Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

4.1. Понятие, цель и задачи научно-исследовательской работы студентов в подготовке специалистов для народного хозяйства


Ускорение научно-технического прогресса и перевода экономики на рыночные основы развития выдвигают определенные требования к подготовке специалистов для народного хозяйства и его отраслей. Современные квалификационные характеристики специалистов, которых готовит Львовская коммерческая академия, предусматривают: профессиональное назначение, общие требования к их идейно-политического уровня, общетеоретических знаний, общеэкономических и специальных дисциплин. Современного специалиста в сфере экономики должны отличать высокая компетентность, умение обновлять и расширять базовые знания, способность к самостоятельному решению проблем. В связи со сложностью решаемых сегодня вопросов все большую актуальность приобретает способность работника творчески подходить к практическим вопросам; умение использовать в своей работе все новое, что появляется в науке и практике; постоянно совершенствовать свою квалификацию; быстро адаптироваться к условиям производства; применять научные методы в организации планово-экономической и финансовой работы, прогнозирования, учета и анализа хозяйственной деятельности предприятий, а также использовать современную компьютерную технику, экономико-математические методы и модели. Все эти качества необходимо воспитывать в высшем учебном заведении через активное участие студентов в выполнении научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательская работа студентов - один из важных средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности новейшие

достижения научно-технического прогресса.

Современное понятие научно-исследовательской работы студентов включает в себя два взаимосвязанных элемента:

а) ознакомление студентов с элементами исследовательской работы, привитие им навыков этой труда;

б) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессорско-преподавательского состава вузов.

Научно-исследовательская работа студентов представляет собой комплекс форм и методов формирования у будущих специалистов творческого мышления, усвоение теоретических знаний, приобретения навыков исследователя. Только в "живом" научно-исследовательской работе можно овладеть методами и техникой исследования, развить в себе чувство нового, привчитись к самообразованию. Научно-техническое творчество позволяет студентам видеть прикладное значение научно-исследовательской работы и взаимосвязь дисциплин, которые повышают уровень ее успешности, творческую и научную активность. В то же время, развитие научных исследований в вузах непосредственно влияет на качество учебного процесса: они изменяют требования к уровню знаний студентов, структуру процесса обучения, повышают степень подготовленности будущих специалистов, их практический творческое мировоззрение.

Существует две точки зрения относительно привлечения студентов к науке. Одна из них заключается в том, что к науке следует привлекать особенно способных студентов, которые имеют соответствующие наклонности, не тратя непродуктивно силы и время ученых. Вторая точка зрения: к науке следует привлекать всех студентов, потому что современная наука требует большого количества технических и вспомогательных работников. Кроме того, навыки научного исследования пригодятся будущему специалисту в какой бы области он ни работал. Истина лежит примерно посередине между этими точками зрения, поскольку для того, чтобы выявить способных студентов, надо предварительно привлечь всех студентов до научных исследований.

Цель привлечения студентов к научно-исследовательской работы - это развитие и использование их творческого потенциала для решения проблем повышения эффективности деятельности организаций и предприятий, воспитание активных, всесторонне развитых специалистов по экономике.

Умение студентов творчески подходить к решению задач представляет собой действенный вклад в интенсификацию экономики, требует постоянной систематической работы по усилению научного уровня их знаний.

Исследовательская деятельность предполагает высокую способность студентов к творческому научно-технического мышления. Эта способность находит отражение в том, чтобы опираясь на современный уровень знаний естественных и общественных наук, приобретать новые научные знания и внедрять их в практику с высокой эффективностью для народного хозяйства в целом.

Основной предпосылкой творческого мышления студентов является объем и глубина их научных знаний, эрудиция, владения современными средствами и методами научно-технического познания. Без основательных знаний, их постоянного пополнения и обновления научно-творческое мышление развиваться не может. Научно-творческое мышление включает аналитическое и синтетическое мышление в качестве равнозначных факторов. Важным элементом научно-технического мышления является способность к прогнозному мышления и творческой фантазии.

Развитие и использование творческого потенциала студентов для повышения эффективности различных аспектов хозяйственной деятельности ставит перед научно-исследовательской работой студентов определенные задачи, главные из которых следующие:

- изучение методологии исследования и использования ее для углубленного и творческого усвоения учебного материала, а также в будущей практической деятельности;

- ознакомление студентов с основными направлениями НТП в экономике, внедрения достижений НТП в практику;

- ознакомление студентов с методами планирования и организации научно-исследовательской работы;

- изучение методики и средствам самостоятельного решения научных проблем по избранной специальности;

- вступление творческих трудовых навыков в использовании научных методов при решении производственных задач.



Назад