Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

7.3. Выбор объекта обследования и определения системы показателей, подлежащих сбору в процессе наблюдения


Организация сбора практической информации в организациях и предприятиях предусматривает:

1) правильный выбор объекта обследования;

2) обоснованное определение системы показателей, подлежащих сбору в процессе наблюдения;

3) разработку методик получения определенных показателей;

4) правильное документальное оформление данных обследования. Объект обследования - это предмет или явление действительности, которое подвергается

исследованию с целью познания его сущности, закономерностей развития и дальнейшего использования результатов познания в практике. Объектами обследования могут быть продукты труда, процессы, явления, события в природе или обществе, отдельные стороны процессов познания, макеты и модели, которые отражают существенные стороны изучаемых предметов и явлений, или совокупность единиц, которые изучаются. Единица совокупности - это составной элемент объекта наблюдения, который является носителем исследуемых признаков.

Процесс отбора объекта обследования связан со значительными трудозатратами и является достаточно сложным. От правильно выбранного объекта обследования зависит целенаправленность и результативность научного обследования. Поэтому эффективная научно-исследовательская работа предусматривает определенные особенности объекта обследования, которые должны заключаться в следующем:

1. Наличие неопознанных свойств объекта на момент возникновения проблемной ситуации.

2. Динамичность объекта обследования: научное исследование не может привести к окончательному проявления и изучение свойств объектов, что связано с относительным характером всех знаний и их непрерывной изменчивостью. Поэтому важно в начале научной работы четко определить условия отбора свойств объекта.

3. Делимость объекта обследования: будь-яка научно-исследовательская работа может быть разделена на отдельные, более мелкие части, вопросы которых выполняются по отдельных стадиях и этапах.

4. Наследственность объекта обследования. В процессе исследования возникают новые проблемы, поэтому результаты любой научной работы следует оценивать по составу сформулированных новых проблем и требований к исходных условий их решения.

Основной объем информации во время написания курсовых, дипломных, магистерских научных работ студенты собирают, как правило, в организациях и предприятиях. Именно в этом случае исходная информация наиболее подчинена цели и задачам их исследований. За широтой и глубиной информации это источник значительно превышает другие. В качестве объекта исследования выбирают предприятие (организацию), которое работает в нормальных условиях, то есть не выступает и отстающим, и самым передовым. Отдельные научные студенческие работы выполняются на основании определения совокупности предприятий (организаций). Отбор этих предприятий (организаций) происходит выборочным путем.

Основная идея выборочного метода заключается в том, что отбирается часть целого, которое называется выборочной совокупности. Вся совокупность, которая изучается и с которой происходит выбор некоторого числа единиц (выборки), называется генеральной совокупности.

Решая вопрос о применении выборочного метода, исследователь должен соблюдать требования обеспечения достаточного количества и качества представительности (репрезентативности) объектов обследования. Под репрезентативностью понимают соответствие характеристик выборочной совокупности характеристик генеральной совокупности. Количественные погрешности репрезентативности возникают вследствие нелогичного характера обследований, то есть отбор единиц не полностью воспроизводит генеральную совокупность. Выборка может осуществляться способом повторного или безповторного отбора.

Проводить расчеты дисперсии по всей генеральной совокупности достаточно сложно. Поэтому расчеты дисперсии при наличии данных о среднее арифметическое значение признака, что изучается, можно проводить по данным не всей совокупности единиц обследование, а лишь ее части.

Коэффициент доверия (д) зависит от вероятности, по которой можно утверждать, что предельная погрешность (Дх) будет гарантирована в заданных пределах. Чем больше значение коэффициента доверия, тем выше вероятность того, что предельная погрешность будет гарантирована в большей численности единиц обследования. Предельная погрешность выбирается произвольно, то есть в зависимости от характера и степени необходимой точности информации. Например, при формировании выборки для сбора информации о продаже товаров можно получить предельную погрешность до 10%, а коэффициент доверия равный 2.

Основными способами отбора единиц с генеральной совокупности являются следующие.

Случайная выборка - простейший вид выборки, который составляет основу более сложных методов обследования. Для получения случайной выборки материал, который изучается, сначала разделяют на единицы отбора, потом из всей совокупности этих единиц в случайном порядке отбирают необходимое число единиц. При случайном отборе каждая единица имеет одинаковый шанс попасть в выборку.

Механическая выборка основана на механическом отборе. При этом единицы совокупности (группы, магазины, предприятия, организации) предварительно размещают в списке в определенном порядке, например, по мере уменьшения или рост некоего показателя, а потом механически отбирают единицы через определенный интервал. Таким образом, совокупность будто разбивается на части, которые состоят из одинакового количества единиц и от каждой части отбирается единица. Величина интервала находится путем деления числа единиц генеральной совокупности на число единиц, которое следует отобрать.

Типичная выборка базируется на отборе единиц для выборочного обследования не со всей генеральной совокупности в целом, а с ее типичных групп,

образованных за неким признаком, что существенно отличает одну группу от другой. В пределах каждой типичной группы вследствие случайного или механического отбора выделяется определенное количество единиц.

Серийная или гнездовая выборка представляет собой такой способ отбора, при котором выборочная совокупность образуется путем выделения сразу целых серий, а не отдельных единиц. В отобранных сериях обследуются все без исключения единицы совокупности. Непосредственный выбор серий происходит посредством случайного или механического отбора.

Кроме количественной показухи (репрезентативности) объекта обследования следует обеспечить качественную показуха. Полученная на основе выборки информация должна быть использована для характеристики всей генеральной совокупности, разработки рекомендаций, направленных на достижение лучших результатов деятельности, прогнозирования отдельных показателей. В то же время, полученная информация должна охватывать все стороны деятельности объекта обследования и исчерпывающе их характеризовать.

При организации сбора практической информации важную роль играет обоснованное определение системы показателей, подлежащих сбора. Любой показатель дает количественную характеристику той или иной деятельности, объекта, процесса и является результатом измерения или расчета. Взаимосвязанные показатели, всесторонне характеризуют объект (процесс, деятельность) в соответствии с целью исследования, образуют систему показателей.

Показатель состоит из основы, которой всегда есть числовое выражение. К основанию дается основной признак, которая указывает, к чему или к кому относится основа (например, 130 тонн, 15 тысяч км, 20 литров и т.п.). Кроме основной признаки, могут быть и уточняющие признаки: сопутствующие и конкретизуючі (например, 130 тонн угля, 15 тысяч км пробега автомобиля, 20 литров бензина).

Признаки которые раскрывают и характеризуют основные показатели, является обязательными, поскольку без них невозможно дать исчерпывающую характеристику числовом выражении или основе. Необязательные (скрытые) признаки не регистрируют в повседневной работе и они могут не находить отражения в документах (например, влажность сахара или муки, калорийность угля).

По выражению числовой признаки показатели разделяют на абсолютные и относительные. Абсолютные величины в статистике характеризуют размеры, объемы или уровне общественных явлений и процессов в единицах меры веса, объема, длины, площади, стоимости. В торговой деятельности абсолютные величины используют для количественной оценки объема поступления и продажи товаров, состояния товарных запасов, уровня цен и др. Все единицы измерения абсолютных величин бывают натуральными и стоимостными. Натуральные единицы измерения в свою очередь бывают:

а) простые, которые соответствуют физическим свойствам измеримых величин (килограммы, литры, метра);

б) составляющие (киловатт-часа, тонно-километры);

в) условные, что используют для обобщения данных о выпуске однотипової продукции в различных единицах емкости (например, консервы учитывают в условных банках массой нетто 400г) или обобщения данных по различным типам явлений с одинаковым потребительскому назначению (например, при сгорании 1 кг угля выделяется 7000 ккал энергии).

Наиболее универсальными есть стоимостные единицы измерения (гривны, тысячи гривен), с помощью которых можно выразить все и обобщить в деньгах. Все абсолютные величины делятся на индивидуальные и обобщающие, их можно получить в процессе статистического наблюдения или в процессе статистической сводки. Индивидуальные абсолютные величины получаются в статистическом наблюдении при количественной оценке признаков изучаемых в отдельных единиц совокупности. Обобщающие абсолютные величины выражаются в процессе статистической сводки и группировки индивидуальных абсолютных величин.

Относительными величинами в статистике есть результаты деления двух выходных величин, характеризующих то или иное явление или процесс. При расчете относительных величин можно сравнивать как однотипные, так и різнотипові величины, которые взаимосвязаны между собой.

За устойчивостью показатели делятся на постоянные и переменные (разовые). По назначению они бывают рабочие и вспомогательные, которые являются основой для расчета рабочих.

По стадиям образования показатели делятся на первичные, промежуточные, сводные и результативные.

Сбор показателей в организациях и предприятиях проводится в несколько этапов.

На первом этапе по каждому из вопросов, который изучается, определяется круг необходимых показателей и состоит их перечень. При этом различают показатели исходной информации (индивидуальные) и аналитические (обобщающие). Перечень показателей определяется программой исследования.

На втором этапе все исходные показатели по каждому вопросу темы группируются в сводный перечень. При этом учитывается повторяемость, взаимосвязь и возможность получения аналитических (обобщающих) показателей.

На третьем этапе по каждому показателю определяются источники информации, которые в зависимости от метода их получения, классифицируются на следующие: статистическая отчетность и бухгалтерский учет, натурные обследования предприятий, специальные (личные) обследование, материалы обследований других авторов.

Методика сбора показателей в каждом из перечисленных источников информации имеет определенные особенности. Наименее трудоемким является сбор показателей, которые находятся в материалах статистической отчетности и бухгалтерского учета. Сбор этих показателей связано с определением названия или номера формы отчетности, книги учета и номера соответствующего строки, периода, за который происходит сбор показателей, единиц измерения.

Сбор показателей путем натурного обследования предприятий связано с определением типа здания, режима работы, количества этажей, расчетных узлов, и т.д. При этом период осуществления натурного обследования должен быть аналогичным периода сбора показателей статистической отчетности и бухгалтерского учета, а также следует обеспечить идентичность единиц измерения.

Достаточно трудоемким является процесс сбора показателей путем проведения специальных (личных) обследований, с помощью которых можно получить нигде не фиксированную информацию. Например, это - определение предпочтений покупателей в отношении определенных товаров, затраты их времени на совершение покупок, количество обслуженных покупателей в отдельные часы работы магазина и т.д. При этом методика получения таких показателей включает: нахождение путей сбора показателей (анкетные опросы, хронометражные замеры, фотография рабочего дня, кино - или фотосъемка); классификацию процессов, изучаемых; определение количества наблюдений.

Особое место в специальных обследованиях занимают анкетные или устные опросы покупателей или экспертов (представителей организаций и предприятий). С их помощью можно сравнительно быстро накопить необходимую информацию и получить такие сведения, которые другим путем собрать нельзя. Чаще всего - это выявление степени обеспеченности населения отдельными видами товаров, выявление факторов, формирующих спрос. Подготовить и успешно провести анкетный опрос можно при точном научном подходе к определению задача, которая будет решаться с его помощью.

Сбор показателей с помощью материалов обследований других авторов на первый взгляд кажется достаточно простым. Однако, оно требует тщательного просмотра и обработки литературных источников, что тоже связано со значительными затратами времени исследователя.



Назад