный запись результатов наблюдения (протокол, карта, таблица наблюдения). Запись должен быть таким, чтобы впоследствии можно было анализировать и обрабатывать зафиксированную информацию.

Недостатком метода наблюдения является его большая трудоемкость.

Исследования осложняется и невозможностью повторения ситуации. Социальные явления и процессы необратимы, их нельзя повторить, чтобы исследователь мог проверить и зафиксировать моменты, которые его интересуют.

Использование наблюдения ограничивается временем осуществление события. Поэтому фиксируют лишь те события, которые имели место в момент наблюдения. Много событий остается незамеченными.

Кроме того, наблюдением фиксируются только факты реальной поведения человека. Хотя о человеке судят по его действиями, но в действиях человека при определенных обстоятельствах оказывается лишь часть ее внутреннего мира, остальные скрытая и будет оказываться при других обстоятельствах. Для того чтобы иметь полное представление о человеке, нужно очень долго наблюдать за ее поведением в различных ситуациях. А это не всегда возможно. В связи с этим более рационально применить метод опроса.

К наблюдения условно можно отнести эксперимент - загальнонауковий метод получения (в условиях, которые контролируются и управляются) определенных знаний о причинно-как следствие отношения между явлениями и процессами социальной действительности для проверки гипотез относительно этих связей. Исследователь создает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном течении событий, фиксирует их соответствие или несоответствие собственным предположением, гипотезам.

Социальные эксперименты по характером объекта и предмета исследования разделяют на социальные, экономические (хозяйственные), правовые, педагогические, психологические, эстетические и др. Особое место среди них занимает социальный эксперимент.

Социальный эксперимент направлен на проверку причинно-следственных связей между параметрами разных сфер, видов, аспектов деятельности с целью выявления закономерностей, определяющих деятельность социального субъекта в целом.

Все другие перечисленные разновидности эксперимента направлены на проверку вероятностных зависимостей внутри определенной социальной сферы. Так, экономический эксперимент может осуществляться для выявления зависимости между производительностью труда и формами ее организации, производительностью труда и условиями ее.

Социальный эксперимент в социологии - метод сбора информации о характере и специфике изменений показателей социальной деятельности и поведения под влиянием заданных и управляемых факторов. Его проводят с целью проверки действенности внедряемых форм социальной деятельности, новых средств управления развитием социальных процессов, реальности осуществления и эффективности предложенных мероприятий, разработанных на основе теоретических идей и приобретенного опыта относительно конкретных социальных условий. Кроме того, социальный эксперимент как эффективный метод изучения социальных явлений используют в социологическом исследовании для разработки рабочих гипотез. Как опытно-преобразовательная деятельность эксперимент является формой практики и основывается на разработке определенной гипотетической модели исследуемого явления. Однако специфика социальных явлений ограничивает возможности экспериментального метода. Сложность, многофакторность социальных процессов, невозможность их формализованного описания, ценностно-системный характер зависимостей, детерминированность действий человека ее психикой - все это усложняет эмпирическое выявления и доказательность причинных зависимостей, а следовательно, и построение гипотетической модели определенного явления. Реальный социальный эксперимент часто нельзя осуществить с экономических, политических, этических и других соображений. Большинство важных социальных ситуаций не может быть создано на желание исследователя, поскольку в реально существующих людей нельзя применить причинные связи, реализация которых привела бы к негативным последствиям для самих людей.

Социальный эксперимент как составляющая исследования и управления имеет две взаимосвязанные функции: прикладную - достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и теоретическую - проверка научных гипотез, т.е. изучение функционирования и развития социальных процессов и получения новых знаний.

Социальный эксперимент включает несколько этапов:

  • сбор эмпирических данных;
  • определение исходного состояния исследуемого объекта;
  • выявление тенденций его развития;
  • разработка теоретических концепций и условий экспериментирования;
  • создание экспериментальной ситуации;
  • контроль и наблюдение за ходом экспериментальной ситуации;
  • определение и анализ итогов эксперимента;
  • введение выводов эксперимента в жизни.

Положительным в социальном эксперименте является то, что реципиент в нем занимает активную позицию. Создавая определенные условия, он имеет возможность полнее учитывать определяющие факторы, четко предвидеть их влияние на объект исследования; изменяя последовательно одно условие и оставляя без изменения другие, он может выяснять причины и изменения социальных явлений; многократно повторяя опыт, накапливать количественные характеристики, по которым можно делать выводы о типичность или случайность социальных явлений.

Негативным в использовании социального эксперимента является то, что намеренно созданы условия могут нарушить естественность течения социального исследуемого явления.

В. Опроса.

Опрос - самый распространенный в социологии метод сбора первичной вербальной информации, которая основывается на обращении к отдельного индивида или группы с вопросами, направленными на раскрытие содержания исследуемой проблемы. С помощью опроса получают как подійну (фактическую) информацию, так и сведения о мысли, оценки и потребности опрашиваемых. Источником информации являются устные или письменные высказывания респондентов о состоянии общественного мнения и общественного сознания, объективных явлений и процессов не только в настоящем, но и в прошлом и будущем времени.

Респондент - участник конкретного социологического исследования, что является источником устной или письменной информации.

Правильно организованное опрос дает возможность получить информацию по любой проблемы.

Реципиент должен организовать общение так, чтобы вызвать у респондента интерес к теме опроса, стимулировать его к активному участию в исследовании, обеспечить искренность ответов.

Реципиент - участник конкретного социологического исследования, которое получает от респондента устную или письменную информацию.

В процессе опроса реципиент с помощью специальных высказываний и вопросов может моделировать различные воображаемые ситуации, чтобы получить информацию непосредственно от самого человека о ее реальные и гипотетические поступки, планы и намерения на будущее, факты конкретной деятельности, ее мотивы, результаты, субъективное состояние, чувства, наклоны, суждения; выяснить ее мнение по различным вопросам, прежде всего в отношении того, что не нашло отражения в официальных документах, в результатах наблюдения и других методах исследования. Так, опрос дает возможность расшифровать мотивы увольнения по собственному желанию и выявить истинные причины, выяснить мотивы пассивного отношения к труду и степень удовлетворения социально-психологическим климатом, который сложился, отношениями с руководителем, стилем его деятельности и т.п. Другими словами, во время опроса объективный материал, собранный с помощью других методов исследования (наблюдение, изучение документации), дополняется сведениями о субъективное восприятие предмета исследования.

Опрос оказывает положительное психологическое воздействие на респондентов. Они видят, что их мнением интересуется общественность. Выяснение мнения индивидов и разработке на этой основе мероприятий по социальному развитию объекта - одна из форм их участия в социальном управлении.

Специфика опроса заключается в том, что источником информации является словесное сообщение респондента, его мнение. Реципиент вмешивается в процесс формулирования сообщение, направляет его в соответствующее русло. В связи с этим возникает необходимость обеспечить надежность и достоверность получаемой реципиентом информации. Надежность информации оказывается в устойчивости, независимости ее от воздействия случайных факторов, вероятность - в ее адекватности реальной действительности. Эти качества информации обеспечиваются преимущественно постоянством условий ее сбора и искренностью ответов респондентов, их информированностью о сущность исследуемого объекта, о том, что интересует исследователя.

Надежность информации, которую собирают опросу, зависит от ее содержания и характера, от техники опроса, уровня компетентности респондента. На достоверность получаемой реципиентом информации влияют личностные характеристики респондента - защитные механизмы психики, уровень образования и культуры, свойства памяти, его отношение к учреждения, проводящего опрос, к теме исследования, до самого реципиента. Методика и техника опроса позволяет в значительной степени нейтрализовать негативное влияние этих факторов.

Вероятность ответа респондента во многом зависит от умения реципиента начать опрос, от его профессионализма. Нужно так вести опрос, чтобы у респондента возникло желание участвовать в нем, вести откровенный разговор. Кроме того, вероятность зависит от качества инструмента (план интервью, анкета). Формулировки вопросов - наиболее сложный и ответственный этап его построения. Ему предшествует, как уже было сказано, процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора необходимого минимума эмпирических индикаторов. Каждому показателю соответствует одно или несколько вопросов.

Вопрос в опросе - это высказывания, рассчитанное на получение информации (ответы), которая бы давала возможность толковать признаки социального объекта, что изучается.

По направленности отличаются вопрос результативные (содержанию), с помощью которых реципиент собирает информацию о наличии определенных явлений и их взаимосвязей, и функциональные, с помощью которых упорядочивается сам процесс опроса.

Исходя из наиболее существенных признаков различают:

  • вопросы по содержанию: о факты («Сколько раз в течение года Вас премировали?»);

о поведение («Принимаете ли Вы участие в обсуждении производственных вопросов?»);

о знания или осведомленность («Известны ли Вам условия премирования?»);

о установки («Осуждаете ли Вы поступки нарушителей трудовой дисциплины?»);

о мотивы («Чем Вы недовольны в своей работе?»);

  • за выполняемыми функциями:

контактные, что ставят в начале опроса для разрушения психологического барьера между реципиентом и респондентом («Сейчас много говорят о социальную апатию, обусловленную неверием в действиях правительства. А как Вы считаете?»);

буферные, которые используют для разграничения тематических блоков и в то же время для нейтрализации влияния одних ответов на другие («Мы вели разговор с Вами об условиях стимулирования труда. Сейчас, если Вы не возражаете, поговорим о том, что Вам мешает в работе?»);

«фильтры», которые используются для выявления компетентных респондентов (перед тем, как начать разговор о отношение респондента к системе премирования, нужно спросить, известна ли она ему);

обнадеживающие, что укрепляют уверенность респондента в своих силах («Вы очень интересно рассказывали о сложности в вашей работе. А теперь поговорим немного о Вашем коллектив»);

провоцирующие, обусловливающих спонтанные ответы («Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить постоянные нарушения трудового поведения членами Вашего коллектива?»);

контрольные, предназначенные для проверки точности и полноты ответа на другие вопросы, достоверности данных (респонденту, который ответил, что он принимает активное участие в общественной работе, предлагают назвать, какие именно обязанности он выполняет);

уточняющие вопрос («Кажется, мы об этом уже говорили, но не выяснили...»);

проективные, которые должны обеспечить информацию о возможной реакции респондента в определенной ситуации с учетом его глубинных потребностей и чувств;

«кермачі», что направляют опроса от общего к более конкретному;

толковые, имеющих целью получения от респондента разъяснения его понимание той или иной информации по теме исследования;

  • по структуре:

открытые (неструктурные) - без предварительно сформулированных ответов, которые предлагаются для выбора;

закрыты (структурные) - с заранее сформулированными ответами;

полузакрытые, когда рядом с предложенными ответами предполагается место и для свободных.

Закрытые вопросы в свою очередь делятся на:

дихотомические, то есть такие, что на них есть только два ответа, которые исключают друг друга («премировали Вас по итогам года?» - «Да», «Нет»);

альтернативные, содержащие перечень ответов, из которых можно выбрать только одну («Как часто Вас премировали?» - «Совсем не премировали», «Не чаще чем один раз в год», «Несколько раз в год», «Несколько раз на квартал», «Ежемесячно»). Разновидностью альтернативного вопрос является шкальне, которое направлено на изучение интенсивности проявления некоего явления или отношения к нему (например, для определения удовольствие респондента работой ему предлагают такие ответы: «очень доволен», «удовлетворен», «не очень доволен»; вопрос-«меню», в которых приведен перечень возможных ответов, что из них респондент может выбрать несколько («Какие из перечисленных условий мешают Вам работать в полную силу?»).

Кроме того, за формой вопрос разделяют на:

  • прямые вопросы, обращенные непосредственно к респондента, и косвенные, не обращенные к определенной личности (например, «Как в Вашем коллективе воспринимают нововведения?»).
  • вопрос-индексы, которые применяют для группирования респондентов во время анализа (например, если на вопрос относительно информированности в делах коллектива респондент назвал 4-5 событий, то уровень его информированности оценивают как высокий, 2-3 события - средний, если же ему трудно ответить на этот вопрос - низкий);
  • вопросы-тесты, которые используют для оценки, проверки и т.д . (см. рис.).

Формулировка вопроса должна учитывать следующие общие требования:

  • соответствовать теме и задачам исследования;
  • требовать точного и обоснованного ответа и не содержать в себе еще вопрос;
  • учитывать интеллектуальный уровень респондента и быть ему понятным;
  • быть нейтральным, не показывать личного отношения реципиента;
  • предвидеть все возможные ответы, уравновешивая количество возможных вариантов «за» и «против», чтобы преимущество тех или тех не повлияла на ответ респондента.

19

Классификация вопросов анкеты

 

Последовательность предложенных вариантов ответов тоже заметно влияет на их выбор респондентом. Варианты, размещенные сначала, имеют больше шансов быть избранными. Респондентам следует предлагать опросные листки с разной последовательностью ответов «за» и «против».

Количество вопросов должно быть минимально необходимым. Размещают их по принципу осложнения от начала до середины и облегчение от середины до конца, чтобы респондент постепенно втягивался в разговор с реципиентом и при этом не уставал.

В отечественной практике наиболее распространенной формой опроса является анкетирование.

Анкетирование - это письменный опрос с помощью анкеты. Его чаще всего используют для сбора информации о массовые социальные явления. Так, на предприятии могут изучаться мотивы текучести кадров, эффективность определенной формы организации труда, характер социально-психологического климата, удовлетворенности трудом, адаптация молодых рабочих и другие проблемы трудовых коллективов. Анкетирование может применяться в исследовании любой социальной проблемы, если для ее решения нужна информация о явления общественного и индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивы, установки, мнения, ценностные ориентации отдельных индивидов или социальных групп, а также о объективные социальные факты: организацию труда и быта, образование и квалификацию, материальное стимулирование.

Анкета - это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов, каждое из которых логически связано с той или той гипотезе. Анкета имеет определенную структуру и состоит, как правило, из трех частей: вводной, основной и «паспортной» (см. табл.).

В вступительной части анкеты содержится обращение к респонденту, в котором указывается, кто, с какой целью проводит опрос, где и как будут использоваться результаты, подчеркивается важность и значимость личного участия каждого респондента в исследовании приводится краткая инструкция по заполнению анкеты, гарантируется анонимность ответов, отмечается, кому следует вернуть заполненную анкету.

В основной части анкеты подаются вопросы, рассчитанные на последовательное раскрытие содержания исследуемой проблемы.

«Паспортная» часть включает вопросы, ответы на которые характеризуют демографический и социальный состояние респондента.

В конце анкеты респонденту предлагают высказать свое мнение по теме опроса и благодарят за участие в исследовании.

За способом общения между реципиентом и респондентами опроса бывает:

  • через прессу, когда анкеты публикуются на страницах журналов и газет, а ответы на вопросы анкеты пересылаются в редакцию;
  • почтовое, когда анкеты и ответы пересылаются по почте;
  • раздаточное, когда анкеты раздаются непосредственно респондентам.

Почтовое анкетирование и анкетирование через прессу дают очень низкий процент возврата заполненных анкет, что требует от исследователя дополнительных усилий для обеспечения репрезентативности полученной информации.

Эффективность раздаточного анкетирования зависит не только от содержания и структуры анкет, но и от навыков и умения проводить опрос анкетером, от его личных качеств.

Таблица

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ АНКЕТЫ

УВІДНА ЧАСТЬ АНКЕТЫ
(заинтересовать респондента, стимулировать его к откровенных ответов)

  • Объяснить, кто проводит исследования, его цели, где будет использовано результаты.
  • Подчеркнуть важность и значимость личного участия респондента в опросе, его открытости и правдивости.
  • Изложить порядок заполнения и возврата анкет.
  • Гарантировать анонимность опроса

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Блок 1

(увідні простые вопросы для постепенного привлечения
респондента к сотрудничеству)

  • Вопросы для получения фактической, событийной информации, индифферентной для респондента
  • Вопросы для выяснения оценки респондентами социальных явлений.
  • Вопрос относительно мотивов поступков, характера поведения респондентов.
  • Острые, сложные для респондента закрытые вопросы (в конце блока)
Блок 2
(основная информация темы исследования)

Блок 3
(контрольные вопросы для уточнения
и углубление полученной информации)

  • Закрытые несложные вопросы, которые завершают тематику предыдущего блока.
  • Несложные открытые вопросы.
  • Контрольные вопросы по тематике предыдущего блока

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ АНКЕТЫ
(паспортичка)

  • Статус личности респондента по должности, образованию, возрасту, семейному положению и т.д.

(Краткость, лаконичность вопросов)

С личных качеств анкетера следует специально назвать такие:

  • высокое сознание, добросовестность, исполнительность, широкий научный кругозор, знакомство с проблематикой опроса, который помогает убеждать респондентов в социальной значимости исследования;
  • организационные способности, которые дают возможность в тесном контакте с администрацией подразделений, которые обследуются, создать оптимальные условия для проведения опроса;
  • умение создать во время заполнения анкет атмосферу деловой заинтересованности, дружественного сотрудничества;
  • терпение, терпимость, вежливость, высокая культура общения, что способствует формированию атмосферы доброжелательности, искренности, доверия.

Анкетером может быть как профессиональный социолог-реципиент, так и специально обученный и проинструктирован работник другой профессии (внештатный социолог). Желательно, чтобы он не работал в том структурном подразделении, где проводится опрос.

Основной задачей анкетера является сбор максимально надежной и достоверной информации. Для этого он должен побудить респондентов высказывать только их личные мнения, препятствовать попыткам советоваться, списывать, подсказывать ответы.

Анкетер не должен торопить респондентов, но и не может позволять респондентам принимать анкеты домой, поскольку это может привести к снижению качества их заполнения.

Положительным в анкетировании является возможность получения в относительно короткий срок значительного объема эмпирической информации, а также обеспечение анонимности ответов, недостатком анкетирование является невозможность проконтролировать ситуацию формулировки ответа, ее самостоятельности и полноты.

Интервью (от англ. interview - встреча, беседа) - разновидность устного опроса, который основывается на непосредственном контакте специально обученного реципиента с респондентом.

Интервью бывает разных видов. В зависимости от «степени свободы» реципиента (интервьюера) интервью делится на неспрямоване, в котором подается максимум свободы вести спонтанную разговор с тем, выбранных респондентом, и направлено, в котором интервьюер задает тщательно подготовлены заблаговременно вопрос.

В зависимости от степени стандартизации интервью разделяют:

на свободное - беседу, который длится несколько часов по общей программе, но без жесткой детализации. Интервьюер может задавать вопросы, которые считает необходимыми, в любом виде и последовательности;

полустандартизированное (фокусоване), в котором используют так называемый путеводитель интервью с перечнем как обязательных, так и возможных вопросов;

стандартизированное, которое проводят по детально разработанному плану, что конкретизирует содержание, последовательность вопросов и варианты возможных ответов. Ответы строго фиксируются. Свободное интервью характеризуется большой гибкостью, стандартизированное - обеспечивает большую сопоставимость информации и скорость ее обработки. Кроме того, преимуществом стандартизированного интервью есть возможность привлечь к его проведения лиц без специальной социологической подготовки. Социологические службы разрабатывают специальные опросные листки, пользуясь которыми работник любого производственного подразделения может собрать необходимую информацию.

20

Классификация интервью

В зависимости от способа общения интервьюера и респондента интервью может быть личным і опосредованным.

В опосредованном интервью применяют такие технические средства, как телефон, магнитофон, телевидение.

В зависимости от жесткости поведения интервьюера интервью бывает «мягким», когда интервьюер намається достичь доверия опрашиваемого, демонстрирует уважение к нему, и «жестким», когда интервьюер ведет себя несколько вызывающе, демонстрируя скорее технику допроса.

За частотой проведения интервью может быть одно - і многократным (панельным). Панельное интервью предусматривает сбор информации от тех же лиц с помощью тех же вопросов несколько раз через определенные промежутки времени с конкретной познавательной целью: проверить изменение мыслей исследуемых лиц относительно проблемы или выявить новые элементы в их сознании и поведении. В зависимости от его глубины интервью бывает глубинным (клиническим, длительным) и поверхностным (кратковременным). Поверхностное интервью может быть сфокусировано на получение информации о определенные аспекты некой особой ситуации или события, которое пережил респондент. Глубинное интервью інтесивним и подробным. Оно имеет целью выяснения причин социального поведения, установок, мотивов и т.д. Несколько отличается от всех рассмотренных терапевтическое интервью, которое направлено не столько на получение информации, сколько на то, чтобы дать возможность респонденту рассказать о своих неприятностях, почувствовать свою значимость, помочь разобраться в самом себе, достичь самопорозуміння.

Эффективность интервьюирование зависит от таких факторов:

места проведения (служебное помещение, квартира, улица). Оно определяется предметом исследования. Вопросы, связанные с проблемами быта, семьи и свободного времени, лучше выяснять в домашних условиях, а производственные - на предприятии. Опрос не надо проводить в присутствии посторонних лиц, особенно из административного персонала;

личностных характеристик интервьюера, его знаний, навыков, такта, умение правильно формулировать вопросы, умение подбирать из ответов найадекватнішу целью исследования информацию.

Вступительное слово интервьюера должно быть кратким, обоснованным и уверенным: он называет организацию, которая проводит исследования, четко очерчивает его цель, используя понятную для респондентов терминологию, заверяет их в анонимности опроса (если это необходимо). Вступительное слово и первые вопросы имеют большое значение для установления контакта с респондентом.

Чтобы смягчить эффект интервьюера (так называется в социологии искажения в ответах респондентов, которые обусловлены влиянием со стороны интервьюера), интервьюер должен соблюдать нейтралитет, не проявлять своего отношения к предмету исследования, но для поддержания контакта постоянно проявлять внимание и интерес к личности респондента, способствовать созданию дружеской атмосферы. В процессе интервью не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из документации. Например, перед проведением интервью относительно организации работы по адаптации молодых рабочих изучают статистическую отчетность с информацией об адаптации этих рабочих, мотивы их увольнения, организацию наставничества, а лишь после этого проводят интервью.

Существуют различные способы регистрации данных интервью. Это дословную запись (возможно разделение функций между интервьюером и протоколістом), запись из памяти, на магнитофоне (если есть согласие респондента); классификация, когда ответа не записывают, а, сравнивая их с образцами, приведенными оценивают изучаемые факты. В стандартизированном интервью с закрытыми вопросами интервьюер просто кодирует ответы по заранее установленным кодами.

Общие положения, а также специальные правила, определенные задачами конкретного исследования, излагаются в инструкции интервьюеру, которая наряду с опросными листами является основным рабочим документом интервьюера.

Интервью приобретает все большее применение в социологических исследованиях. Оно дает возможность получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его заключается в том, что благодаря непосредственному контакту с респондентом является возможность изменять вопрос согласно полученным ответам, задавать дополнительные вопросы, уточнять ответы и обеспечивать получение более подробной информации. Кроме того, прямой контакт с респондентом делает возможным фиксирования не только содержания ответов, но и «подтекста» эмоциональной окраски, особенностей интонации, жестов, внешних реакций. Это дает возможность сделать выводы о отношение респондента к предмету разговора, о искренность его ответов.

Итак, анкетирование и интервью предназначено для массовых опросов, направленных на сбор информации, которая воспроизводит знания, мнения, суждения, ценностные ориентации и установки.



Назад