Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

3.5. Требования эргономики по организации научной работы


Эргономика - это наука, которая изучает человека и его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации условий и процесса труда. Исследования и разработки эргономики направлены на создание предпосылок для развития человеческого потенциала, что является особенно актуальным для научной работы, где решающую роль играет личность исследователя.

Целью эргономических рекомендаций является повышение эффективности и качества научной деятельности, сохранение здоровья и развитие личности. Рассмотрим основные элементы самоорганизации труда ученого с точки зрения требований эргономики.

Рабочее место - это зона трудовых действий, оснащена предметами и средствами труда и рабочими мебелью. Задача усовершенствования рабочего места включает в себя оснащение его всем необходимым в соответствии с характером работы, рациональное расположение оснащения, создания удобных условий труда, предотвращению вредного воздействия на человека негативных факторов внешней среды.

Основные требования к рабочим мебели:

а) набор мебели (столы, кресла, шкафы, полки) должен быть достаточно полным, а их размеры - соответствовать характеру выполняемой работы; мебель должны использоваться по назначению, на рабочем месте не должно быть лишних вещей;

б) размеры мебели должны соответствовать антропометричним данным работника (см. табл.3.1).

Таблица 3.1.

Оптимальные параметры рабочих мебели (см)

Показатели

Рост человека

до 160

161-170

171-180

более 180

Высота рабочей поверхности стола при чтении и письме

70

72

75

78

Высота рабочей поверхности стола при печатании на машинке и работе с персональным компьютером

65

66

68

70

Высота сиденья рабочего кресла

43

45

47

49

Расстояние между сиденьем и нижним краем стола

 

17

19

 

 

В этом контексте необходимо контролировать высоту рабочей поверхности стола, высоту сиденья рабочего кресла, расстояние между сиденьем и нижним краем стола, угол наклона рабочей поверхности стола. С физиологической точки зрения большое значение имеет величина угла, под которым расположена рабочая поверхность стола. Традиционное горизонтальное положение негативно влияет на зрение и осанку человека. Наиболее правильным считается угол в 60 градусов при работе сидя и в 30 градусов при работе стоя;

в) рациональное размещение рабочих мебели, обеспечения досягаемости, обзорности, изолированности, освещение, отопление и др.

Осуществимость предусматривает такое расположение технических средств и рабочих материалов, которое позволяет работать без бесполезных движений, ведущих к утомление и дополнительных затрат времени (использование шкафов, полок, подвижного рабочего кресла, рациональное компоновки мебели).

Обзорность - это требование организовать свое рабочее место так, чтобы все без исключения материалы в любое время были на виду. Каждая вещь должна иметь постоянное место.

Изолированность имеет большое значение для продуктивной научной работы, поскольку дает возможность ликвидировать нервное напряжение, возникающее при необходимости работать в присутствии постороннего лица. Это достигается продуманным размещением рабочих мебели, использованием различных перегородок, ширм, жалюзи и т.д.

Рациональный режим рабочего времени предусматривает: а) соблюдение правильного в психофизиологическом отношении

режима рабочего времени - рабочего года (ежегодные отпуска), неделе (еженедельные дни отдыха) и, особенно, рабочего дня.

Наиболее плодотворным является утренний пояс (с 8 до 15 час.); максимальная работоспособность отличает период с 10 до 13 час.; потом - послеобеденный (с 16 до 19 ч.) и вечерний (с 20 до 22 ч.). Степень внимания и эффективность запоминания меняется в сторону снижения и замедление до конца каждого пояса. Поэтому утром следует выполнять наиболее сложную теоретическую работу, анализировать и обобщать экспериментальные данные;

б) использование различных форм активного отдыха в рабочее и нерабочее время. Для работников умственного труда важно, чтобы отдыхала центральная нервная система и органы чувств. Мозг лучше отдыхает, когда нет внешних раздражителей, то есть когда человек спит. Гигиена сна требует ложиться и просыпаться в строго определенное время; прекращать напряженную умственную работу не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна.

Для активного отдыха при умственном труде необходима физическая нагрузка, поскольку умственный труд почти полностью исключает физическое напряжение. Гимнастика утром, хождение пешком, обязательные прогулки перед сном, фізкультпаузи в течение рабочего дня призваны играть значительную роль в борьбе с усталостью при умственном труде;

в) соблюдение индивидуально избранное ритма, то есть одинакового темпа и напряженности работы. Ученый сам выбирает ритм своей работы: определяет ее начало, конец, перерыв на обед, и т.д. Через каждые 1-1, 5 часа работы следует делать перерыв на 10-15 мин., а после 3-4 часа работы - на 0,5-1 ч.;

г) рациональное чередование разнохарактерных работ: тяжелого умственного труда (чтение) с легкой (переписывание), творческой и стандартной, связанной с движением или выполняемой в незыблемом состоянии, требующие напряжения зрения или оказывающей глазам отдых;

д) дежурство в каждой работе при возможности разнородных процессов (говорить, читать, слушать, смотреть, писать и др.).

Систематичность предусматривает соблюдение единой методики и техники при выполнении однородных работ, использование единой терминологии, единство форм при изложении однородного Материала и единство стиля, однообразия приемов оформления систематической работы. Основные правила систематической работы следующие: не работать без плана;

прежде чем приступить к работе, рассчитать свои силы и время; предварительно подготовить все необходимое для выполнения работы, разгрузить себя от мелких дел - они отвлекают внимание;

сложную работу делать перед простым, тяжелую перед легкой, творческую перед механической, неприятную перед привлекательной;

пока не закончена одно дело, не начинать без необходимости другую;

постоянно контролировать свою работу и своевременно вносить необходимые исправления;

занимаясь любым вопросом, видеть не только проміжкову, но и конечную цель.

Последовательности необходимо соблюдать как в пределах каждой отдельной научной работы, так и в течение всей творческой жизни. Необходимо приучить себя к последовательности в накоплении знаний. Прежде чем перейти к исследованию, надо хорошо изучить всю теорию и практику вопросы, разработанные предшественниками.

Самодисциплина включает в себя не только соблюдение трудового режима и графика работ, но и дисциплину мысли: во время работы важно сосредоточиться, не отвлекаться, не отступать от логического развития идей. Особенно актуальным является соблюдение ученым сроков выполнения исследования.

Использование средств механизации и автоматизации вспомогательных операций ддаю возможность ускорить научную работу, облегчить, сделать более продуктивной. К технических средств и приспособлений, которые связаны с умственным трудом относят: вычислительную технику (микрокалькуляторы), средства для копирования и размножения материалов (пишущие машинки, ротаторы, ксероксы, сканеры и т.п.), средства для механизации операций накопление научной информации (киноаппараты, фотоаппараты), средства для демонстрации информационных материалов и чтения микрофильмов (диапроекторы, епідіоскопи, аппаратура для микрофильмирования и чтения микрофильмов), аппараты для записи и восстановления звука (магнитофоны, диктофоны, усилители звуков и т.д.). В современных условиях осложнения исследуемых явлений все больше ученых предпочитают персональным ЭВМ, которые позволяют автоматизировать целый комплекс вспомогательных операций.



Назад