Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

Приложение 1. Тестовые задания к отдельных разделов курса «Социология»


Задача 1 

Определение предмета социологии

Каждый ученый-социолог - это своеобразный творческий мир или по меньшей мере - лаборатория. И каждый пишет «свою» социологию в том смысле, что своеобразно трактует предмет и правила познания (метод) науки. Выберите из предложенных вариантов определение предмета социологии разными авторами один, наиболее полный, что, на ваш взгляд, соответствует современному пониманию предмета:

  • социология - позитивная наука об обществе, которая изучает социальные действия и толкует эти действия;
  • социология - наука о коллективном во всех его проявлениях;
  • социология - научное изучение общества и общественных отношений;
  • социология - наука о нас самих - людей, о современное общество, в котором мы живем, и другие общества (как бывшие, так и современные), отличные от нашего;
  • социология - наука, которая изучает наиболее общие родовые свойства общественных явлений, что их не изучают другие специальные науки;
  • социология - наука, которая изучает социальное поведение, которую она пытается понять и истолковать;
  • социология - наука об общие и специфические социальные законы и закономерности развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизме действия и формы проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов;
  • социология - наука о законах становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей;
  • социология - наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальные отношения как механизм взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между сообществами, между сообществами и личностями;
  • ...можно назвать институтом все верования, все принципы поведения определенной группы людей. Социологию тогда можно определить как науку о институты, их генезиса и функционирования;
  • социология, будучи в самом широком смысле слова общей наукой об обществе ...может быть названа наукой социальных элементов и первооснов;
  • социология - наука о упорядоченность и прогресс человеческих су -
    обществ;
  • социология - это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной ди -
    деятельности;
  • социология изучает явления взаимодействия людей, с одной стороны, и явления, возникающие в процессе этого взаимодействия, - с другой;
  • социология - наука об становление, развитие и функционирование социальных общностей и форм их самоорганизации и социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальные изменения, которые предопределяются активностью социального субъекта - сообществ; наука о социальные отношения как механизм взаимосвязи и взаимодействия между социальными общностями, между личностью и сообществами; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения;
  • социология, что бы там не говорили, - это один из способов изучения людей... Если коротко, социологию можно определить как научное вы -
    учение общества и социальных отношений;
  • социология - наука об общественной жизни человека, групп и общества.

Знаете ли вы авторов приведенных высказываний?

 

Задача 2

Схематическое изображение составляющих предмета социологии

Постройте конспект-схему, которая бы детализировала основные составляющие предмета социологии и воспроизводила их взаимосвязь в таком разрезе:

  • основные категории;
  • методы изучения;
  • функции и задачи;
  • уровне формирование социологического знания;
  • уровни изучения общества.

 

Задание 3

Характеристика уровней и отраслей социологического знания

Нарисуйте в виде концентрических кругов схему соотношения объемов таких понятий:

  • общая социологическая теория;
  • гипотезы эмпирических исследований;
  • социология;
  • социология личности;
  • теория социальной стратификации;
  • социология культуры;
  • социология труда;
  • социология молодежи.

Задание 4 

Структурирование разных традиций в определении предмета социологии

Западная социология, что играет «первую скрипку» в мировом научном обществоведении, пережила особое парадигмальное (предметное) дробление, которое оказывает влияние на состояние науки до этого времени. Российский социолог Г. Осипов структурирует посткласові (не позитивистские) традиции относительно определения предмета социологии таким образом:

- исследования «социальных фактов»: структурный функционализм, теория социальных систем, конфліктологічні теории;

- анализ «социальных дефиниций»: теории социального действия, символический інтеракціонізм, феноменологическая социология, в том числе етнометодологія;

- изучение «социального поведения»: бихевиоризм, теории социального обмена.

Назовите кто является основоположником каждой из этих традиций (Е. Дюркгейм, Г. Вебер, Б. Скиннер).

 

Задача 5

Уточнение понятия «социальное»

Известно, что понятие «социальное» является многозначным. Выберите из предложенных вариантов ответов одну, наиболее точно и полно, по вашему мнению, соответствует его сути:

а) социальное является тождественным общественном;

б) социальное означает все то, что относится к обществу, в отличие от природы;

в) социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений;

г) социальное - это аспект общественного, что определяет положение субъектов в социальной структуре общества.

 

Задание 6

Оценка категориального аппарата социологии

Назовите фамилии ученых, что впервые внедрили такие социологические термины:

  • ценностные ориентации;
  • позитивизм;
  • референтная группа;
  • идеальный тип;
  • социология;
  • социальная система;
  • социальное действие;
  • социальная структура;
  • социальный институт;
  • социальная функция;
  • групповая динамика;
  • социальная стратификация;
  • индустриальное общество.

(К. Левин, Г. Шериф, О. Конт, Г. Вебер, Г. Спенсер, П. Сорокин В. Томас, Ф. Знанецький, К. Сен-Симон).

 

Задание 7

Оценка категорий «социальный факт» и «социальный фактор»

К явления снижение престижности труда сформируйте ряды. Один из них будет состоять из социальных фактов, которые будут подтверждать падение престижности труда, другой - из описания социальных факторов, обусловливающих это падение.

 

Социальные факты

Социальные факторы

 

 

 

 

 

Задача 8

Оценка «понимание» как метода познания

Выберите из приведенных утверждений том, какое, на ваш взгляд, наиболее соответствует сущности категории «понимание» по Веберу:

а) понимание - это сочувствие к психологических переживаний другого человека;

б) если не всегда можно понять того, кто говорит, то всегда можно понять то, что он говорит;

в) понять суть действия - это значит понять того, кто действует;

г) понимание - это знание того, как субъект сам воспринимает собственные действия.

 

Задача 9

Определение социологической сути общества

Вспомните, кто является автором определений:

а) общество - это не просто сумма людей. Наоборот, это определение приобретает научного смысла лишь тогда, когда его противопоставляют арифметической сумме отдельных индивидов;

б) надиндивидуальный духовная реальность, основанная на коллективном представлении;

в) взаимодействие людей как продукт социальных (то есть ориентированных на других) человеческих действий;

г) система отношений между людьми, основанная на нормах и ценностях;

д) совокупность отношений между людьми, сложившейся в историческом развитии в процессе их совместной экономической деятельности.

Задача 10

Определение сути социальной системы

Найдите признаки, касающиеся общества как социальной системы:

  • основное место поселения;
  • основное место работы;
  • социальные отношения;
  • разделение труда;
  • роль и статус индивидов;
  • социальная стратификация;
  • социальный контроль;
  • ценности;
  • культура;
  • социальные институты;
  • источники энергии;
  • социальные организации;
  • скорость технического прогресса;
  • социальные группы;
  • социальное действие;
  • социальная структура;
  • социальное взаимодействие.

 

Задача 11

Определение социальной системы человека

Схематически обрисуйте пространство понятий «человек», «организм», «индивидуальность», «личность».

 

Задача 12

Оценка различий в понимании социальных общностей,
социальных институтов и социальных организаций

Распределите перечислены ниже подсистемы за рядами социальных общностей, социальных институтов и социальных организаций:

  • наука;
  • профсоюза;
  • экономика;
  • классы;
  • образование;
  • политика;
  • отрасли;
  • ассоциации;
  • религия;
  • демографические группы;
  • партии;
  • семья;
  • территориальные образования;
  • церковь;
  • квалификационные группы;
  • театр;
  • средства массовой информации;
  • расы;
  • любительские объединения;
  • этнические группировки;
  • фонды.

 

Задача 13

Оценка различий в понимании квазігруп

К какому виду квазігруп принадлежат такие совокупности индивидов:

  • кружок по интересам;
  • религиозные собрания;
  • радиослушатели;
  • футбольные болельщики;
  • читатели газет;
  • повстанцы;
  • участники симпозиума.

(Аудитория, социальные круги, толпа).

 

Задача 14

Определение понятия «социальная группа»

Расставив соответствующие цифры, определите, чем являются:

  • совокупность индивидов, которые физически (территориально) находятся в определенном месте;
  • совокупность индивидов, объединенных одним или несколькими подобными (похожими характеристиками;)
  • совокупность индивидов, которые взаимодействуют определенным образом на основе признания ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов;
  • совокупность индивидов, которая появляется спонтанно, когда устойчивых ожиданий не хватает, взаимодействия - однобокие, совместные действия - непродолжительны;
  • совокупность индивидов, объединенных взаимодействием с коммуникатором - одной или несколькими лицами, которые владеют информацией и доводят ее до этого сообщества;

- социальные сообщества, которые образуются с целью обмена информа -
этой между их членами;

- временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.

(1 - социальная группа; 2 - категория; 3 - агрегация; 4 - у этого термина существуют; 5 - аудитория; 6 - социальные круги; 7 - толпа).

Задача 15

Определение сущности понятия «групповая динамика»

Найдите правильную формулировку.

Групповая динамика - это:

а) взаимодействие членов группы;

б) изменение количественного состава группы;

в) изменение качественных характеристик группы;

г) ротация социальных ролей, которые выполняют члены группы;

д) взаимозаменяемость членов группы.

 

Задача 16

Оценка социологического понимания культуры

Культура является объектом изучения многих наук.

Из приведенных определений культуры выберите то, которое имеет социологический аспект:

а) культура - сфера общественной жизни;

б) культура - характеристика особенного в сознании и поведении индивида, группы и общества;

в) культура - способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, которую представлена продуктами физического и умственного труда;

г) культура - совокупность ценностей, традиций и обычаев, которые сформировались в процессе развития человеческого общества, и творческая деятельность людей относительно их использования, сохранения, распространения и выработки.

 

Задача 17

Оценка категории «ценность» в социологии

Ценность - одна из основных категорий социологии. Определите, какое из приведенных ниже суждений соответствует принципу «отнесение к ценности», сформулированному М. Вебером:

а) преподаватель истории должен откровенно произносить свои политические
ценности;

б) отнесение к ценностей означает не более чем философское толкование научного интереса, который управляет выбором и обработкой (интерпретацией) объекта научного интереса;

в) ценности - лишь выражение общих установок своей эпохи, поскольку каждая эпоха имеет свои преференции и абсолюты;

г) отнесения к ценности зависит от направления интереса того или иного исследователя и от общей направленности интересов «эпохи»;

д) господствующие ценностные идеи данной эпохи или общества будут определять взгляд исследователя, будут способствовать формированию его ценностной позиции.

Задача 18

Определение соотношения понятий «ценности» и «потребности»

1. Дайте определение понятий «ценность», «потребности», покажите особенность их взаимодействия.

2. По функциональной ролью потребности делятся на базовые - те, что уточняют смысл жизни, и инструментальные - те, что уточняют направленность потребностей относительно средств достижения базовых потребностей. Подчеркните прямой чертой том, что вы считаете базовыми (терминальным) ценностями, а волнистой - инструментальными ценностями:

  • активная жизненная позиция;
  • здоровья;
  • счастливую семейную жизнь;
  • семейное благосостояние;
  • согласие в обществе;
  • наличие верных друзей;
  • свобода;
  • красота;
  • воспитанность;
  • независимость;
  • толерантность;
  • творчество;
  • образованность;
  • аккуратность;
  • самореализация;
  • истина;
  • интересная работа;
  • любви;
  • рационализм;
  • ответственность;
  • самостоятельность;
  • общественное признание;
  • социальная справедливость;
  • жизненная мудрость.

 

Задача 19

Оценка форм функционирования ценностных отношений

Приведите конкретный пример:

  • ценности - цели;
  • ценности - нормы;
  • ценности - идеала;
  • ценности - желание.

Задача 20

Выяснение авторов социологических теорий

Назовите ученых, разрабатывавших социологические теории:

  • аномии;
  • социального конформизма;
  • социальной установки;
  • социальной дистанции;
  • массовой культуры;
  • классов;
  • бюрократии.

(К. Хорни, Е. Фромм, Г. Мертон, Е. Дюркгейм, Ф. Знанецький, Г. Олпорт, С. Паркер, Д. Рісмен, Г. Парк, Е. Берджес, Е. Богардус, К. Маркс, Е. Гоулднер, Г. Вебер).

 

Задача 21

Определение сути социологического метода

Найдите и подчеркните наиболее правильное определение сути метода социологического исследования:

Метод социологического исследования - это:

а) система принципов;

б) совокупность технических средств;

в) совокупность специальных приемов;

г) правила и способы.

 

Задача 22

Определение вида социологического исследования

Подчеркните наиболее сложный и глубокий вид социологического исследования:

а) описательное;

б) аналитическое;

в) разведывательное.

 

Задача 23

Определение характера социологического исследования

Подчеркните правильное утверждение.

а) социологическое исследование всегда является социальным;

б) социальное исследование всегда является социологическим.

Задача 24

Социологическая оценка качества системы управления

Назовите автора приведенного высказывания «Цари должны философствовать, а философы царствовать».

 

Задача 25

Оценка социальной значимости активности человека

Кому принадлежит утверждение «Смысл жизни человека - в достижении высшего блага через деятельность»?



Назад