Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 25. Обряды, связанные со строительством дома и новосельем


В системе семейной обрядности, в том виде, в котором она дошла до нашего времени, четко прослеживаются ритуалы и обряды, связанные со строительством нового дома и новосельем семьи. Эти ритуалы очень давние и достигают периода не позднее трипольской суток с характерными для нее оседлым образом жизни и особым видом жилых помещений. К ним относились очень серьезно, так как первобытный человек, что рассматривала переселения как переход в мир чужих духов, считала, что именно от успешного выполнения всех предписаний зависит ее дальнейшая жизнь в новой среде.

Начальным этапом был выбор места для дома, что, как правило, осуществлялась с помощью гадания, жребия (иногда для проверки пригодности выбранного места, на нем оставляли на ночь хлеб или другие сакральные вещи). Существовали и табу на отдельные территории. Так, запрещалось строить дом на месте, где танцевался ритуальный танец - жертвенный ли инициальный. В далеком прошлом при закладке фундамента в него замуровывали жертвы духам. По свидетельству ряда ученых-этнографов (в частности Э.Б. Тайлора), это нередко были маленькие дети или молодые люди, которых заживо вмуровывали в основу под порогом ли стеной: «Славянские князья, закладывая здание, по старым языческим обычаем, высылали людей, чтобы схватить первого мальчика, который встретится и закладывали его в стену сооружения»180. Впоследствии их заменили животные и птицы. После этого они считались зависимыми мертвецами, охранниками дома, их души - домовыми.

При строительстве в стены могли закладывать разнообразные ритуальные вещи - с добрыми, и с плохими намерениями. Каждый этап строительства (закладки фундамента, завершения уровня окон, завершение стен, покрытие крыши) сопровождался так называемым ритуалом «цветка» - сооружение украшалась зеленью, цветами, и на месте строительства происходило обрядовое застолья. По недостроенных домов или брошенных во время строительства существовало большое количество поверий и табу, значительная часть которых сохранилась до наших дней. Много предписаний касались подбора материала для сооружения жилья (выбора дерева, глины, камней и т.д.).

Обряд новоселье тоже был связан с магически-культовой системе: первыми в новое жилище переселялись сакральные животные - как правило, петух или кот; а также переносились сакральные вещи: жар из печи предыдущего жилья с обгорелыми бревнами (за древними языческими представлениями так «переселялись» домовые духи вместе с хозяином). Затем переносились вещи обихода, но в первую очередь те, которые касались печи, колодцы. Местами для строительства нового жилья использовались отдельные части или элементы, взятые из старого. По завершении труда, дом изнутри и извне кропився заказанной водой, его интерьер дополняли оберегами-травами, набросками или изображениями - солярного креста над порогом от грома и молнии, семейного дерева на дверях; подковой, через которую якобы осуществлялся магический связь с конем-тотемом.

Украинских записей, связанных с этой частью семейной обрядности, очень мало. В быте эти традиции почти полностью утрачены. Но важное место отдельных частей жилья в ритуальном календарной и семейно-обрядовой системе (порог, окно, сволок дома и т.д.) свидетельствует о том, что в далеком прошлом каждая такая деталь играла важную роль не только в бытовом плане, но и магическом.

Не сохранилось и записей текстов народной словесности, которыми сопровождался процесс строительства нового дома и праздник новоселья. Однако свидетельством того, что в прошлом построение жилья и переселения в него составляло значительно более сложную систему и занимало важное место в жизни людей, является значительный связь указанных выше обрядов с другими ритуалами и жанрам устного народного творчества.

Описания чрезвычайного строительства домов (дворцов, возведение мостов, кораблей и т.д.) находим в сказках; существует много образцов неказкової прозы на эту тематику (особенно о брошенных мельницы, недостроенные дома, «неуверенные» места, конюшни с домовыми и т.д.); а также текстов малых жанров (загадок, поговорок, пословиц). Важное место обряд построения нового дома или сооружения кладовой занимал в свадебной обрядности, что отразилось не только в свадебных песнях, но и в календарной лирике. Поэтому не стоит пренебрегать существованием зафиксированных элементов ритуалов, связанных со строительством и новосельем, поскольку они добавляют полноты к пониманию отдельных текстов многих жанров, составляют единое целое с другими частями народной обрядности.

На обряды закладка и строительство нового дома и новоселье христианство мало значительно меньшее влияние, чем на другие. Скорее наоборот - церковь, идя на компромисс с язычеством на славянских территориях, как и во многих других случаях семейной обрядности, переняла у этих ритуалах дохристианские языческие элементы.

Итак, семейная обрядность является целостной системой драматично-словесного характера, что вобрала в себя черты магии, языческих культов, древнеславянской мифологии и более поздних наслоений исторических эпох. Как большая часть украинской и общеславянского устного народного творчества эти традиции является реальным отражением мировоззрения, уровня сознания, быта и общественного уклада в разные временные периоды, что отразилось и на обрядовой их стороне, и на словесно-поэтической.



Назад