Электронная онлайн библиотека

 
 Правовое регулирование применения силы сотрудниками правоохранительных органов

Применение огнестрельного оружия


Порядок применения огнестрельного оружия военнослужащими Министерства обороны Украины, Госкомграницы, Службы безопасности Украины, Управление государственной охраны и МВД Украины определяются соответствующими законодательными актами.

Работник милиции, должностное лицо ОВД, как крайняя мера, имеет право применять огнестрельное оружие в случаях и только на основаниях, предусмотренных Законом Украины «О милиции» (с изменениями и доповненями), и Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 1992 г., то есть:

1) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также освобождения заложников;

2) для отражения нападения на сотрудника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность;

3) для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождение их в случае захвата;

4) для задержания лица, которую застали при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, пытается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, что угрожает жизни и здоровью работника милиции;

6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работника милиции.

Работники милиции имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или работника милиции.

Рассмотрим более подробно основания для применения оружия, предусмотренные ст.15 Закона Украины «О милиции» (с изменениями и дополнениями) и их особенности.

В п.1 ст.15 речь идет о защите граждан от нападения.

Нападение должно быть общественно опасным, противоправным, явно угрожающим для жизни и здоровья гражданина. Работник милиции или другое лицо, которое принимает меры для защиты гражданина, не должен ожидать реализации этой угрозы (выстрела из ружья, нанесения удара ножом или другим орудием, приспособленным для причинения вреда здоровью и жизни и т.д.).

При освобождении заложников законодатель не предусматривает никаких дополнительных видов противоправных действий в отношении захваченных. Сам факт захвата в заложники дает основание для применения силы во время их освобождения.

Если вооруженный сотрудник милиции в гражданской одежде, то в случае нападения на него работник, если есть возможность, должен предупредить нападающего: «Милиция! Не двигаться!». В случае пребывания его в форменной одежде в таком предупреждении нет необходимости.

К 1995 г. предусматривалась возможность применения оружия в случае вооруженного или группового нападения на сотрудника милиции и членов его семьи. В действующей редакции п.2 ст.15 таким основанием является отражение нападения на них, что угрожает жизни или здоровью.

Нападение на сотрудника милиции и членов его семьи не обязательно должен быть групповым или вооруженным. Правонарушители могут нападать, создавая опасность для жизни или здоровья, используя для этого средства, натренированных собак или других животных, строительные сооружения (устроив завал) и т.д.

Действующим законодательством прямо определяется только такое понятие, как «близкие родственники», тогда как понятие «члены семьи» истолковано Конституционным судом Украины.

Так, в Законе Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» указанные лица, которые относятся к «близких родственников (отец, мать, дети, брат, сестра, внуки, дедушка, бабушка по линии мужа и жены). Следует отметить, что близкие родственники не всегда являются членами сімї'і, в то же время, членами семьи могут быть и не близкие родственники (тетя, дядя, двоюродные братья и сестры и т.д.), но которые постоянно совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

В 1999 г. Конституционный Суд Украины (при решении спорных вопросов о льготах) определил, что:

«Во членом семьи военнослужащего, сотрудника милиции, личного состава Государственной пожарной охраны по смыслу пункта 6 статьи 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» и части шестой статьи 22 Закона Украины «О пожарной безопасности» надо понимать лицо, находящееся с субъектом права на льготы по оплате пользования жильем и коммунальными услугами в правоотношениях, природа которых определяется: кровными (семейными) связями или брачными отношениями; постоянным проживанием с военнослужащим, сотрудником милиции, личного состава Государственной пожарной охраны; ведением с ним общего хозяйства. Такие признаки (требования) применяются дифференцированно при конкретном определении членов семьи, имеющих право на указанные льготы.

В круг членов семьи военнослужащего, сотрудника милиции, личного состава Государственной пожарной охраны принадлежат его (ее) супруга (супруг), их дети и родители. О них признак (требование) ведение общего хозяйства с субъектом права на льготы в оплате пользование жильем и коммунальными услугами применяется только в предусмотренных законом случаях. Дети являются членами семьи независимо от того, является ли это дети будь-кого из супругов, совместные или усыновленные, родившиеся в браке или внебрачные.

Членами семьи военнослужащего, сотрудника милиции, личного состава Государственной пожарной охраны могут быть признаны и другие лица при условии постоянного проживания вместе с субъектом права на льготы и ведение с ним общего хозяйства, то есть не только его (ее) близкие родственники (родные братья, сестры, внуки, дедушка, бабушка), но и другие родственники или лица, которые не состоят с военнослужащим, сотрудником милиции, личного состава Государственной пожарной охраны в непосредственных родственных связях (неполнородные братья, сестры; зять, невестка; отчим, мачеха; опекуны, попечители, пасынки, падчерицы и др.)1.

Следовательно, в соответствии с п.2 ст.15 Закона, оружие может быть применено для отражения нападения на членов семьи работника милиции, а в случае нападения на родственников, которые не являются близкими и не являются членами семьи¢семьи, следует руководствоваться п.1 этой статьи, то есть как для защиты граждан от нападения.

В случае возникновения обстоятельств для защиты объектов, находящихся под охраной работника милиции или другого должностного лица, могут возникнуть обстоятельства для применения оружия (п.3 ст.15), но обязательным условием является то, что нападающий должен реально осознавать наличие такого охраняемого объекта, для чего обустраиваются ограждения с предупредительными знаками «Проход запрещен!», «Объект охраняется», «Стой! Запретная зона!», охранная сигнализация, устанавливаются вышки для охраны, с вооруженными чатовими и др.

Законодателем не предполагается характер нападения (вооруженный или нет), основной критерий - совершение нападения на охраняемый объект.

Согласно Уголовного законодательства (ст.ст.36-39, 42 нового УК Украины), не является преступлением применения оружия или любых других средств или предметов, независимо от последствий, если эти действия были предприняты для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, предотвращения противоправного насильственного проникновения в жилище или иное помещение или если лицо, которое подверглось нападению, не могла вследствие испуга или сильного душевного волнения, вызванного общественно опасными действиями, оценить соответствие защиты характеру посягательства.

Применение оружия для отражения нападения на конвой (п.4 ст.15) может иметь место при попытке конвоируемых лиц освободиться или освободить задержанных, завладеть оружием (как конвойованими лицами, так и снаружи - посторонними лицами), то есть противодействовать исполнению функциональных обязанностей, возложенных на конвой. Здесь не имеют значения ни численность нападавших, ни характер их вооружения, ни степень угрозы для жизни или здоровья конвоируемых лиц так и конвоиров.

Помещениями государственных, общественных предприятий, учреждений и организаций есть все помещения, которые не подпадают под признаки жилищного фонда и предназначены для выполнения административно-хозяйственных функций независимо от формы их принадлежности.

Но при увольнении таких помещений в случае их захвата одним из условий возможности применения оружия является необходимость проведения дополнительных мероприятий: ведение переговоров, отправка писем об освобождении таких помещений и др.

Законодательством для работников милиции и лиц, на которых распространяется действие п.4 ст.15 Закона Украины «О милиции», предполагается и такое основание, как применение оружия для задержания лица, которую застали во время совершения тяжкого преступления и которая пытается убежать.

В то же время, новым УК Украины, в ст.12 «Классификация преступлений», в зависимости от степени тяжести преступлений, предусмотрено деление их на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Работники милиции имеют право применять оружие в случаях совершения тяжкого и особо тяжкого преступления.

Однако для работника милиции и других лиц почти всегда возникают объективные трудности во время квалификации скоюваного в этот момент преступления как тяжкого или особо тяжкого. Например, в момент застання преступника на месте совершения преступления он не может знать, соответствуют ли обстоятельствам совершения такие квалифицирующие признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, как: или совершает такое преступление лицо, что уже имеет судимость за умышленное преступление (рецидив); какова сумма только похищенного имущества; идет ли речь об изнасиловании лица, не достигшего совершеннолетия и др.

Кроме того, при решении вопроса о правомерности применения оружия согласно этому пункту, лицо, которое имеет намерение применить оружие, должна непосредственно застать преступника во время совершения преступления, а в случаях, когда преступник выполняет требование милиционера показаться, применения оружия будет признано противоправным, неправомерным.

Согласно п.5 ст.15 Закона Украины «О милиции», обязательным основанием для применения оружия сотрудником милиции является совершение преступником вооруженного сопротивления, при чем характер вооружение, численность лиц, оказывающих сопротивление, не имеют значения.

Применение оружия для задержания лица, которая пытается сбежать из-под стражи, может иметь место, когда в отношении такого лица избрана мера пресечения «содержание под стражей» или лицо отбывает наказание в местах лишения свободы (кроме арестованных за совершение административных правонарушений лиц, отбывающих уголовные наказания в виде общественных работ, ареста, ограничения свободы). При этом сама лицо, которое пытается убежать, должна осознавать, что она находится под стражей. То есть он должен быть ознакомлен с постановлением об избрании меры пресечения содержание под стражей, протоколом о задержании в порядке, предусмотренном ст . 115 действующего Уголовно-процессуального кодекса Украины. Сами угрозы следователя, прокурора и другого должностного лица вроде «я тебя посажу» не дают основания для применения оружия в случае побега лица, которая задержана правоохранительными органами.

Попытки добиться в принудительной форме отказаться от выполнения возложенных на работника милиции или другое должностное лицо обязанностей по охране общественного порядка (освободить задержанного, отдать оружие и специальные средства, имущество или документы и т.п.) с угрозой оружием или другими предметами, угрожающих жизни или здоровью работника милиции, дают основание для применения оружия с целью пресечения противоправных действий правонарушителя.

В случае создания угрозы жизни или здоровью работника милиции или иным гражданам водителем, который управляет транспортным средством, оружие может быть применено для принудительной остановки транспортного средства путем его повреждения. Особенностью этого основания, предусмотренной п.6 ст.15, то, что водитель может и нечаянно создавать такую угрозу. Можно вспомнить управления инвалидной коляской персонажем Бывалым (актер Евгений Моргунов) в фильме «Кавказская пленница» под действием снотворных веществ.

В тех же случаях, когда стало известно, что водитель намеренно создает угрозу жизни или здоровью работника милиции или гражданина, применение оружия является еще более оправданным. Действия водителя, согласно уголовного законодательства, в дальнейшем могут квалифицироваться как приготовление к преступлению или покушение на преступление.

Приготовлением к преступлению является приискание или приспособление средств или орудий, приискание соучастников или сговор на совершение преступления, устранение препятствий, а также иное умышленное создание условий для совершения преступления (ст.14 нового УК Украины).

Покушением на преступление является совершение лицом с прямым умыслом деяния (действия или бездействия), непосредственно направленного на совершение преступления, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК, если при этом злочине не было доведено до конца по причинам, не зависящим от воли этого лица (ст.15 нового УК Украины).

Наказания за приготовление к преступлению и покушение на преступление назначается по закону, который предусматривает ответственность за данное преступление (Особенная часть УК Украины) кроме случаев, когда имеет место его небольшая тяжесть, что не может быть основанием для возбуждения уголовного дела.

Государством предусматриваются меры по обеспечению безопасности работников милиции. Согласно ст.15-1 Закона Украины «О милиции» («Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции»), работник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в обстановке, которая сложилась, могут возникнуть основания для его применения. При задержании преступников или правонарушителей или лиц, которых работник милиции заподозрил в совершении преступлений или правонарушений, а также при проверке документов у подозрительных лиц, работник милиции может привести в готовность огнестрельное оружие, что является предупреждением о возможности ее применения.

Попытка лица, которое задерживается работником милиции с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив при этом определенную им расстояние, или прикоснуться к оружию, дают работнику милиции право применить огнестрельное оружие.

 


1 Именем Закона г. № 24. 18 июня 1999.



Назад