Электронная онлайн библиотека

 
 Правовое регулирование применения силы сотрудниками правоохранительных органов

Правовые основы применения мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия


Еще в 1886 г. ординарный профессор, доктор полицейского права России И. Тарасов писал: «Лучшею общею полицией считается полиция не вооруженная, но раз она вооружена с головы до ног не только холодным, но и огнестрельным оружием, то употребление в действие этого оружия должно быть тотчас же нормировано законом, а потому закон 1879 г. нельзя не назвать законом несколько запоздалым, имея в виду, что новое оружие дано было в 1859 г.»1.

Обращаясь к истории, следует отметить, что еще 10 октября 1879 г. в Российской империи были закреплены законом правила о применении оружия полицейскими и жандармскими чинами. Согласно этих правил они могли применять оружие в следующих случаях:

1) когда на них совершено вооруженное нападение;

2) когда совершено невооруженный нападение, но группой лиц, и другого способа отразить это нападение не было;

3) для защиты других лиц от нападения;

4) при задержании преступников, когда они будут противодействовать этому насильственными действиями, или когда будет невозможным преследовать или догнать убегающих;

5) при бегстве арестантів, когда невозможно догнать их или когда они сопротивляются насильственными действиями2.

После Октябрьской революции в России в течение определенного времени в употреблении советской милиции существовали несколько иные основания для применения оружия. Например:

«На убийство в с. Чеберяках мы ответили расстрелом трех кулаков, помогавших бандитам: Войтенко, Рябенького и Янцулы. Кроме того, за террор и за нападения в Перекоповской, Бацмановской и Глинской волостях расстреляны в ночь с 15 на 16 августа 6 доллару цену из концентрационного лагеря: Носенко П., Ищенко Иван, Колбаса Олекса (Бацмановской волости), Скоромец Протас (Перекоповской волости), Волнянский Павел (Глинской волости), Тележенко Семен (Андреевской вол. Гадячский уезда). В концентрационном лагере сидит еще много доллару цену.

Уездный исполком доводит до общего сведения, что за каждое убийство советского работника, незаможника, красноармейца, которое произойдет после объявления этого сообщения, исполком ответит расстрелом десяти доллару цену»1.

Или: «Исключительное время требует исключительных мер. За пьянство, продажи вина, водки - расстрел... Это необходимо, потому что без революционного порядка, повторяем, немыслимо существование твердой Рабочее-Крестьянской власти»2; «Все неизвестные личности, пытающиеся бежать при задержании их милиционерами, должны расстреливаться на месте»3.

И только 13 декабря 1923 г. приказом начальника милиции и розыске с объявлением Инструкции начальнику районной милиции (пункт 16), действие которой распространялась на всех работников милиции, были определены правовые основания применения огнестрельного оружия. Такими основаниями были:

«Начальник раймилиции при исполнении служебных обязанностей может употребить оружие в следующих случаях:

а) при вооруженном на него нападении или при вооруженном сопротивлении его законным требованиям;

б) для отражения произведенного на него нападения, хотя и не вооруженного, но угрожающего опасности его жизни, здоровью, свободе или сделанного с целью отбить препровождаемых арестантов или отнять находящееся у него по делам службы имущество, деньги, бумаги либо оружие, когда другое средство защиты не было возможно;

в) для защиты других лиц от застигнутого нападения, угрожающего опасностью их жизни, здоровью и личной неприкосновенности, если прибегнуть к другим средствам защиты не представляется возможным;

г) для насильственного прекращения посягательства на имущество, если прекратить это посягательство другими средствами нельзя;

д) для задержания преступника и поимки арестанта, дезертира,

бежавших из-под стражи, когда настичь и задержать их нельзя иначе, как путем применения оружия»[1].

8 июня 1973 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об общих обязанности и права советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью»[2] как крайняя мера работникам милиции было предоставлено право применять оружие в следующих случаях:

а) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами их невозможно защитить;

б) для отражения нападения на особо важные или другие важные объекты, а также для отражения вооруженного нападения на охраняемые объекты;

в) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизни угрожает непосредственная опасность, а также при нападении на конвой милиции, если он не может быть отражен другими мероприятиями;

г) для задержания преступника, который оказывает вооруженное сопротивление или застигнут при совершении особо опасного преступления, или преступника (за исключением женщин и несовершеннолетних), что пытается сбежать из-под стражи, когда другими способами и средствами задержать этих преступников невозможно.

Правовыми основами применения мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия (далее - применение силы) есть законные и подзаконные нормативные акты, которыми регулируются основания, порядок и действия должностных лиц, работников правоохранительных органов до, во время и после применения силы.

Прежде всего следует отметить, что спектр вопросов в области применения силы регламентировано Законами и подзаконными актами, которые не противоречат Конституции Украины.

Непосредственно полномочия в сфере применения силы регламентированы Законами Украины:

- «О милиции» от 20 декабря 1990 г. (с изменениями и дополнениями)[3];

- «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» от 23 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями)[4];         

- «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» от 23 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями);

- «Об оперативно-розыскной деятельности» от 17 февраля 1992 г. (с изменениями и дополнениями);

- «О войска внутренней и конвойной охраны от 26 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями)2;

- «О государственной налоговой службе в Украине» от 24 декабря
1993 г. (с изменениями и дополнениями)3;

- «О Службе безопасности Украины» от 25 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями)4;

- «О предпринимательстве» от 7 ноября 1991 г. (с изменениями и дополнениями)5;

и другими Законами Украины, на основании которых принимаются Постановления Кабинета Министров Украины. Вот некоторые из этих нормативных актов:

- Постановление Совета Министров УССР «Об утверждении Правил применения специальных средств при охране общественного порядка в Украине» от 27 февраля 1991 г. (с изменениями и дополнениями)6;

- «Положение о разрешительной системе» от 12 октября 1992 г. (с изменениями и дополнениями)7;

- «Положение о порядке продажи, приобретения, регистрации, учета и применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия» от 7 сентября 1993 г. (с изменениями и дополнениями)8 ;

- «Положение о порядке применения огнестрельного оружия» от 12 октября 1992 г.9; другие постановления правительства.

Разновидностью нормативно-правовой базы могут быть Указы и распоряжения Президента Украины. Например, Указ Президента Украины от 29 апреля 1995 г. «Об учреждении знака отличия Президента Украины «Именное огнестрельное оружие»[5], которым утверждено Положение об эту награду.

К подзаконных актов по вопросам урегулирования отношений по применению силы следует отнести и ряд приказов МВД Украины, требования которых распространяются не только на работников органов и подразделений внутренних дел, а иногда и на граждан, должностных лиц, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

Так, например, действующим законодательством предусмотрена выдача в пользование огнестрельного оружия некоторым категориям лиц (Указ Президента Украины «Об учреждении знака отличия Президента Украины «Именное огнестрельное оружие», Постановление Президиума Верховной Рады Украины от 10 ноября 1994 г. «Об обеспечении безопасности народных депутатов Украины и отдельных должностных лиц аппарата Верховной Рады Украины»[6] и др.).

Одним из условий закрепления огнестрельного оружия по вышеуказанной категории лиц является обязательное сдачи зачета по знанию Инструкции о мерах безопасности при обращении с огнестрельным оружием, утвержденной приказом МВД Украины от 21 февраля 1996 г. №115 (с изменениями и дополнениями).

Приказом МВД Украины от 18 октября 1993 г. №643 утверждена Инструкция о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензии на производство, ремонт и реализацию спортивного, охотничьего огнестрельного оружия, изготовление и реализацию специальных средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты и активной обороны и средств для выполнения специальных операций и оперативно-розыскных мероприятий, создание и содержание стрелковых тиров, стрельбищ, стендов и штемпельно-граверних мастерских, изготовление печатей и штампов.

Прием от работников милиции, должностных лиц или граждан изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов к ней и ее оформление регулируется соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом МВД Украины от 31 мая 1993 г. №314.

Порядок изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом МВД Украины от 21 августа 1998 г. №622.

Закрепление огнестрельного оружия за работниками милиции осуществляется в соответствии с требованиями приказа МВД Украины № 54/2001.

Действия работника милиции после применения силы определяются Уставом патрульно-постовой службы милиции Украины (приказ от 28 июля 1994 г. №404).

Ряд приказов и решений Коллегии МВД Украины требуют от работников милиции соблюдения мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием.



Назад