Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

ПРЕДИСЛОВИЕ


На сегодня вопросом взаимоотношений между людьми есть вопросы коммуникаций между ними. Психология общения исследует особенности взаимосвязей человека с различными субъектами социальной среды, помогает им глубже познать мир и себя, свое окружение, эффективно взаимодействовать с ним. Процесса коммуникации стоит уделять внимание всем людям, а особенно тем, которые относят себя к профессиям типа "человек - человек": психолога, врача, педагога, медицинской сестры, руководителя, актера и др. актуальным

С первого по шестой раздел освещаются научно-методологические проблемы психологии общения. Рассматриваются основные характеристики общения, анализируется общения как социальная потребность человека, классифицируются основные функции общения, характеризуется конфликтное общение и др.

В седьмом разделе "Общение и манеры поведения врача" рассматриваются вопросы коммуникативной компетенции врача, умение устанавливать контакт с пациентом, вести беседу, собирать результаты анамнеза.

Освещаются проблемы здоровья и нездоровья человека, которые все больше определяются социально-психологическими факторами, а это означает, что лечение многих болезней невозможно без учета социальных по своей природе отношений человека с окружающим мікросередовищем. Это требует от врача умение строить доверительные отношения с пациентом (терапевтическое взаимодействие). Каждый пациент стремится встретить в лице врача внимательного слушателя, старательного наблюдателя, эффективного клинициста, а также человека, который владеет коммуникативными умениями.

Профессиональная подготовка врача имеет свои особенности.

1. Врач общей практики работает со всеми возрастными категориями пациентов, что требует от него дополнительных знаний по психологии общения;

2. Врач общей практики, обслуживая всех членов семьи, невольно бывает проинформирован о внутренне-семейные проблемы и должен быть готовым дать квалифицированный совет по разрешению конфликтных ситуаций, социальных проблем.

В последние годы получила широкое признание мысль о введение в программы обучения врачей всех уровней социально-психологическую подготовку, поскольку социально-психологическая компетентность врача лежит в основе установления терапевтического альянса с пациентом, коррелирует с психологическим эффектом лечения и, таким образом, позволяет:

  • во-первых, лучше различать и правильнее использовать в тактике врача вербальные и невербальные знаки пациентов;
  • во-вторых, эффективно диагностировать, поскольку эффективная диагностика зависит не только от установления соматических симптомов болезни, но и от умения врача выявить причины, которые могут иметь психологическую или социальную природу, что, в свою очередь, требует другого лечения;
  • в-третьих, добиваться согласия пациента с ходом лечения, потому что нежелание поддаваться лечению - самая серьезная проблема в медицине;
  • по-четвертых, предоставлять пациентам адекватную медицинскую информацию, которая помогала бы им вести здоровый образ жизни, повышая таким образом роль врача в укреплении здоровья и профилактике болезней;
  • по-пятое, влиять на различные формы отображения болезни (эмоциональную, интеллектуальную, мотивационную) и активизировать компенсаторные механизмы, повышая психосоматическое потенциал личности пациента, помочь ему восстановить связь с миром, нарушить стереотипы, вызванные болезнью, и создать образцы здорового реагирования;
  • по-шестое, эффективнее действовать врачу в наиболее "чувствительных" аспектах взаимоотношений врач-пациент, которые часто встречаются на практике (например, необходимость сообщить пациенту, что он неизлечимо болен; сказать родственникам пациента, что тот вскоре должен умереть, и т.д.).

Беседа с пациентом не должна ограничиваться лишь сбором жалоб и данных анамнеза о развитии заболевания - она обязательно должна обеспечить исследование проблемы пациента. Он далеко не всегда обращается к врачу в случае появления симптомов заболевания или недомогание. Врач общей практики должен разобраться, что является основным мотивом визита к нему пациента, а в основе этого лежит умение общаться, то есть обладать не только теоретическими аспектами общения, но и прикладными, которые необходимы в непосредственной практике деятельности врача.

В восьмом разделе "Мастерство педагогического общения" поднимаются актуальные вопросы коммуникативного процесса на уровне "преподаватель-студент".

Преподаватель является субъектом, который организует и управляет учебным процессом. Личные характеристики педагога, стиль его поведения, общения, умение строить взаимоотношения со студентами и коллегами, умение избегать конфликтов в общении, сопереживать, емпатувати, прогнозировать поведение студентов, "читать как книгу", умение убеждать, эмоционально заражать и др.

Серьезным шагом к системному восстановления вузовского образования должно стать усиление внимания к личностному росту преподавателей вуза, чтобы все ключевые педагогические позиции в вузе заняли педагоги-гуманисты, естественно, содержательные, яркие личности, что самореалізуються и саморазвивающейся, способны предъявить студентам свое глубокое уважение к ним, к культуре, захватом своим профессиональным делом, а также быть интересными учеными, которые проводят актуальные исследования, способны быть примером для своих воспитанников, которые сориентированы на глубинное гуманистическое общения, проявление эмпатии по отношению к них. Именно поэтому не только для науки, но в первую очередь для осуществления качественного образования в первую очередь стоит ориентироваться на личностную направленность, личную зрелость педагога как важную профессиональную подготовку к преподаванию в высшей школе, наличие у него соответствующих коммуникативных умений и навыков.



Назад