Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

1.2. Организация науки и научных исследований в Украине


Дальнейшее развитие страны в современных условиях связан исключительно с ориентацией на постиндустриальные тенденции общественного воспроизводства. Суть этих тенденций - все возрастающее использование информации и знаний, как важнейшего вида ресурсов, который все в большей степени определяет будущее государства. В стратегии экономического и социального развития Украины на 2000-2004 гг. на основе науки запрограммировано стратегические приоритеты этого периода, политику экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, задачи и направления социальной политики, экономическую и экологическую безопасность. Именно капитал знаний, который содержат в себе достижения науки и техники, может привести к так называемого "экономического чуда", поэтому государство заинтересовано в правильной научно-технической политике, такой организации науки, которая дала бы возможность эффективно управлять ею.

Государство предоставляет приоритетную поддержку развития науки как определяющего источники экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создает необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно-технической деятельности, обеспечивает использование достижений отечественной и мировой науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем.

Верховная Рада Украины формирует государственную научно-техническую политику на основе ежегодного отчета Правительства Украины. Верховная Рада Украины:

определяет основные цели, направления, принципы государственной научно-технической политики и правовые основы деятельности в научно-технической сфере;

устанавливает объемы бюджетного финансирования научных исследований, отчислений бюджетных средств в Государственный фонд фундаментальных исследований, Государственного инновационного фонда и размеры государственного резерва материально-технических и сырьевых ресурсов для обеспечения научно-технической деятельности;

утверждает приоритетные направления развития науки и техники, перечень национальных научно-технических программ и объемы финансирования по каждому из них на весь срок выполнения с ежегодным уточнением в бюджете;

создает систему кредитно-финансовых, налоговых и таможенных регуляторов в научно-технической сфере.

Общее руководство научными исследованиями осуществляет Кабинет Министров Украины, который рассматривает и утверждает в Верховной Раде основные направления развития науки и научных исследований; организует разработку национальных и государственных научно-технических программ; определяет порядок их финансирования; координирует мероприятия по созданию современной инфраструктуры научно-технической деятельности.

Управление наукой возложено на Министерство образования и науки Украины. Министерство образования и науки Украины определяет главные мероприятия по повышению эффективности научных исследований и внедрения их результатов в народное хозяйство, обеспечивает научно-технической информацией, координирует разработку межотраслевых проблем, организует научно-техническое сотрудничество с зарубежными научно-исследовательскими учреждениями. При решении научных вопросов Министерство образования и науки опирается на мнение научной общественности. С этой целью создаются научные советы, которые выполняют роль научно-консультационных органов.

В Украине наука организационно делится на пять взаимосвязанных сфер (секторов). К первому относят сектора академическую науку, которая включает учреждения Национальной Академии наук Украины, Украинской академии аграрных наук, Академии медицинских, педагогических и правовых наук Украины, а также отраслевых академий: Украинской экологической академии наук,

Украинской академии архитектуры, Академии инженерных наук Украины, Академии наук высшей школы Украины, Украинской академии экономической кибернетики, Международной академии компьютерных наук и систем, Международной академии биоэнерготехнологий.

Ведущее место в научных исследованиях занимает Национальная Академия Наук Украины. НАНУ возглавляет и координирует фундаментальные исследования в различных областях науки. В ее состав входят научно-исследовательские институты, лаборатории, музеи, астрономическая обсерватория, ботанический и акклиматизационный сады, биологическая станция, типография и библиотека. Основана Академия наук Украины еще в ноябре 1918 года. По уставу она должна была разрабатывать более 60 научных направлений в трех отделах. Первый отдел - это история украинского народа, письменности, искусства, история украинской церкви, общее языкознание, язык и литература, славянская история, история всемирной литературы, философия и др. Второй отдел объединял математику, механику, астрономию, физику, химию, геологию, ботанику, зоологию, географию и другие. Он назывался физико-математическим. Третий отдел объединял два подотдела: юридических наук (философия права, славянское законодательство, государственное, административное и международное право, церковное право, криминология, гражданское право и др.) и экономических наук (теоретическая экономия, социология, экономика промышленности, сельского хозяйства, экономика предприятия, бухгалтерский учет, аудит, статистика, финансы, кредит, банки и денежное обращение, демография и др.).

В настоящее время перечень отраслей наук значительно расширился и изменился, а Национальная Академия наук организационно включает пять научных центров: Южный, Донецкий, Приднепровский, Северный, Северо-Восточный. Каждый центр имеет отделы, которые соответствуют основным областям исследований в определенном регионе. Так, Приднепровский научный центр разрабатывает проблемы экологии; Западный - концепцию осуществления земельной реформы, создания компьютеризированного информационного банка земельных ресурсов; Донецкий комплексную программу экономического и социального развития Донбасса; Южный проблемы рационального водопользования, эколого-экономическое обоснование строительства второй очереди Дунайско-Днестровской орошали гемы; Северо-Восточный - выполняет значительный объем экспертных работ по техническому перевооружению предприятий и другое. Каждый научный центр имеет в своем составе научно-исследовательские институты или их отделения.

Отраслевая наука есть второй сферой организации науки в Украине. Она включает самостоятельные научные организации, подчиненные органам государственного и отраслевого управления (министерствам и ведомствам) и самостоятельные научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, научно-производственные объединения. Отраслевые научно-исследовательские учреждения работают на определенную отрасль и наиболее приближенные к проблемам ее развития. Они подчинены следующим министерствам: Министерству топлива и энергетики, Государственного комитета промышленной политики, Министерству здравоохранения, Министерству транспорта, Министерству аграрной политики, Государственному комитету строительства, архитектуры и жилищной политики, другим министерствам и ведомствам.

Вузовская наука (третий сектор) представлена высшими учебными заведениями, которые имеют специальные подразделения (проблемные и отраслевые лаборатории, научно-исследовательские части и т.п.), а также выполняющих научно-технические работы на кафедрах.

Заводская наука (четвертый сектор) включает как самостоятельные научно-исследовательские подразделения, входящие в состав производственных объединений, так и конструкторские, технологические и другие технические службы, подразделения в структуре предприятий, которые не являются юридическими лицами.

Вневедомственная наука (предпринимательский сектор) объединяет негосударственные научные организации, созданные в последнее время, как правило, в форме малых предприятий различных организационно-правовых форм. К этой сферы можно отнести созданы коммерческими структурами мощные научные организации, в том числе с привлечением иностранного капитала. Сюда же надо отнести малые инновационные (венчурные) предприятия, частные консультационные центры. Развитие организационных форм в сфере прикладной (отраслевой) науки в современных условиях породил новые организационные структуры-инкубаторы, технопарки, технополисы.

Инкубатор специализируется на создании благоприятных условий для создания и ведения эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, занятых реализацией оригинальных научно-технических идей. Это достигается посредством предоставления малым инновационным фирмам материальных (прежде всего, научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг.

Технопарк - это компактно расположен комплекс, который может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения и предприятия промышленности.

Технополис похож на технопарк, имеет форму небольшого городка (населенного пункта), в котором расположены научные и научно-производственные комплексы. Это своего рода конгломерат из сотен размещенных на одной территории исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих организаций, которые объединены заинтересованностью в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации. Объединение мелких фирм создает инфраструктуру, достаточную для крупных нововведений. Основным звеном технополиса преимущественно крупный университет - генератор фундаментальных знаний, которые выступают основой инноваций. Технопарки как организационные формы научно-технической деятельности, созданные в США, странах Западной Европы. В Японии сформировано 19 технополисов, в которых накоплен мощный потенциал для разработки совершенных технологий в приоритетных областях науки. Украина начала внедрение этих прогрессивных и эффективных форм научной деятельности.

В 2000 году научные исследования и разработки в Украине выполняли 1490 организаций. При этом 20,6% их принадлежали к академической науки (их доля уменьшилась по сравнению с 1991 года и иа 1,0%), 63,0% - до отраслевой науки (их удельный вес возрос по сравнению с 1991 годом на 3,2%), 10,7% - до вузовской науки (их доля уменьшилась на 0,2%), 5,7% - до заводской науки (их удельный вес сократилось на 2,0%).

Подавляющее число организаций, выполнявших научные и научно-технические работы, находится в государственной (70,5%) и коллективной (28,3%) собственности, в частной собственности лишь 0,3%. 58,8% всех организаций осуществляли научные исследования в области технических наук, 12,5% - в сфере сельскохозяйственных наук, 5,0% - в медицине, 3,4% - в экономических науках.



Назад