Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

7.1. Понятие и классификация информационного обеспечения научных исследований. Роль и функции информации


Основой любого научного исследования является информация - совокупность сведений (сообщений, данных), которая определяет меру наших знаний о те или иные явления, события и их взаимосвязи. Данное определение используется в широком смысле слова. В узком понимании информация - это сведения, которые являются объектом обработки, передачи и хранения. Информация является основным понятием кибернетики - науки об общих закономерностях в процессе управления и передачи информации.

Качество и эффективность информации в научном исследовании определяется такими критериями: целеустремленность, ценность, своевременность, достоверность, достаточность (полнота и комплексность), швидкодійність, дискретность, непрерывность, периодичность поступления, детерминированный характер, доступность (понятность), способ и форма представления.

Прежде всего, исследователь должен установить целевое назначение информации, поскольку одна и та же информация может использоваться для различных целей: создание новых концепций, установки и решения проблем поиска и т.д. Ценность информации определяется экономическим эффектом, который дает ее использование. Практическим задачам, стоящим перед исследователем, является определение того, какая информация ему необходима. Вместе с тем, нужно исключить избыточную информацию, которая не имеет прямого отношения к объекту исследования.

Все элементы исследовательской деятельности тесно связаны с хранением, переработкой и хранением информации (рис.7.1).

Информацию классифицируют по различным признакам:

 9

Рис. 7.1 Связи исследовательской информационной деятельности

По степени научной новизны различают:

а) новую информацию, что отражает новизну предлагаемого решения теоретического или практического задания;

б) релевантную, которая ранее находилась в аналогах (например, в методических указаниях).

По назначению выделяют:

а) повідомлювальну информацию, которая получена в процессе исследования;

б) управленческую информацию, которая необходима для принятия управленческих решений.

По продолжительности периода, в течение которого информация сохраняет свою актуальность и используется для принятия решений, информацию классифицируют на:

а) теоретическую (научную) информацию - это результаты фундаментальных или прикладных научных исследований в различных областях, которые широко используются в производстве и управлении;

б) стратегическую - информация, которая сохраняет актуальность в течение длительных периодов (10-15 лет): долгосрочные планы и прогнозы, данные о медленно изменяющиеся объекты, проектно-конструкторская документация;

в) тактическую (конъюнктурную) - информация с периодом актуальности

2-3 года и менее;

г) оперативную - информация, актуальная в пределах одного цикла оперативного управления.

В зависимости от объекта, который отображает информацию, она бывает:

а) природньонаукова - характеризует связи между природными объектами;

б) технико-технологическая - отражает взаимосвязи между предметами природы, которые касаются технологии и технических средств;

в) экономическая - раскрывает отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления;

г) социально-политическая - информация о социальные, политические, идеологические отношения между людьми.

В зависимости от того, что в объекте отображается, информация бывает следующих видов:

а) законодательные акты, документы правительства, положения, инструкции различных органов управления;

б) данные демографических и социологических исследований;

в) материалы экономических теорий;

г) данные об уровне развития техники, технологии и тенденции их развития;

д) информация о хозяйственные связи; е) информация о процессах производства; ж) информация о факторы производства; ж) информация о макроэкономические процессы.

В современных условиях, с усилением требований к обоснованности научных исследований, возрастает и роль информации. Роль информации важна на всех этапах исследования: при выборе и конкретизации темы, изучении истории вопроса, создании гипотезы и т.д. Но наибольшую роль играет информация в формировании содержания будущей работы. В зависимости от состава и качества собранной информации может варьироваться не только план работы, но и направление самого исследования. В связи с этим не будь-какая информация может быть полезна для данного исследования. Именно поэтому отбор наиболее значимой для данного исследования информации, умение определить ее место в нем - необходимые условия правильного выбора содержания информации.

Основная роль информации в исследованиях заключается в том, чтобы исключить субъективные выводы, дать возможность получить оптимальное решение проблемы. Уровень научных исследований зависит от достоверности, степени использования информации и способности исследователя переработать полученную информацию. Подробнее исследования этих связей требует решения вопрос о том, какие функции должна выполнять

информация. Такими функциями есть информативная, стимулирующая и орієнтуюча.

Суть информативной функции заключается в том, чтобы дать знания, сведения о тот или иной объект и предмет исследования. Реализация стимулирующей функции позволяет привести исследователей к новой постановке вопроса, нового его решения, с тем, чтобы совершенствовать практику. Орієнтуюча функция отображается в положениях, нормах, целевых установках, которые исследователи воспринимают как обязательную общественную регламентацию, чтобы в кратчайший срок достичь необходимых научных результатов. Все функции информации взаимосвязаны и в сочетании способствуют развитию творчества в исследовательской деятельности.



Назад