Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

2.2. Классификация функций общения


Общение является полифункциональным явлением. Соответственно выделяют различные функции общения. Б.Ф. Ломов по одной системой основ выделяет три класса функций (информационно-коммуникативную, регулятивной-коммуникативную, аффективно-коммуникативную), а по второй - такие функции, как организация совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

За Б.Ф. Ломовим, существуют такие функции общения:- информационно-коммуникативная (обмен информацией). Охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация ее имеет несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание различий относительно информированности людей, которые вступают в психологический контакт. Второй уровень предполагает передачу информации и принятия решений (общение реализует цели информирования, обучения и др.). Третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение направлено на формирование оценок достигнутых результатов); - регуляційно-коммуникативная (регуляция поведения, совместной деятельности в процессе взаимодействия). Благодаря общению человек регулирует не только собственное поведение и поведение других людей и реагирует на их действия; - аффективно-коммуникативная (регуляция эмоциональной сферы человека). Она характеризует эмоциональную сферу человека, в которой оказывается ее отношение к окружающей среде, в том числе и социальной.

Учитывая цель общения, различают функции, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей (Л. Карпенко):

  • контактная. Предусматривает установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передачи сообщения и поддержание взаимосвязи во время взаимодействия;
  • информационная. Заключается в обмене сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами);
  • побудительная. Стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение действий;
  • координационный. Взаимное ориентирование и согласования действий для организации совместной деятельности;
  • понимание. Адекватное восприятие и понимание сущности сообщение, а также партнерами друг друга;
  • эмотивная. Реализуется через стимулирование у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, в изменении по его помощью собственных переживаний и состояний;
  • установление отношений. Заключается в осознании и фиксировании индивидом своего места в системе ролевых, статус них, деловых, межличностных и других связей;
  • осуществление влияния. Последствиями ее действия является изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Все это доказывает многоаспектность общения, которая проявляется в том, что оно является потребностью человека и условием ее выживания; имеет информационно-коммуникативное и интерактивное нагрузки; предусматривает процесс обмена ценностями и социальным опытом; является специфической знаковой системой и посредником в функционировании различных знаковых систем (семиотический аспект общения); является средством нормативного регулирования поведения индивидов; формирует отношение партнеров к индивида, его-к партнеров и общества и т.д.

Вся эта многообразие функций является свидетельством того, что общение всеми своими сторонами связано с разнообразной деятельностью человека.

Исследования A.A. Грязного свидетельствуют о такие функции общения:

1) инструментальная функция, которая заключается в том, чтобы организовать деятельность путем передачи информации, существенной для выполнения действия;

  • синдикативна - функция объединения. Благодаря этой функции общения имеет целью укрепление общности между людьми в рамках определенных групп. Объединение людей в этом случае выступает как предпосылка для решения различных задач;
  • функция самовыражения, которая сориентирована на контакт индивидов, на их взаимопонимания;
  • трансляційна функция - функция передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ. Эта функция лежит в основе как направленной социализации (через общение происходит институциональное обучение, организованное государством), так и стихийной (через общение происходит включения индивидов в различные формы деятельности, в процессе контактов с людьми происходит передача данному индивиду умений, способов деятельности).


Назад