Электронная онлайн библиотека

 
 Правовое регулирование применения силы сотрудниками правоохранительных органов

Обстоятельства, исключающие применение силы


Обстоятельства, исключающие применение силы, можно выделить в три группы:

а) категории лиц, в отношении которых запрещено или ограничено право применения силы;

б) места, где есть запрет применения силы;

в) другая запрет и ограничения применения силы.

Рассмотрим первую группу, т.е. категории лиц, в отношении которых действующим законодательством и другими нормативными актами (Закон Украины «О милиции», Постановление Совета Министров Украины «Об утверждении правил применения специальных средств при охране общественного порядка в Украинской ССР» (с изменениями и дополнениями)1Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении положения о порядке применения огнестрельного оружия») запрещается или ограничивается применение силы. Такими категориями являются:

- женщины с явными признаками беременности;

- малолетние

- инвалиды с явными признаками инвалидности;

- лица пожилого возраста;

В отношении этих категорий лиц силу может быть применено только в случаях совершения ими группового (два и более лица) или вооруженного нападения или вооруженного сопротивления. Характер и виды вооружения в большинстве случаев не имеют значения.

Лицами пожилого возраста, инвалидами, малолетними могут быть лица как мужского, так и женского пола.

Если работнику милиции, должностному лицу или гражданину не требуется дополнительного дознания, чтобы определить выраженные признаки беременности, инвалидности, то такие понятия как «малолетние» и «лица преклонного возраста» требуют дополнительного пояснения.

Действующим законодательством Украины не раскрывается понятие «лицо пожилого возраста». Законом Украины от 5 ноября 1992 г. «О пенсионном обеспечении» (с изменениями и дополнениями)[1] предусматривается назначение пенсий по возрасту при достижении мужчинами возраста 60, а женщинами - 55 лет. Для некоторых категорий работников с вредными условиями труда (шахтеры, рабочие химической промышленности, сталевары и др.) назначение пенсии осуществляется значительно раньше. Военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел может быть назначена пенсия при наличии выслуги 20 лет, в том числе и в льготном исчислении, независимо от достижения пенсионного возраста.

Вот почему будет ошибочным считать лицом пожилого возраста такую, которая достигла пенсионного возраста, то есть пенсионеров. Авторы «Научно-практического комментария к Закону Украины «О милиции» к лицам преклонного возраста относят лиц, которых работник милиции воспринимает как несостоятельных вследствие возрастных изменений создавать опасность для жизни и здоровья граждан и работников милиции[2].

Закон также не объясняет, которых граждан необходимо считать малолетними. Учитывая процессы, которые ускоряют развитие молодежи, к таким следует относить тех, кто в силу малолетнего возраста не могут создавать опасность для жизни или здоровью граждан или работнику милиции. Большинство авторов научно-практических комментариев к старого Уголовного кодекса Украины 1960 г. (ст.117) относили к малолетних тех лиц, которые не достигли 14-летнего возраста.

Женщин с явными признаками беременности считаются лица, которые визуально могут быть признаны беременными.

Как известно, при отсутствии одного глаза у человека она является инвалидом. Но это не является гарантом того, что в отношении такого лица не может быть применена сила. Явными признаками инвалидности признаются такие увечья или врожденные пороки, в силу которых лицо не может создавать опасность жизни или здоровью работника милиции или других граждан.

В соответствии с порядком применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, который определен Постановлением Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1993 г. (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении положения о порядке продажи, приобретения, регистрации, учета и применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия», гражданам категогорично запрещается применять специальные средства самообороны к работников правоохранительных и природоохранных органов во время выполнения ими своих служебных обязанностей, так же как и применения других насильственных действий.

Места, где запрещено применять силу (вторая группа).

В соответствии с Правилами применения специальных средств при охране общественного порядка в Украинской ССР, утвержденных постановлением Совета Министров УССР от 27 февраля 1991 г. (с изменениями и дополнениями), запрещается применять специальные средства:

- в помещениях и на земельных участках, которые закреплены за дипломатическими, консульскими и иными представительствами иностранных государств, за исключением случаев, когда от главы дипломатического или главы другого соответствующего представительства поступит просьба применить указанные средства против правонарушителей;

- в помещениях или на производствах, связанных с изготовлением взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, в детских и лечебных учреждениях;

- устройство типа «Еж-М» для принудительной остановки автотранспорта, в том числе грузовых автомобилей, осуществляющих перевозки людей; автотранспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств; мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях;

- светошумовые средства отвлекающего действия (светошумовая граната «Заря», світлошумовий устройство «Пламя») применяются на расстоянии не ближе двух метров от человека;

- малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс» для открытия помещений, захваченных правонарушителями, где находятся заложники;

- прицельная стрельба по правонарушителях, разбрасывание и других гранат в толпу, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ;

- «Черемуха-1», «Черемуха-4», «Черемуха-12», «Сирень-3» и «Облако» применяются только на открытой местности;

- патроны с резиновой пулей ударной непроницаемой действия «Волна-Г» отстреливаются с помощью специального карабина с расстояния свыше 40 метров от человека и только по нижней части ног.

Законодательством запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

К третьей группе (другие ограничения) прежде всего
следует отнести такие:

- специальные средства выдаются работникам милиции только после составления каждым из них зачетов из правил и порядка их применения;

- решение о применении специальных средств принимает должностное лицо, ответственное за обеспечение общественного порядка, или руководитель конкретной операции. Работники милиции, которые действуют индивидуально, такие решения принимают самостоятельно;

- каждый работник милиции, которая использует специальные средства и огнестрельное оружие, обязан иметь навыки оказания неотложной доврачебной помощи;

- запрещается наносить удары резиновой дубинкой по голове, шее, ключичній области, животу, половых органах;

- при применении наручников нужна периодическая (не реже чем через 2 часа) проверка состояния фиксации замков;

- водометы применяются для рассредоточения участников массовых беспорядков при температуре атмосферного воздуха не ниже 0 С;

- использованию специальных средств, за исключением необходимости отражения внезапного нападения на сотрудника милиции и освобождения заложников, должно предшествовать предупреждение о намерении их применения.

Предупреждение может быть сделано голосом, а при значительном расстоянии или обращении к большой группе людей - через громкоговорящие устройства, усилители языка, и в каждом случае желательно на родном языке лиц, против которых эти средства применяются, и на украинском и русском языках не менее чем в 2 раза с предоставлением времени, достаточного для прекращения правонарушения.

Запрещается применять огнестрельное оружие при попытке побега лица, отбывающего наказание за административные правонарушения.


1 См.: ЗП УРСР.1991. № 3. Ст.18.

[1] См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 3. Ст.10

[2] См.: Научно - практический комментарий к Закону Украины «О милиции» / Отв. редакторы Я.Ю.Кондратьєв, И.П. Голосниченко. - К., 1996. - С. 97-98.



Назад