Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

Приложение 4. Протосоціологія


Философ

Тезисы социологического знания

Демокрит (460-370 гг. до н. э.)

  • Выделяет два вида познания окружающего мира: чувственные органы и мышления.
  • Концепция происхождения и развития человека через эволюцию материи.
  • Порядочность требует подчинения закону, власти и тем, кто имеет умственное превосходство.
  • Каждый человек имеет набираться мудрости, потому что она не так дается естественно, как добросовестным обучением.
  • Общество возникает в лоне природы, человек подражает природе.
  • Потребность - учительница жизни, люди развиваются именно благодаря стремлению удовлетворить свои потребности

Гераклит (520-460 гг. до н. э.)

  • В зависимости от соотношения в людях здравого смысла и потребностей, они делятся на тех, в поведении которых разум властвует над потребностями, и тех, кто являются рабами своих потребностей

Платон (427-347 гг. до н. э.)

  • Каждому человеку присущи ум, аффекты, страсти, однако их соотношение у каждого человека разное. Победа разума над страстями достигается в основном обучением и воспитанием.
  • Главное зло общества - человеческий эгоизм, что порождается комерціоналізацією человеческих отношений.
  • Когда человек не может побороть свои страсти, то необходимыми становятся государство и закон.
  • Идеальный тип государства - это такой, за которого согласовывается личная добродетель с социальной справедливостью.
  • Высшая ступень в структуре общества должны занимать слои людей, в действиях которых доминирует ум, рассудительность.
  • В обществе действует закон гармоничного разнообразие труда, согласно которым разнообразию потребностей людей отвечает разнообразие склонностей к труду и разнообразие видов труда.
  • Специализация труда является необходимым условием улучшения качества продукта труда

Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

  • Смысл жизни человека - в достижении высшего блага через деятельность. Не самые качества делают человека лучше, а их раскрытия в разумных действиях.
  • Монархическая и аристократическая формы государственного устройства являются правильными.
  • Образ жизни в значительной степени зависит от того, что человек понимает под благом.
  • Человеческая жизнь и благотворительность - высшие ценности.
  • Человек - общественное существо


Философ

Тезисы социологического знания

Сократ (470-399 гг. до н. э.)

  • Особое значение в жизни человека имеет умение общаться.
  • Важно не передавать знания собеседнику, а помогать самостоятельно дойти истины

Конфуций (551-479 гг. до н. э.)

  • Человек по своей природе добродетельная, ее портят жизненные обстоятельства, а следовательно, необходимо обучать людей средств внутреннего совершенствования

Сюнь-Цзы (298-238 гг. до н. э.)

  • Человек от природы недобрая, и положительных качеств может приобрести через воспитание

Августин Блажений (354-430 гг.)

  • Человек угождать своему телу, забывая о лучшую свою часть - душу.
  • Существует два вида любви: чувственная (от телесного человека), что отдаляет человека от Бога, и духовная (от души), что приближает человека к нему.
  • И физическая, и умственная работа одинаково ценными

А. Данте (1265-1321)
Ф. Петрарка (1304-1374)

  • Человек как личность является ценностью.
  • Принципы равенства, свободы и справедливости - это нормы взаимоотношений между людьми

Т. Мор (1478-1535)
Т. Кампанелла (1568-1639)

  • Социальное равенство, братство, взаимовыручка возможны лишь в условиях общественной собственности

Т. Гоббс (1588-1679)

  • Естественное состояние человека проявляется в его пристрастиях - соперничестве, подозрительности, корыстолюбии, расточительстве. Именно страсти делают людей врагами.
  • Свобода - это право делать все то, что не запрещено законом

Н. Макиавелли (1469-1527)

  • Общество развивается не по воле Бога, а за природными принципами.
  • Материальный интерес, направленный на приумножения собственности, является основным для человека, он преобладает над ее заботами об честь и достоинство
  • Люди эгоистичны, более склонны к злу, чем к добру, которое они делают лишь по необходимости. Поэтому нужны законы для поддержания общественного порядка.
  • Законы создаются правителями, от мудрости которых зависит порядок в обществе. Сначала правителей выбирали из самых сильных и храбрых, а позже - из мудрых и справедливых


Философ

Тезисы социологического знания

Ф. Бэкон (1561-1626)

  • Людей объединяет справедливость, которая заключается в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе.
  • Для защиты от несправедливости нужны законы.
  • Когда законы угрожают интересам большинства, большинство их отменяет

Же. Боден (1530-1596)

  • Определяющим фактором развития общества является географическое положение, которое предопределяет даже интеллектуальные качества

Б. Спиноза (1632-1677)

  • Необходимость в государстве и законах обусловлено противоречиями между страстями и умом.
  • Человек тогда свободная и могучая, когда руководствуется разумом.
  • Свобода - это познание, осознания необходимости

А. Смит (1723-1790)

  • Общественная взаимозависимость людей обусловлено разделением труда и необходимостью обмена ее результатам

П. Гольбах (1723-1789)

  • Основные естественные права человека - свобода, собственность, безопасность.
  • Путь к освобождению людей - образование

К. Гельвеций (1715-1771)

  • Решающую роль в формировании человека играет окружающую среду.
  • Общественная система должна строиться на основе естественного равенства человеческих умственных способностей, естественной доброте человека, взаимозависимости успехов разума и успехов промышленности

 



Назад