Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 46. Методы сбора социологической информации (окончание)


Целью этих методов является получение достоверных данных об объекте исследования при условии, что сами представители этого объекта в состоянии адекватно оценить его, то есть дать самооценку.

Однако в практике социологической работы возникают ситуации, когда надо оценить такие аспекты объекта, самооценка которых может оказаться невозможной или искаженной. Тогда источником информации являются компетентные лица - эксперты, которые имеют совершенные знания относительно объекта исследования.

Изучение суждений, мнений экспертов относительно исследуемой проблемы называют эксперт-опросу, экспертизой, а сами суждения - экспертным оценкам. Экспертиза - специальное компетентное исследование любого вопрос, требующий специальных знаний и представления мотивированных выводов. Практика последних лет свидетельствует, что использование экспертных оценок в социологическом исследовании дает возможность повысить уровень социального управления. Они имеют важное значение в решении задач социального прогнозирования и проектирования.

В самом общем виде выделяют такие направления использования экспертизы в социологическом исследовании:

  • оценки социальных свойств общественных систем и их элементов, процессов, явлений и прогнозирование тенденций их развития;
  • определение степени достоверности социологической информации, полученной другими методами;
  • аттестация коллективов или членов коллективов по уровню социальной активности, профессиональной пригодности и т.д.

Ведущие украинские социологи (Ю. Саенко и др.) трактуют понятие социальной экспертизы значительно шире, а именно - как оценка позитивных и негативных социальных последствий разработки и осуществления программ и проектов (национального или регионального масштаба), а также проработка механизмов минимизации, смягчения и предотвращения возможных негативных последствий этих программ и проектов. В таком толковании социальная экспертиза роз -
чал просматривается не как один из методов социологического опроса, а как междисциплинарный (интегрирующий) научный подход.

Целью такой социальной экспертизы является оценка, анализ и прогнозирование социальных процессов в обществе, в том числе социальных последствий деятельности правительства, а также реализации научно-технических программ и проектов.

Объектом социальной экспертизы являются любые программы, проекты, управленческие решения и их социальные последствия.

Субъектами социальной экспертизы (экспертами) являются представители социальных групп и институтов, интересов и условий жизни которых однажды касается ситуация (в том числе управленческое решение или проект), что требует оценки.

Такое широкое толкование значительно повышает требования к оценок профессиональных экспертов (социологов, политологов, финансистов).

Различают такие виды социальной экспертизы:

  • общественного мнения;
  • социальных институтов;
  • профессиональных экспертов;
  • комплексной оценки ситуации.

Главными задачами социальной экспертизы в гражданском обществе являются:

  • прогноз и оценка социальной ситуации;
  • прогноз и оценка социальных последствий научно-технических программ и проектов;
  • анализ и оценка социальных последствий реализованных правительственных решений;
  • перманентный подбор специалистов (избран эксперт рекомендует другого на такую же роль).

Экспертная оценка может осуществляться на основании различных приемов и процедур, в частности опроса - глазного (обмен мнениями через личные контакты) и заочного (по условий взаимной анонимности).

К основных видов экспертного опроса следует отнести анкетирование, интервью, «мозговую атаку», дискуссии, советы, деловые игры. Желаемого эффекта достигают, используя различные виды опроса.

Экспертную оценку осуществляют в несколько этапов. На первом этапе готовят и выдают документ, в котором формулируют такие вопросы: задачи и цели экспертизы, ее необходимость; сроки выполнения работ; задачи, состав, обязанности и права группы управление, финансовое и материальное обеспечение работ. Подготовка этого документа, формирование группы управления и ответственность за организацию ее работы возлагается на руководителя группы.

После создания группы управления формируют группу экспертов: уточняют проблему, необходимое количество экспертов, их состав. Параллельно разрабатывают методику опроса: место и время проведения опроса, количество, форма и задачи отдельных опросов, порядок регистрации результатов опроса.

После этого выясняют вопрос организации и методика обработки данных опроса: определяют сроки, процедуры и алгоритмы обработки.

Последним этапом экспертизы является оформление ее результатов.

Экспертный опрос используют на всех этапах организации социологического исследования - от разработки теоретического раздела программы исследования (определение проблемы, целей, объектов, задач, гипотез) до ее реализации, проверки полученных результатов, разработки рекомендаций.

В процессе экспертной оценки эксперты выполняют, как правило, две основные функции:

1) формируют объекты (набор показателей, альтернативные ситуации, цели, решения);

2) осуществляют измерение характеристик (оценка качества, вероятности события, значимости целей и т.д.).

Эту работу выполняют на основании логического мышления, знаний, интуиции, практического опыта, широко пользуясь методами математической статистики, теории группового выбора, теории измерения.

Поскольку экспертная оценка является мнением компетентного лица - эксперта (группы экспертов), то он должен быть высококвалифицированным, авторитетным специалистом, знать цель и задачи исследования, которое проводится, и иметь такие качества, как принципиальность, объективность, способность нетенденційно оценивать исследуемый объект.

Известны такие способы отбора экспертов:

  • по объективным данным (должность, стаж научной или практической работы, образование, профессиональная направленность, социальная активность);
  • с помощью тестов (проверка эффективности деятельности в роли эксперта);
  • самоопределение (обращение к аудитории с просьбой высказаться по поводу определенной проблемы);
  • на основании аттестации.

Самым распространенным видом социальной экспертизы является профессиональная аттестация, которая имеет целью сбора информации относительно оценки профессиональных и моральных качеств работников, выявление профессионально неграмотных лиц. Профессиональная (функциональная) безграмотность - это нехватка необходимых знаний и навыков, неспособность выполнять профессиональные обязанности вследствие отсутствия нужной квалификации.

Для проведения профессиональной аттестации создают специальную комиссию. Аттестованный сообщает ей о своей деятельности. Обсудив отчет, комиссия оценивает деятельность аттестованного и разрабатывает меры для ее совершенствования. Эффективность аттестации как способа сбора первичной социологической информации зависит от рациональности использования в ней элементов интервью, анализа документации, включенного наблюдения и т.д.

Качество экспертной оценки при этом обеспечивается соответствием социальных показателей, что за ними осуществляется аттестация, поставленной задачей, а также компетентностью и коллегиальностью аттестационной комиссии. Последнее заключается, во-первых, в том, что члены этой комиссии должны хорошо знать аттестованного по его работе, а во-вторых - представить все структуры, с которыми он взаимодействует в производственной деятельности.

Выводы аттестационной комиссии должны быть интегральными, комплексными, то есть охватывать разные стороны профессиональной деятельности человека, содержать оценку перспектив и путей их достижения.

Следовательно, кроме информационной функции, профессиональная аттестация может выполнять и социально-регулятивную. Возможности аттестации по условиям перехода к рыночной экономике, различных форм собственности, развития демократии значительно увеличиваются. Ее результаты могут использоваться для оценки трудового вклада работников, деятельность которых непосредственно не связана с конечными результатами, для конкурсного отбора специалистов и руководителей, для обработки сложных управленческих решений. Иначе говоря, профессиональная аттестация является обязательной составляющей менеджмента.

Поскольку объектом социологического исследования является определенная социальная общность (группа, коллектив), то важно знать, а следовательно, изучать ее социально-психологические качества. Для этого используют методики, разработанные в психологии, в частности тестирование - экспериментальный метод психодиагностики

Тест (от англ. test - испытание) - задача стандартной формы (вербального характера или в виде символов, специального рисунка и т.д.), результат выполнения которого позволяет измерить некоторые психофизические и личностные характеристики, а также знания, умения, навыки испытуемого.

В тесте должны быть такие компоненты:

  • именно задачи (опросник), что распространяется как документ исследования;
  • стандартная инструкция относительно цели и правил выполнения задания;
  • ключ шкалирование, что указывает, какую характеристику, измеренную качественную особенность тестируемого раскрывает каждый из пунктов задания;
  • ключ кодирования, что определяет количество баллов за каждый вариант ответа;
  • ключ интерпретации полученного индекса, что определяет нормы, с которыми сравнивается результат, показанный тестируемым.

Если все остальные методы имеют целью получения неких новых данных, которые обогащают социологическую науку, то тестирование используют для того, чтобы определить наличие или отсутствие уже известных
социально-психологических свойств у испытуемого. Тест должен обеспечить объективное сравнение испытуемых между собой, то есть определить, в какой мере каждый из них соответствует установленным стандартам.

Первое требование к теста - его стандартизация, наличие образца, нормы.

Второе требование заключается в том, что каждый тест должен обеспечивать всем лицам, которые испытываются, одинаковые возможности для выявления собственных социально-психологических качеств.

Третье требование обусловлено тем, что тесты - разовое испытания, и нельзя по их результатам строить прогнозы относительно будущего развития тестируемого, его перспектив.

В социологических исследованиях используются различные виды тестов (см. табл.).

 

Таблица. ВИДЫ ТЕСТОВ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Тест

Содержание

Вербальный

построен на использовании языкового задание, выполнение которого требует осуществления действия, а описания ее словам

Эмпирический

основанный на эмпирических данных и используется для проверки гипотетических выводов, когда исследователь в них сомневается

Достижений

стандартизированные задачи, которые конструируются на учебном материале, предназначенные для оценки уровня овладения учебных знаний и навыков. Создаются относительно конкретного уровня обучения и знания учебных предметов, обычно с учетом группового поведения (в учебной группе). Их используют на экзаменах, в профессиональном отборе и т.д.


Тест

Содержание

Интелекта

психо-диагностические приемы, используемые для исследования и качественного оценивания (измерения) уровня интеллектуального развития. Задачи касаются в основном словесно-логического мышления, однако некоторые из них направлены и на оценки развития наглядно-образного, наглядно-действенного мышления. Кроме того, они позволяют в определенной степени характеризовать память, внимание, пространственную ориентацию, вербальный развитие и т.д.

Личности

психо-диагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - отношений (в т.ч. межличностных), мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в определенных, описанных в задачах, социальных ситуациях. Тесты личности включают проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные)

Проективный

методики показаны для диагностики личности, в которых респондентам предлагается реагировать на неопределенную (многозначительную) ситуацию

Способностей

показан для оценки возможностей индивида в освоении знаний, умений и навыков, которые имеют общий и специфический характер.

«ПАП» (тест аперцепційний тематический)

проективная техника исследования личности. Респонденту предлагают составить рассказ к каждой серии картинок с весьма неясным сюжетом. Анализ каждого из этих рассказов используется для изучения установок, ценностей, ролевых конфликтов и ориентаций, которыми респондент занимался или занимается в реальных социальных взаимодействиях и которые он или не хочет, или не может обсуждать непосредственно

«Кана»

проективная техника для получения психологической информации. Тестируемом показывают различные символы (звезда, флаг, стрела и т.п.), просят разместить их в любой последовательности и объяснить, какое значение они имеют для него

«Амтхауэра»

исследует структуру интеллекта высокого уровня, показан для определения способности к абстрактному мышлению, логической памяти, пространственного воображения, языкового чутья, математического мышления, образования суждения (мысли) и т.д.

«Розенцвейг»

проективная техника изучения поведения личности в сложных конфликтных ситуациях с целью определения ее направленности (агрессивности или ответственности)

«Роршаха»

проективная техника для изучения личности способом толкования, например, чернильных клякс как индикатора определения черт личности

Тесты классифицируют по различным признакам.

За целевым назначением их разделяют на:

  • проективные, позволяющих определить наличие определенных социально-психологических качеств у определенного человека. Они формируются из определенных стимулов, реагируя на которые, человек обнаруживает присущие ей качества (например, предлагается растолковать некую ситуацию, явление);
  • оценочные, обеспечивающих относительные измерения способностей, уровня развития необходимых социально-психологических свойств (памяти, мышления) для успешной трудовой деятельности;
  • профессиональные показывают, что степень готовности к определенному виду профессиональной деятельности (уровень усвоения необходимых знаний и навыков).

За предметом исследования различают:

  • общие личностные тесты, с помощью которых фиксируют определенную целостность психических качеств личности;
  • специальные личностные тесты, предназначенные для диагностики той или той черты, характеристики, качества субъекта (например, умственного развития, профессиональных способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и т.д.);
  • групповые, которые обеспечивают диагностику групповых психологических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового социально-психологического климата, межличностного восприятия.

Особенности психологического теста определяются предметом изучения и спецификой техники, которая используется. Например, общие личностные тесты содержат ряд взаємоконтрольованих суждений о различные проявления определенных качеств, черт, особенностей поведения с предложением фиксировать наличие или отсутствие таких (так, один из индикаторов темперамента формулируется так: «Если Вам указывают на ошибку, способны ли Вы исправить ее до конца?»). Для диагностики внимания используют тесты «С карандашом и бумагой» - вычеркивание определенных букв из текста («коректорський тест»), для диагностики свойств интеллекта - нахождение оптимального выхода из лабиринта или любую другую головоломку.

Особенностью тестовой методики является многократный контроль информации в отношении измеряемой характеристики. Иначе говоря, тест предусматривает проведение серии испытаний, по совокупности выполнения которых определяют степень проявления этого свойства.

Тестовые показатели всегда относительны. Измерения той или иной свойства конкретного субъекта всегда соотносится с базовыми точками отсчета, определенными на основании многочисленных исследований.

Пользуясь тестами, следует иметь в виду, что это вспомогательный инструмент изучения психологических качеств личности, коллектива, и исследования не может быть успешным без анализа конкретной социальной деятельности.

Особенно широко в социологических исследованиях используют групповые тесты, к которым можно отнести соціометрію.

Социометрия - метод исследования малых групп, организаций с помощью описания системы межличностных отношений их членов. За Дж. Морено социометрия - это набор прикладных методик изучения структуры и динамики «неформальных» взаимоотношений между индивидами, структуры групп и социальных дистанций между членами групп по их личностных предпочтений, симпатий. Социометрия как разновидность психологического теста основывается на опросе и является своеобразным методом диагностики, количественного измерения и анализа социально-психологических отношений в небольших, полностью сформированных социальных группах.

Изучение характера взаимоотношений членов малых групп трудового коллектива является одним из самых актуальных задач социологии. Социометрия дает возможность: измерить степень сплоченности (разобщенности) группы; определить «социометрические позиции», то есть сравнительный авторитет членов группы по признакам симпатии (антипатии), где на крайних полюсах находятся лидер и тот, кем пренебрегают; зафиксировать группировки, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. С помощью этого метода можно обнаружить неконфликтные и конфликтные (напряженные участка), что имеет большое значение в социальном управлении.

Однако следует заметить, что социометрия может применяться для исследования лишь небольшой (контактной) группы. Она основывается на изучении выбора членами группы партнеров для совместной работы, учебы, отдыха. В заданной реципиентом конкретной ситуации фиксируется установка респондента на взаимодействие (или отказ от взаимодействия с другими членами группы.

Процедура соціометричного исследования состоит из выбора социометрических критериев, определение их количества, опрос, обработка данных социометрических измерений.

Социометрические критерии, или, как их еще называют, критерии выбора - это вопросы, которые проектируют различные ситуации взаимодействия членов группы, когда они (согласно процедуре исследования) должны выбрать партнера.

Выражение членом группы позитивного или негативного отношения к другому члену группы называется соціометричним выбором.

Следует особо подчеркнуть, что речь идет не о общую оценку некого (нравится - не нравится), а про отношение респондента к другим членам группы по различным критериям, например, по совместной работы, участия в решении производственных проблем, проведения досуга и т.д. Такие вопросы включают в соціокарти, которая является разновидностью анкеты.

Социометрические критерии определяют соответственно за задачи исследования. Соціометричний критерий может быть коммуникативным, предназначенным для отражения взаимоотношений в группе (соціометричний тест) и гностическим, что отражает осознание членами группы своих взаимоотношений с другими членами группы (тест социальной перцепции). Коммуникативный критерий дает представление о том, кого и для которой деятельности имеет выбрать респондент, а гностический - о том, кто, по его мнению, выберет его самого в такой же ситуации.

В зависимости от того, для какой сферы выбирают партнера взаимодействия, критерии выбора разделяют на производственные (формальные, официальные) и непроизводственные (неформальные, неофициальные).

За производственными критериям выбирают партнера для решения определенных производственных задач коллективного характера. Эти критерии позволяют выявить характер межличностных отношений в сфере производственной деятельности. Например, выбор партнера для работы на один наряд, для выполнения той или иной производственной операции. В этом случае выбор определяется функциональной ценностью работника в системе формальных деловых связей членов группы.

За непроизводственными критериям выбирают партнера для непроизводственных видов деятельности, например, для отдыха, совместной туристической поездки. При этом выбор предопределяется обычно личностными характеристиками. Ситуация взаимодействия, что предполагается непроизводственными критериям, является психологической по своему характеру, поскольку отношения членов группы в этом случае распределяются по принципу взаимной симпатии.

Определяя количество социометрических критериев, следует учитывать следующее: чем меньше организованы и что более напряженные взаимоотношения в группе, тем меньше критериев требуется. Целесообразно также учитывать демографические показатели группы - род занятий ее членов, время существования группы и т.д.

Если количество выборов, которые может сделать респондент, не ограничено (он имеет право заносить в социометрической карты всех, кроме себя), то такую процедуру исследования называют непараметричною. Она дает возможность выявить структуру межличностных отношений в группе в целом и эмоциональная экспансивность отдельных членов группы, но в то же время создает большую возможность для случайного выбора, потому что адекватность выбора ограничена психологическими возможностями человека. Параметрическая процедура характеризуется ограниченностью количества выборов. Она значительно уменьшает вероятность случайного выбора. Например, для группы из 20-25 человек оптимальное количество выбора - 4-5 партнеров.

Эффективность исследования во многом зависит от качества оформления социометрической карты и умение реципиента психологически подготовить группу к опроса, заинтересовать ее, обеспечить анонимность, вызвать доверие к себе.

Данные соціометричного опроса подают в виде соціоматриці и соціограми.

Соціоматриця - это таблица в форме матрицы, в которой количество строк и столбцов равно количеству членов группы. По горизонтали делают отметки относительно отношение индивида к другим членам группы, а по вертикали - других членов группы до этого индивида. При этом положительные выборы обозначаются знаком«+», отрицательные -« -», взаимный выбор обводят кружком, в случае безразличного отношения индивидов друг к другу клетка остается незаполненной. Поскольку самовибори не учитываются, то клетку по диагонали заштриховують.

Из данных матрицы можно сделать вывод о месте каждого члена группы в межличностных отношениях (лидер, изолированный, один из лучших), его популярность или непопулярность, стабильность связей в группе.

Удовольствие индивида системой межличностных отношений, его эмоциональное благополучие определяется тем, насколько он «популярный», сколько членов группы претендует на деловые и личностные контакты с ним. Следует отметить, что полное эмоциональное благополучие определяется взаимным выбором.

Согласно соціодинамічним законом Дж. Морено в соціометричному тесте несколько определенных лиц всегда имеют много преимуществ, которые предоставляют им другие, тогда как преимущества, предоставляемые ими другим, так ли так ограниченными.

Положение человека в структуре межличностных отношений определяется его характером и особенностями поведения. Комфортном положению способствуют такие черты характера, как доброжелательность, общительность, вежливость, порядочность, инициативность, уверенность в себе. Такие люди умеют налаживать контакты с коллегами, понимать их состояние, сочувствовать, помогать другим. Им присуща профессиональная компетенция, общая эрудиция, добросовестное отношение к своим обязанностям. Немаловажное значение для формирования симпатий окружение имеет физический фактор: аккуратность, привлекательная внешность, обаяние у женщин и физическая сила, мужество у мужчин.

Предпочтение, как правило, отдают тем членам группы, которым присущи добросовестность, высокий интеллект, эмоциональная культура.

«Непопулярность» (изолированность, отторжение) может быть обусловлено плохим характером, неопрятным внешним видом, неумением быть интересным в общении, равнодушием к окружению, к служебных дел, эгоизмом и т.д.

Однако не только личные качества и поведение человека обеспечивают надлежащее положение в группе. Многое зависит от уровня и характера тех требований, которые группа выдвигает к отдельной личности. Иногда становится популярным член группы по сомнительным поведением и негативными личностными качествами, если они импонируют интересам большинства членов группы.

Результаты соціометричного исследования можно толковать графически и количественно (социометрические индексы, статистический анализ, факторный анализ). Соціометричну матрицу используют при этом как шаг к построения графического воспроизведения и расчета количественных показателей.

Графическое изображение межличностных отношений в группе, когда каждого члена группы обозначают неким условным плоской фигурой, а связь - линией, что объединяет эти фигуры, образует соціограму.

Связи-симпатии можно обозначить сплошными линиями со стрелками от одной к другой личности, а связи-антипатии - прерывистыми линиями. Если А симпатизирует В, но В не симпатизирует А, то в соціограмі записывают А ® В. Если выбора нет, связь не обозначают.

Социограмма дает наглядное представление о структуре взаимоотношений индивидов в группе, о неформального лидера, ядро группы, типы коммуникативных связей, количество положительных и отрицательных связей, а также изолированных индивидов.

Из методов количественной интерпретации наибольшее распространение получили расчеты индивидуальных и групповых социометрических индексов, которые характеризуют всю структуру взаимоотношений между членами группы, определенные качества каждого члена в отдельности, всей группы в целом. Так, индекс соціометричного статуса индивида Sti определяют как количество полученных им выборов (- положительных - отрицательных), поделенную на максимально возможное число таких выборов:

21 .

Максимально возможное количество выборов, которую может получить каждый член группы с учетом того, что он не может выбрать сам себя, равна N - 1, где N - количество членов в группе. Интерпретация индекса-статуса зависит от содержания вопросов, по ответам на которые было построено матрицу. Так, если речь шла о симпатию, то член группы с наиболее высоким статусом - неформальный лидер, и наоборот.

Индекс объема взаимодействия Vi определяют как количество принятых и сделанных выборов і- го члена группы, поделенную на максимально возможное число таких выборов:

22 .

Из групповых индексов чаще всего используется индекс групповой сплоченности И. Его можно вычислять как отношение разницы между общим количеством членов группы и количеством членов группы, что не получили и не сделали никакого выбора (изолированных), к общему количеству членов группы:

23 .

Групповую сплоченность анализируют с учетом индивидуальных индексов, в частности соціометричного статуса, с помощью которого можно определить положение в группе каждого ее члена. Так, если St = 0, то это изолированный член группы, если 0 < St £ 0,25, то этого индивида принято к группеесли 0,25 < St £ 0,5, то этому индивиду группа отдает предпочтениеесли 0,5 < St £ 0,75, то это - лидер группы; а если 0,75 < St £ 1,0, то такого члена группы называют «звездой».

Суммарный индекс единства группы можно определить, оценивая поведение ее членов за комплексом таких показателей, как дисциплинированность, инициативность, добросовестность, исполнительность, почтительность, коллективизм, взаимопомощь, информированность.

Результаты многих социологических исследований свидетельствуют о наличии прямой зависимости между сплоченностью группы и эффективностью результатов ее совместной деятельности. Напрямую коррелируется с характером и содержанием групповых межличностных отношений также творческий потенциал группы.

Достоверность информации, добытой рассматриваемым методом, в первую очередь зависит от правильного выбора социометрических критериев, что диктуется программой исследования и предварительным ознакомлением со спецификой группы. Устойчивость данных определяется повторным соціометричним опросом, а их обоснования - наблюдениями за реальными отношениями в группе. Очень важно гарантировать каждому члену обследуемого группы анонимность опроса.



Назад