Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

1.3. Общение как потребность


В связи с вышеизложенным, по-новому видится проблема генезиса общения как потребности человека. И первый вопрос - существует ли вообще такая потребность?

Почти все психологи, которые пытаются дать классификацию потребностей (needs), включают сюда и потребность в общении. Известная классификация Гилфорда относит ее к социальных потребностей. Г. Кеттел говорит о "инстинкт общения". Потребность общаться в концепции А. Маслоу трактуется как основная, фундаментальная потребность человека. В Маккола потребность в общении также врожденная и трактуется как влечение к взаимодействию. С другой стороны, О.Г. Ковалєв, простираясь потребности на материальные, духовные и социальные, относит потребность в общении к числу последних. A.B. Петровский считает ее духовной потребностью (по происхождению - культурной).

Потребность в общении присуща не только человеку, но и многим животным, которые появляются на свет беспомощными и требуют ухода. Сначала эта потребность в маленького ребенка, возможно, имеет некоторое сходство с животными. Но быстро приобретает черты человеческого характера. То есть в первую очередь потребность в общении "животная", то есть не является социальной - на самом деле это другая потребность. Становясь человеческой, она перестает быть только потребностью в общении, но с самого начала становится связующим звеном между личностью ребенка и окружающим миром. Ребенок вступает в кооперации с взрослым для достижения тех или иных целей.

Общение необходимо человеку, чтобы поделиться с другими чувствами и переживаниями, следовательно, чтобы почувствовать себя человеком. Фрустрация этой базовой потребности приводит к тяжелых стрессов. Понятно, что речь идет о особую ценность общения для человека, которое нельзя свести к совместной деятельности.

На почве потребности в общении - первой социальной потребности ребенка - возникают все другие социальные нужды:

И) афіліація (соединение, связь) - это потребность в эмоциональном контакте, дружбе, любви. Афіліація проявляется в стремлении быть в общении с другими людьми, взаємодіти с окружающими, давать кому помощь и поддержку и принимать ее от другого;

2) социальная поддержка - это чувство, что тебя поддерживают другие. Социальная поддержка включает четыре компонента: во-первых, это эмоциональная поддержка (уверенность в том, что о тебе кто заботится, любит и заботится); во-вторых, это оценочная поддержка (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иному явлению); в-третьих, это информационная поддержка (информация о том, как воспринимать явления); в-четвертых, это инструментальная поддержка (получение конкретной действенной помощи).

Одним из наиболее явных и очевидных признаков дефицита общения является одиночество. Одиночество - это совокупность эмоций, которые возникли в ответ на испытанное дефицит в количестве и качестве социальных связей.

Одиночество может проявляться так:

отчаяние (панический ужас, бессилие, ощущение покинутости);

депрессия (чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе и отчужденности);

невыносимая скука (чувство несовершенства, нетерпение, скуки, невозможность сосредоточиться);

нелюбовь к себе (ощущение собственной непривлекательности, глупости и постоянное ощущение безопасности).

Непривлечение в различные взаимоотношения не только приводит к одиночеству, а может иметь серьезные последствия для здоровья человека;

3) аттракция (привлекать) означает положительные чувства по отношению к другому индивида, стремление находиться в его обществе (привлекательность другого человека, влечение к ней). Во многих случаях люди не выбирают сознательно какую-нибудь компанию. Например, в спортивный клуб вступают не потому, что им очень нравятся члены клуба. Или, переезжая на новое место жительства, как правило, никто не знает заранее, какие будут соседи. Однако оказавшись в одном пространстве, индивиды очень часто налаживают отношения, которые могут перерасти в дружбу. Существуют исследования, которые показывают, что пространственная близость и тяга к общению способствуют возникновению атракции;

дружба - форма межличностного взаимодействия, которая характеризуется выборочными отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностными контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств. Характеризуется искренностью отношений, открытостью чувств, взаимным интересом к делам другого, активной взаимопомощью, максимальной открытостью, взаимопониманием, удовольствием от взаимоотношений;

любовь - интимные чувства людей, которые сопровождаются эмоциями нежности, восторга, ревности, взаимопонимания, взаимной поддержкой, удовольствием от взаимного общения. Влюбленный человек обнаруживает устойчивые чувства (за психологической природе они существенно отличаются от дружеских чувств), которые физиологически, эмоционально и морально удостоверяют ее желание всеми своими личностно-значимыми чертами быть представленной в жизнедеятельности другого, побудить его до соответствующих реакций и потребностей.

Все эти потребности не являются врожденными. Они как социальные потребности состоят, как правило, в детстве, ранней юности, формируя характер и накладываясь на соответствующие задатки.

Сформулируем специфические особенности процесса коммуникации, которые будут подробно рассматриваться в следующих разделах:

Наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным участником общения. При этом взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли той или иной информации, ее значимости для каждого участника общения. Эта значимость информации обусловлена тем, что люди не просто "обмениваются" значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принято, но и поняла, осмысленная. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга с помощью системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает влияние на поведение партнера и смену состояний участников коммуникативного процесса.

Коммуникативное влияние имеет место только при наличии единой или подобной системы кодификации и декодификации системы знаков.

Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, которая существует между общением и отношением.

 



Назад