Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

1.2. Развитие общения в онтогезі


Индивид может реализовываться как социальное существо только в общении с другими людьми. Человек, появляясь на свет, не имеет никаких навыков, способностей для существования. Те качества, которые обеспечивают его жизнедеятельность в определенном социуме, она приобретает в процессе общения. Иногда говорят, что если бы внезапно на Земле исчезли люди в возрасте старше двух лет, то малыши, которые выжили, выросли бы дикарями. Они не смогли бы воспользоваться достижениями прогресса человечества. Более того, они не смогли бы разговаривать друг с другом, не знали языка. Все это возникло в процессе общения в далекой древности человечества, и всего этого учится каждый человек от других людей тоже в процессе общения с ними.

Когда говорят о роли общения в формировании человеческой психики, то приводят примеры детей-маугли. Эти классические примеры показывают, что без общения с людьми ребенок не станет человеком в полном смысле этого слова. Но в отношении маугли существует интересная научная гипотеза, которая дает возможность посмотреть на эту проблему с другой стороны. Согласно этой гипотезе, все маугли - дети умственно неполноценные.

Снижены интеллектуальные способности способствуют пробуждению инстинктов и адаптивных механизмов, что позволяет таким детям выжить в естественной среде. Психически полноценный ребенок в подобной ситуации не смогла бы выжить, потому что инстинкты исчезли ради того, чтобы дать жизнь новым силам, которые позволяют ребенку впитать богатства мира людей.

На ранних этапах онтогенеза общения имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самого себя в значительной степени определяется ее общением с взрослыми. Как підмічав Д.Б. Бльконін, ребенок - это всегда два человека: он и взрослый. Современные исследования поведения младенцев (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) показали, что в первые дни после рождения дети не проявляют потребности в общении со взрослыми. Это свидетельствует о том, что потребность в общении не врожденная, а формируется в процессе взаимодействия со взрослым.

Общение с окружающими людьми состоит в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой является реакции сосредоточения, которые возникают у малыша в первые дни жизни в контакте со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов является улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (на 4-ом недели жизни). Уже на втором месяце жизни возникает специфически человеческая социальная по своей природе потребность - потребность в взрослому человеку, в общении со взрослыми, которые ухаживают за ребенком. Первичной формой проявления этой потребности является реакция оживление. Это непосредственно-эмоциональное общение с партнером, В таком общении, выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляд, улыбка, выразительные движения, вокализация).

Итак, выделим основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе ребенка:

1. Домовленнєвий этап, который продолжается примерно до 11 месяцев. В начале происходит развитие фонематического слуха: младенец учится различать интонацию, тембр голоса людей, которые его окружают, а с двухмесячного возраста начинает агукати - петь громкие звуки. Это и есть начало обратной связи - стремление маленького ребенка ответить окружению, войти с ним в контакт. Агуканье перерастает в крик, бесконечное повторение слогов ("ма-ма", "и-и", "ба-ба"), а впоследствии - в сознательное произнесения слов.

2. Этап начального овладения языком: ребенок, когда ей исполняется год, начинает произносить слова, сначала просто подражая взрослым - она стремится прежде всего удовлетворения своих элементарных потребностей. Слов не хватает, и они являются многозначными. Так, произнося слово "мама", малыш сигнализирует о разных вещах: возможно, ему хочется пить, возможно - на руки, а может, следует помочь ему нечто сделать. На помощь приходит активная жестикуляция, мимика и т.д.

3. Этап овладения грамматической структурой языка - следующий: лексикон расширяется, в речи ребенка появляются определенные грамматические конструкции и т.п.; этот период длится до 7 лет. Именно этот возраст, который педагоги называют дошкольным, особенно открытый для овладения и родным, и, параллельно, различными иностранными языками.



Назад