Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

4.2. Виды и формы научно-исследовательской работы студентов


НТР изменяет содержание понятия "специалист высшей квалификации" и, как следствие, характер и содержание учебной работы студентов. Учебная работа начинает превращаться в учебно-научную работу на основе органичного сочетания учебного процесса с научно-исследовательской работой студентов.

С учетом характера учебного процесса в вузах научно-исследовательская работа студентов может осуществляться в различных формах. Широкий диапазон форм организации имеет большое значение для создания в вузе атмосферы творчества и широкого привлечения студенческой молодежи к научным исследованиям.

Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно

подразделяются на научно-исследовательскую работу, что включается в учебный процесс проводится в учебное время в соответствии с учебными планами и, таким образом, является одним из обязательных элементов всей системы подготовки специалистов и научно-исследовательскую работу, которая выполняется студентами во внеучебное время (див.рис.4.1).

4  

Рис. 4.1 Классификация форм организации научно-исследовательской работы студентов в вузе

К научно-исследовательской работы студенты привлекаются с первого дня обучения. Однако, их активное привлечение начинается со времени поступления на выпускающую кафедру, то есть с семестра, когда кафедры начинают читать первые дисциплины по выбранной студентами специальности. Наиболее активно научно-исследовательская работа студентов проводится в следующих семестрах. При этом объем отдельных видов научно-исследовательской работы студентов и степень их осложнения растут по мере становления будущего специалиста - от изучения загальнометодологічної дисциплины "Основы научных исследований" до подготовки, написания и защиты дипломной работы.

Основное направление в развитии студенческой науки - все более широкое внедрение элементов научных исследований в учебный процесс. Сочетание научного поиска студента с его обучением взаимно обогащает оба процессы, потому что знания, полученные в творческих поисках, особенно ценны.

Выполнение студентами научно-исследовательских работ предусматривает изучение основ научных исследований, в частности, понятие науки, методики научного исследования и научной организации труда при его исполнении, самостоятельной работы с литературой, обработки экспериментальных данных. С этой целью на начальных курсах студентам читают дисциплину "Основы научных исследований". После изучения курса студенты используют полученные знания в сфере методики научного исследования при выполнении практических занятий по специальным дисциплинам и на семинарах.

Учебно-исследовательская работа выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя-научного руководителя. Основной задачей учебно-исследовательской работы является приобретение студентами навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомления с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе. Основными элементами учебно-исследовательской работы выступают:

научно-исследовательская работа на лабораторных занятиях; научно-исследовательская работа на семинарских занятиях; написание курсовых и дипломных работ; работа студентов по индивидуальному плану обучения. Для проведения учебно-исследовательской работы студенты получают рабочее место в лаборатории, необходимые устройства и материалы. Тема работы и объем задач определяются индивидуально. Кафедра, которая включает в свой учебный план, учебно-исследовательскую работу, предварительно разрабатывает тематику исследований, обеспечивает ее научными руководителями, готовит

методическую документацию, рекомендации по изучению специальной литературы.

Главный состав руководителей учебно-исследовательской работой составляют преподаватели, активно ведут научную работу, а также научные сотрудники и аспиранты.

Перспективным направлением организации учебно-исследовательской работы является создание в высших учебных заведениях учебно-научных лабораторий, в которых ведутся научные исследования и одновременно организуется научно-исследовательская работа студентов.

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, что занято учебного процесса, является внедрение элементов творчества в учебные лабораторные и практические занятия. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план исследований, подбирает необходимую аппаратуру, осуществляет математическую обработку и анализ результатов эксперимента, оформляет научный отчет. Перед студентами экономических специальностей на таких занятиях относятся проблемные ситуации, которые требуют поиска оптимального решения. Студенты самостоятельно разрабатывают варианты таких решений и обосновывают выбор наилучшего из них. Приоритетной в учебном процессе должна стать диалоговая форма занятий, которая способствует формированию навыков коллективного творчества, организация общения по типу проблемных лекций, совместно-последовательное общение по типу "круглого стола", полемическое общение по типу телевизионных передач, деловое общение по типу деловой игры. Практикуются также индивидуальные домашние задания с элементами научного поиска.

Форме, которая сочетает учебную и исследовательскую работу студентов, является проведение специальных научных семинаров при кафедрах. Подготовка семинара организуется так, чтобы в течение семестра каждый студент мог выступить на нем с докладом или сообщением, посвященным итогам выполненного исследования. Деятельность семинаров начинается с подготовки студентами старших курсов специальных научных докладов на основе производственного материала. Проведение научного семинара предусматривает углубленное изучение проблем, интересующих студентов. На семинарах каждый студент выступает с выполненной под руководством преподавателя докладом по научно-исследовательской работе, защищает свои выводы и предложения, полученные в результате проведенного исследования. Доклад рецензируют студенты, в ее обсуждении принимают участие, как правило, два оппоненты из числа участников семинара. Оппоненты предварительно знакомятся с докладом, изучают литературу по теме доклада и при обсуждении дают ей развернутую оценку. В обсуждении доклада принимают

участие все участники научного семинара. Руководит студенческим научным семинаром заведующий кафедрой или преподаватель, активно ведет научные исследования.

Работа над конкретными темами научно-исследовательского характера проводится в несколько этапов в специально отведенное время. На первом этапе составляются обзоры и реферируются литературные источники по выбранной теме. Это наиболее простая форма научно-исследовательской работы студентов. Она, как правило, предшествует более углубленной научной работе студента, однако, на первых курсах может носить и самостоятельный характер. Такая форма студенческой научно-исследовательской работы завершается подготовленным литературным рефератом по выбранной теме.

Работа над имеющейся литературой и другими источниками информации являются первичным научным поиском. Начиная научную разработку, студент обязан ознакомиться с состоянием информации по данному вопросу, учесть и максимально использовать проведенные ранее исследования. В процессе подготовки обзоров и реферирования студенты составляют библиографический список использованной литературы по теме исследования.

В курсовых работах с общетеоретических и специальных дисциплин закрепляются элементы научно-исследовательской работы студентов в виде научного поиска; состоит обзор литературы и разрабатываются предложения, которые содержат элементы новизны по теме работы; используются экономико-математические методы, вычислительная и организационная техника; обобщается передовой опыт; оптимизируются предложения с использованием экономических критериев, направленных на повышение эффективности и качества работы. Тема курсовой работы должна соответствовать научным интересам исполнителя, что является необходимым условием творческого подхода к ней.

Элементы научного поиска, которые содержатся в курсовых работах по избранному направлению исследования, потом должны найти отражение в дипломной работе.

Дипломная работа студента экономического факультета должна носить исследовательский характер. Поэтому качество его подготовки в значительной степени зависит от уровня использования элементов исследовательского поиска, предусмотренного всеми видами научно-исследовательской работы студентов за весь период обучения. В дипломной работе практически проверяется способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность выбранной темы, ее научно-прикладную ценность, возможность выполнения самостоятельного научного исследования и использования полученных результатов в практической деятельности базового предприятия. В процессе подготовки курсовых и

дипломных работ студент получает конкретное задание по проведению научного исследования от преподавателя-руководителя. Результаты исследований оформляются в специальном разделе этих работ.

Выполнение дипломных работ является наивысшей степенью участие студентов в научно-исследовательской работе. Оно направлено на комплексную разработку конкретных направлений совершенствования хозяйственной деятельности и повышения ее эффективности, а также на внедрение разработанных студентами рекомендаций в практику работы организаций и предприятий различных форм собственности. Такие дипломные работы иногда заканчиваются внедрением (что отражается в рецензии на дипломную работу практической организации) и поэтому действительно являются реальными.

Тематика дипломных работ разрабатывается соответствующими кафедрами в соответствии с научными интересами кафедры и отрасли. Допускается также разработка реальных комплексных дипломных работ по темам, сформулированными практическими организациями и предприятиями, если они соответствуют профилю обучения студентов и тематической скерованості научных работ кафедры.

Защита дипломных работ проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии, где осуществляется оценка каждой дипломной работы, выполненной отдельным студентом, а также принимается решение о рекомендации к использованию тех или иных предложений. В процессе публичной защиты дипломной работы слово для изложения результатов научного исследования и рекомендаций предоставляется студенту. Защита реальных дипломных работ может проводиться в тех организациях и предприятиях, по заказу которых выполнялись дипломные работы.

Значительный объем исследований осуществляется студентами во время прохождения производственной практики. В этот период студент глубоко изучает отчетно-статистические, бухгалтерские и планово-экономические материалы, проводит на этой основе самостоятельный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и выявляет дополнительные резервы для повышения экономической эффективности его деятельности. Собранные во время практики материалы студенты используют для подготовки научных работ. Помимо общих задач, предусмотренных программой практики, каждый студент согласно своей специальности и выбранной темы исследования получает от преподавателя-научного руководителя индивидуальное задачи исследовательского характера. Такое задание утверждает заведующий кафедрой, оно фиксируется в дневнике и согласовывается с предприятием, на котором проводится практика. Выполнено индивидуальное задание отображается в специальном разделе отчета о прохождении практики и может использоваться в других видах научно-исследовательской студенческой работы (на семинаре, при подготовке курсовой и дипломной работы, в исполнении госпдоговірноїта бюджетной тем кафедры и т.д.).

Научное руководство студентами на практике осуществляют совместно преподаватели вуза и специалисты базового предприятия. По результатам учебно-научной работы, выполненной на практике, студенты готовят отчет, который защищают на кафедре.

Научная работа студентов, выполняемая в внеучебное время, также имеет разнообразие форм и видов (рис.4.1)

Наряду со студенческими научными кружками, основной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой во внеучебное время, является участие студентов в научных исследованиях, проводимых кафедрами и научными подразделениями вуза по хоздоговорной и бюджетной тематике. К таким исследованиям привлекаются студенты последних курсов, которые проявили способности к ведению исследований и активно принимают участие в научно-исследовательской работе. Таким студентам, как правило, поручают разработку определенного научно-технического задания, которое входит в выполняемой темы. Конечно к группе, которая принимает участие в разработке научной темы, включаются несколько студентов зачастую различных курсов, что позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Студенты старших курсов оформляются на должности лаборантов с оплатой. При этом студентам открывают трудовые книжки и делают в них соответствующие записи. Работу студентов направляют преподаватели, научные сотрудники, аспиранты, работающие в группе. В высшей школе все более прочно утверждается порядок, при котором количество студентов на каждую тему и фонд зарплаты для оплаты их труда планируются ранее при утверждении плана разработки темы. Студенты, которые успешно выполнили задачи по своему раздела, включаются в число авторов отчета в качестве исполнителей.

В ряде экономических вузов получили развитие такие формы связи научно-исследовательской работы студентов с производством как хозрасчетные студенческие технико-экономические бюро (СТЕБ) и лаборатории (СТЕЛ), студенческие бюро экономического анализа (СБЕА) и другие. Они являются формами коллективной научно-исследовательской студенческой работы и организуются в вузах на правах их структурных подразделений. Экономические бюро заключают хозяйственные сделки с производственными предприятиями, их члены в групповом или индивидуальном порядке принимают участие в разработке хоздоговорной тематики, которые осуществляют кафедры и научные подразделения учебных заведений.

Студенческое бюро как организационная форма гармонично включает в себя такие необходимые для становления специалиста факторы, как обучение в непосредственном контакте с высококвалифицированными специалистами в процессе выполнения научно-исследовательской работы; воспитания, получения и формирования профессиональных творческих качеств и навыков в атмосфере коллективного творчества и персональной ответственности; возможность получить научный результат и определить точку отсчета научных интересов будущего специалиста; интенсификация учебного, научного и воспитательного процессов через их интеграцию; широкие возможности для развития творческой активности, инициативы и самостоятельной работы; использование полученных результатов в курсовых и дипломных работах; углубление знаний по специальности путем самообразования.

Штат сотрудников СТЕБ составляют, главным образом, студенты, которые выполняют работу под руководством профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава вуза. Наряду с проведением научно-технической работы студенты выполняют в СТЕБ различные организационные, управленческие функции, что позволяет им получить соответствующих навыков.

Для развития научного творчества на кафедрах, в научных школах, важное значение имеют группировки вокруг ведущих ученых студентов, интересующихся научной тематикой, разработанной учеными и изъявляют желание работать вместе с ними. Такие студенческие объединения, в основу которых положена общность научных интересов, наиболее целесообразны.

Прогрессивной формой организации научно-исследовательской работы студентов является научные проблемные группы, в которых студенты привлекаются к разработке проблемы, над которой работает научный руководитель группы. При кафедре может быть создано несколько научных проблемных групп. Научное руководство студентами осуществляют ведущие ученые кафедры. Они непосредственно направляют каждого студента-члена проблемной группы; помогают подобрать тему с учетом его способностей и возможностей; определить объект исследования; рекомендуют соответствующую литературу; консультируют студента в течение работы над научной темой; оценивают научное значение студенческих работ; дают характеристику научным способностям каждого члена проблемной группы. Чтобы повысить научный уровень студенческих исследований, руководители проблемных групп организуют сбор, изучение и обобщение студентами первичного материала. Научный руководитель проблемной группы может знакомить студентов с теми фактическими материалами, над которыми работает по своей научной теме, давать студентам задание по проведению соответствующей обработки собранных материалов, которые будут использованы в научной работе ученого-руководителя и студента-исследователя.

На заседаниях проблемной группы изучаются методы и приемы исследования сложных экономических явлений и процессов, обсуждаются результаты научного поиска, лучшие исследования рекомендуются к печати и на конкурсы.

Интересной формой научной подготовки студентов является студенческие школы молодого лектора. Эти школы комплектуются из студентов старших курсов и аспирантов вуза. Руководят ими соответствующие кафедры, а преподаватели этих кафедр осуществляют научное руководство при подготовке рефератов, текстов лекций, проводят консультации. Школы ведут работу в тесном контакте с обществом "Знание", лучшие лекторы принимаются в действительные члены этого общества. Важную роль в активизации научно-технического творчества студентов играют организационно-массовые мероприятия, проводимые в стране: олимпиады, конкурсы и смотры-конкурсы на лучшую организацию научной работы студентов на лучшую дипломную работу, республиканские научные студенческие конференции и семинары, выставки работ студенческого научного творчества, стенды научно-исследовательской работы студентов и другие. Руководство вузов имеет право рекомендовать студентов для участия в этих мероприятиях.

Итоговым результатам студенческой научно-исследовательской работы является конкурсы на лучшую студенческую научную работу. Основной задачей конкурса является выявление лучших научно-исследовательских работ в области теоретических исследований, реальных разработок и применения их результатов в различных отраслях экономики. Конкурсы проводятся для:

повышение уровня подготовки молодых специалистов;

усиление научно-технического уровня работ;

рост внимания к научно-технического творчества и заинтересованности в своей будущей специальности в студенческой молодежи;

дальнейшего укрепления взаимосвязи учебного процесса и передового научного поиска.

Большинство работ, представляемых на конкурсы, являются актуальными для народного хозяйства, выполнены на должном научном уровне и посвящены разработке важных вопросов науки и производства.

Одним из наиболее массовых мероприятий в рамках научно-исследовательской работы студентов в вузах является научные студенческие конференции, которые в некоторых высших учебных заведениях страны проходят как Дни науки. Как показывает опыт ряда вузов страны, интересными, научно значимыми оказываются те конференции, где принимают участие, выступают с докладами и сообщениями не только студенты, но и аспиранты, молодые ученые, преподаватели. Совместная работа, научное сотрудничество способствуют усилению

чувство ответственности в научном поиске, пониманию места и значения результатов собственных исследований в общем контексте существующей проблемы, определяют для студентов критерии оценки научной работы, задачи на будущее. Наиболее ценные студенческие работы публикуются в сборниках студенческих научных докладов.

Важным условием, что определяет формирование познавательной активности студентов, является использование новых форм работы конференции- "круглых столов", "диалогов", знакомства с открытыми выставками и обсуждения новых изданий учебной и научно-методической литературы. Такие формы дают студенту возможность не только доложить о результатах собственной научной работы, но и принять участие в обсуждении волнующей его проблемы на качественно более глубоком уровне, обменяться мнениями по вопросам, которые его интересуют, с ведущими специалистами в этой сфере.

Разработан ряд специальных форм поощрения студентов за успехи в научно-исследовательской работе. Так, научно-исследовательская работа, успешно выполнена студентом и оформлена в соответствии с установленными требованиями, может быть зачтена в качестве курсовой работы по специальной дисциплине.

Кафедра способствует зачислению студентов, принимающих участие в выполнении научно-исследовательской работы, на работу лаборантов при условии их хорошей успеваемости. В период преддипломной практики студенты могут зачисляться на соответствующие должности на полный рабочий день.

За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе, кафедра выдвигает студента к награждению грамотами вуза; премирование денежными премиями, бесплатными путевками на отдых, экскурсии на предприятия, выставки, конференции.

Студенты-лауреаты республиканских, городских, вузовских конкурсов, выставок, конференций и олимпиад могут по выдвижению кафедры на основе действующих положений награждаться отличиями Национальной академии наук Украины, Министерства образования и науки Украины, грамотами, дипломами, денежными премиями и другими наградами Укоопсоюза, профсоюзных организаций, научно-технических обществ и других заинтересованных организаций.

Студентам, которые объединяют активную научно-исследовательскую работу с хорошей успеваемостью, могут быть установлены кафедрой индивидуальные графики выполнения учебного плана, а студентам-отличникам - именные стипендии.

Участие студентов в научно-исследовательской работе в течение всего периода обучения дает возможность ведущей кафедре обосновать вывод о возможности зачесть студентов в резерв для набора в аспирантуру,

а также для рекомендации на работу, связанную с экономическими исследованиями. При этом в качестве рефератов при поступлении в аспирантуру принимаются работы, отмечены на конкурсах и конференциях, научные публикации студента. Таким образом, все виды и формы научно-исследовательской работы студентов направлены на активизацию творческого мышления студентов, использование научных методов в решении конкретных экономических ситуаций, что способствует повышению качества подготовки специалистов для экономики.



Назад