Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

3.2. Классификация объектов научного исследования


Научные исследования является формой развития науки. Каждое научное исследование имеет свой объект и предмет. Следует различать понятия "объект" и "предмет познания". Объектом научного исследования считают то, на что направлена познавательная деятельность исследователя; это может быть материальная или идеальная система. Предметом познание есть исследуемые с определенной целью структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, свойства системы и др.

Под классификации объектов исследования понимают их разделение на группы по определенным признакам с целью изучения и научного обобщения.

Наиболее распространенными являются методы классификации объектов исследования за наличием и отсутствием признаков, а также за видоизменением признаков. Разделение объектов за наличием и отсутствием признаков позволяет выделить два их классы, из которых один имеет определенное свойство, а второй - не имеет. При этом разделение может быть детализирован в пределах каждого класса. Классификация объектов по видоизменением признаков предусматривает выделение совокупностей объектов, в каждой из которых общая для всех признак проявляется особым образом.

Исследовать как можно теоретические объекты (действие закона спроса и предложения), так и эмпирические (прибыль предприятия, качество торгового обслуживания).

Эмпирические объекты делятся на натуральные (физические), которые существуют в природе независимо от воли людей, и искусственные (технические), которые создаются в результате человеческой деятельности.

В зависимости от степени сложности различают простые и сложные объекты исследования. Простые объекты обычно состоят из нескольких элементов, а сложные - имеют неопределенную структуру и требуют выявление внешних и внутренних факторов влияния. При этом различают материальные, энергетические и информационные факторы влияния.

Изучение факторов, обусловливающих развитие объекта исследования, позволяет охарактеризовать его окружающая среда. Среда-все то, что окружает объект исследования и влияет на его элементы. Результаты научного исследования в значительной степени обусловливаются полнотой и глубиной изучения влияния среды на объект исследования.

Объекты, которые изучаются в научной работе, рассматриваются в процессе их диалектического развития, во взаимосвязи и взаимообусловленности, поскольку как явления природы, так и технические системы, не существуют обособленно.

Характерной чертой современной науки является системный подход к изучению объектов исследования. Это означает, что последние рассматриваются не изолированно, а как сложное целое, оказываются не только структура и свойства объекта, но и связи его частей, подсистем, их функции, устанавливается его взаимосвязь с окружающей средой, то есть объект исследования изучается как часть более общей системы.



Назад