Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

1.1. Теоретические аспекты процесса общения


Ознакомление с таким психологическим феноменом, как общение, начнем с древней притчи. Посреди пути лежал пес, мимо него проходило множество людей, и каждый из них, проходя вел себя по-разному. Одни осторожно обходили стороной, чтобы не наступить на него, другие больно толкали, чтобы не мешал, еще одни охотно бросали камнями или громко на него кричали. А неподалеку сидел старый нищий. Смотрел он на все это и спросил у пса: "Почему ты здесь лежишь?", на что тот ответил: "Я ищу себе доброго хозяина".

Если эту притчу перевести на язык современности, то можно сказать, что наше с вами жизни - тот самый путь, посреди которого мы и являемся. На нем мы встречаемся с разными людьми, все они по-разному к нам относятся, они не всегда сдержанные, часто у нас с ними возникают ссоры или просто проявляется недовольство. Такое поведение людей имеет определенное основание, которое можно объяснить с психологической точки зрения, чем, собственно, и занимается предмет психологии общения. Изучив его, можно понять других, их чувства, эмоции, желания, можно научиться, как вести себя, когда ссора не только возникла, но и переросла в конфликт, как владеть собой, своим голосом, как уметь читать невербальную поведение и др.

Общество представляет собой багатоякісну и многоуровневую систему отношений человека к миру. Оно включает не только отношение человека к предметному миру, но и к другим людям, с которыми она вступает в прямые и опосредованные контакты, то есть общение.

Психология общения- это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, которые рассматриваются под углом зрения взаимоотношений личности и общества. Говоря о психологическую специфику, стоит иметь в виду, что процессы общения могут быть рассмотрены не только под психологическим, но и под другим углом зрения - социологическим, лингвистическим и др.

Общение по своему происхождению и содержанию - продукт отечественной науки. В англоязычной психологической литературе распространено понятие "коммуникация". Семантически "общение" и "коммуникация" почти совпадают, поскольку означают "общность", "соединение", "сообщение".

Дадим научное определение понятия коммуникации, которое зафиксировано в Лингвистическом энциклопедическом словаре:

"Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности".

В то же время общения является необходимым условием любой деятельности человека, но при этом имея общественную природу, а мы говорим о деятельности только тогда, когда эта деятельность социальная по своей сути, а не по внешним формам ее существования. Поэтому можно утверждать, что любая человеческая деятельность невозможна вне общения. Итак, коммуникация является важным элементом деятельности человека.

За концепцией С.Л. Рубинштейна деятельность - это психологическое понятие, которое определяется активностью или процесуальністю, а именно - специфической предметно - и социально - детерминированной организацией, которую следует обозначать термином "деятельность". Он приписывает не самим психическим процессам, а их внешним проявлениям, формам и непосредственной действий на внешний мир - пусть это мир вещей или людей нет значения.

Анализируя труда Д.Н. Узнадзе, можно отметить, что для него понятие деятельности является обычная активность психики. Другой вопрос, что эта активность означает отношение субъекта к окружающей действительности.

A.B. Петровский рассматривает деятельность как внутренней (психической) и внешнюю (физическую) активность человека, которая регулируется сознательной целью.

А.А. Леонтьев разделяет позицию психологов школы Л.С. Вы-готского. Психологический анализ показывает, что внутренняя, идеальная деятельность имеет такое же строение, как и практическая деятельность. Важной психологической особенностью деятельности является то, что она включается в психическую активность отдельной личности и социально детерминированной. А.А. Леонтьев отмечает, что деятельность человека всегда социальная, независимо от того, осуществляется она непосредственно в коллективной форме или в форме индивидуальной творческой активности. В дальнейшем будем говорить о такой проявление деятельности, как речевая деятельность, в основе которой лежит процесс общения.

Речевая деятельность и вообще общение как деятельность, в частности, является таким же видом деятельности, как производительная и познавательная деятельность, она имеет в психологическом отношении такую же принципиальную организацию. Так же может рассматриваться как с точки зрения объективного результата и социальной организации. Речевая деятельность может трактоваться не только в плане психологии общения, но и как социальное взаимодействие.

Резюмируя вышесказанное, скажем, что речевая деятельность определяется как специализированное применение языка для общения (деятельность профессионального оратора, лектора, драматического актера, эстрадного певца и др.)

Известно, что общение (коммуникация) - это обмен сообщениями, информации, которая подается в виде устных или письменных текстов на языке, которым владеют собеседники. И осуществляется в речевых актах, различных по форме (диалог, полилог, монолог). Непременным участником общения, кроме говорящего, есть слушатель, реальный или воображаемый. Речь, таким образом, является конкретное говорение, устная или письменная, а также восприятия (слушание или чтение).

Что является мотивом и целью коммуникации? Принцип поводу обоснованности и целесообразности определяет и наши речевые поступки. Собеседники, как правило, вступают в речевой контакт, чтобы сообщить и узнать, обсудить и договориться, предложить, побудить к действию и др. Даже случайный разговор в ожидании поезда вызвана мотивом (тревогой ожидания) и имеет цель (успокоить себя или собеседника).

Целью коммуникации является достижение взаимопонимания или обеспечение взаимодействия. Выяснение позиции собеседника, достижения взаимопонимания, обеспечения взаимодействия является глубинной схеме стратегии общения.

Известно, что коммуникация касается всех сфер сознательной деятельности человека. На это есть причины. Человек - социальное существо, которое может нормально жить и действовать только в окружении других людей, вместе с которыми индивид входит в общественные структуры и выполняет общественные функции. Каждый из нас - личность, которая проявляется через социальные роли - в семье, на работе, в учебе, на отдыхе и др. Социализация индивида, то есть его включения в структуру общества, - это мотив, побуждающий детей усваивать родной язык, а взрослых - изучать иностранный язык. Итак, социализация достигается через коммуникацию. Вспомните историю Робинзона Крузо: очутившись вне социальным окружением, он сконструировал себе условного собеседника в виде дневника, с которым и обсуждал свои планы.

Таким образом, коммуникация опирается на чрезвычайно важные цели - взаимопонимание и взаимодействие и мощный мотив - потребность в социализации. Без коммуникации невозможно существование общества и, соответственно, жизни индивида. Если нет мотива и цели, мы предпочитаем молчанию, пытаемся обойтись без коммуникации, если можем обойтись без чужой помощи. Безусловно, речь имеет и другие функции, например, когнитивную (функцию познания: в словах накопленные наши знания о мире), эстетическую (нам может нравиться стихотворение даже безотносительно к его содержания) и др. Но эти функции языка вторичны, они являются производными от коммуникативной или сопровождают ее.

Итак, главная цель коммуникации - обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляется не только с помощью языка. С давних времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор. Например, аборигены Африки используют язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и др. "Язык цветов", распространенная на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых случаях не разрешается передавать словами (например, роза - символ любви, астра - сумму, незабудка - памяти и др.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.д . - все это средства передачи информации,

Большинство отечественных исследователей разграничивают понятия "общение" и "коммуникация", подчеркивая, что, в отличие от коммуникации, в общении отражена вся сложность реального мира человеческих отношений с его ценностями и субъективными смыслами. Кроме того, если в понятии "общения" упор делается на взаимном обмене информацией (диалогичность, взаимопонимания), то в понятии "коммуникация" подчеркивается передачи информации.

Общение - это универсальная потребность человеческого бытия, которая возникает и функционирует в различных формах человеческих отношений.

Одной из форм взаимодействия субъекта и объекта деятельности, звеном, которое связывает общественно-исторический опыт с коллективной деятельностью, выступает язык. Именно язык является первой и наиболее характерным признаком человека.

Язык как важнейшее средство человеческого общения выступает также средством познания, мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как существа социального, средством влияния общества на личность.

Речь также является основной формой национальной культуры и прежде всего - первоосновой литературы. Общаясь между собой, люди пользуются предложениями. Следовательно, предложение - основная единица общения. Язык существует в виде разнообразных актов речи, повторяющихся устно и зафиксированных с помощью писания. Количество речевых ситуаций бесконечна, потому что их содержанием является окружающий нас мир. Соответственно, бесконечная и количество наших сообщений. Как же в таком случае овладеть языком?

Известно, что, например, В. Шекспир, Л. Тол сто и обходились в своих произведениях словарем, который составлял 20-25 тысяч слов. Дипломированный переводчик иностранного языка знает 4-6 тысяч слов. В рамках повседневного общения мы пользуемся примерно 2 тысячами слов. Как же нам удается ограничить бесконечность мира?

Дело в том, что огромное количество коммуникативных задач сводится к комбинации из ограниченного количества коммуникативных интенций, как арифметическая задача любой сложности состоит из последовательных действий сложения, вычитания, умножения, деления. В наших речевых актах мы информируем, убеждаем, обращаемся с просьбой, соглашаемся, делимся мнениями и оценками. Но, несмотря на многообразие коммуникативных ситуаций, число "типовых" коммуникативных задач небольшое, а соответственно до этого - небольшое и число их стандартных решений. Мы говорим только о том, что интересует нас самих и наших собеседников. Чем чаще повторяется некоторая коммуникативная задача, тем лучше становятся средства ее речевой реализации.

Коммуникация как деятельность требует развития автоматизированных навыков, творческих речевых умений и "чувство языка". Безусловно, знания, особенно лексические, грамматические, фонетические, составляют основу, из которой развиваются навыки этой деятельности. Эти знания человек получает еще в школе. Но главный недостаток учебного процесса в школе заключается в том, что ученики, изучая язык, не обладают ею, то есть не умеют применять уже имеющиеся знания в конкретной речевой ситуации.

В наше время, когда гуманизация всех сфер жизни является ведущей тенденцией при решении любой проблемы, влиятельная сила языка должна активизироваться. Возникает большая потребность в использовании языковых средств во время общения друг с другом и с другими людьми, то есть возникает проблема владение коммуникативными навыками и разговорными навыками на достаточном уровне. Обладать такими умениями и навыками - это значит уметь правильно выбрать стиль речи, покорить форму речевого высказывания задачи общения, применить эффективные речевые средства.

Во время общения необходимо учесть такой момент: речевые навыки по своей природе являются механическими, стереотипными. Коммуникативные умения имеют творческий характер: условия общения никогда не повторяются полностью. Вспомните древнегреческого философа Гераклита: "Никто дважды не может войти в одну реку, через мгновение и он не тот, и другая река". Следовательно, каждый раз в соответствии с ситуацией общения человек подбирает необходимые языковые средства и разговорные навыки. Поэтому приемы и формы обучения коммуникативных умений должны отличаться от приемов обучения речевым навыкам.

Под понятием "коммуникативные навыки" понимаем, прежде всего, владение различными функциональными стилями, т.е. умение использовать языковые средства, оптимальные для конкретной речевой ситуации, соблюдение правильного литературного произношения, правописания, лексических, грамматических и орфоэпических норм. Без этих требований нельзя говорить о овладение коммуникативными умениями. Но содержание этого понятия включает в себя и умение точно и полно выразить мнению, логично ее обосновать, умело применить языковую казну опыта многих поколений, народную мудрость, мораль и культуру народа - пословицы и поговорки, которые дошли до нас из глубокой древности.

Рассмотрим выражение "речевая коммуникация". Почему в этом выражении используется слово "речевая", если до сих пор мы говорили, что язык - важнейшее средство общения? Ответ на это мы найдем после выяснения различий, которые существуют между понятиями "язык" и "речь". Напомним, что эти понятия различаются во многих языках (англ. Language / speech; нем. Sprache / rede; франц. Langage / parole).

Упрощенно можно сказать, что язык - это система знаков, единицы которой и отношения между ними создают иерархически упорядоченную структуру. Именно в этом значении слово выступает как знак. В этом смысле говорят о системе украинского, русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, которые существуют в любой языке) является звуки, морфемы (корни, суффиксы, префиксы), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица относится к определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядоченные: звуковой уровень-морфемный - лексический - морфологический - синтаксический-семантический (смысловой) уровень. В каждом языке существуют правила, нормы использования тех или других единиц.

Вещанием называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь - это конкретная деятельность, что выражается или в звуковой форме, или в письменной.

В слове "язык" преобладающим значением является "система, структура", а в слове "речи" - "деятельность". Поэтому, определяя слово "коммуникация", уместно применение термина "речевая".

Первым принципиально важным шагом в направлении создания психологии речевой деятельности как части психологии общения и тем самым как относительно самостоятельной части общей психологии является появление "психолингвистики". Эта междисциплинарная отрасль ставит перед собой задачу внутренней психологической организации языка. К числу ее задач можно отнести, в частности: уровни психофизиологической организации речевой деятельности, оперативные единицы речи и др.

Психолингвистика принципиально ориентирована на исследование того звена речевой деятельности, тех факторов общения, которые имеют индивидуальный и в то же время универсальный характер.

К процессу общения есть разные научные подходы. В частности, согласно концепции Бы. Ананьева, человек является субъектом трех основных видов деятельности: труда, познания и общения. По мнению Б. Ломова и его последователей, общение и деятельность - аспекты социального бытия человека. Согласно их подходом, общение изучается с позиции присущей ему собственной самостоятельности как процесс, что необязательно обусловливается потребностями в совместной деятельности, поскольку может быть и самовмотивованим.

В этом случае общение для человека является не только средством, но и целью. Можно вспомнить множество ситуаций, когда общение происходило (рассказы о летний отдых, прочитанные книги, воспоминания о прошлом и т.п.), хотя и не было мотивировано необходимостью в совместной деятельности.

Итак, речевая деятельность присуща только человеку. Кто может возразить: а разве нет некоего аналога человеческого языка у животных? Или не упоминалось о "кошачью язык"? Ведь бывает, что крик одной вороны поднимает в воздух всю воронячу стаю. Вы также наблюдали, как двое муравьев, встретившись, нечто передают друг другу, общаясь "усиками-аитенами"; пообщались - и вот уже потянулась ряд муравьев к рассыпанного где в углу пола сахара. Так, и в животных существует развитая система коммуникаций - они действительно подают друг другу сигналы, например, про некую угрозу.

Выражение "понимать язык животных" давно стал для нас привычным и даже приобретает конкретности (исследователи вполне серьезно утверждают не только о "кошачью", но и о настоящие "собачью" или "обезьянье" языки и т.д.).

Главное отличие коммуникации человека и животного заключается в том, что человеку присущи высшие формы психологического обобщение только благодаря тому, что она с помощью мышления отражает действительность. Казалось бы, животное также способен к обобщению, поскольку она может осуществлять функциональное одухотворение материально различных сигналов и функционально разграничивать их. Но можно ли в данном случае ставить знак равенства? Можно ли считать, что слово имеет для человека фиксированное значение, поскольку оно нечто замещающее, оно стоит вместо другого неречевого сигнала?

Конечно, нет, и между животным и человеком есть большая разница. Человек реагирует не на сам знак как физическое явление, не на то, что означает. Именно это присуще только животным, которые "понимают" человеческую речь, например, собакам. У собаки нет фиксированного восприятия слов языка человека. Собака ориентируется прежде всего на акустические признаки речевого сигнала. Человек же реагирует на то, что этот знак означает, и слова, которые имеют принадлежность к языку человека, обладают свойством приобретать новых значений.

Познавая действительность, предметы и явления в их связях и взаимо-зависимостям с другими предметами и явлениями, человек выделяет в этих предметах существенные признаки, абстрагирует их, закрепляет и передает другим людям, которые проектируют таким образом общественное знание, общественный опыт на новую действительность, опосередковуючи ним свое сознание.

Итак, коммуникативные сигналы, которые подают животные, принципиально отличные от человеческой речи: ведь они основаны на первой сигнальной системе - элементарных рефлексах, реакции на внешнее окружение. Поэтому "язык животных" несравнимо беднее и проще, чем человеческая. Человеческое же слово - продукт второй сигнальной системы. Поэтому коммуникация между животными происходит на уровне инстинктов, а коммуникация между людьми - на уровне интеллектуального общения.

Физиологической основой общения у человека есть доминирование деятельности левого полушария мозга, где расположен центр движения вещания (он отвечает за произношение и силу голоса), центр зрения вещания (он отвечает за чтение), центр слуха вещания (регулирует восприятия языка на слух и ее понимание), графический центр (отвечает за письменная речь). Характерно, в случае повреждения при именно этого участка головного мозга возникает афазия (речевые дефекты).



Назад