Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

2.3. Модель речевой коммуникации


Когда мы говорим об общении, то различаем две его формы - прямую коммуникацию и косвенную коммуникацию. К прямой мы относим публичную речь перед открытой аудиторией, а в косвенной - все средства массовой коммуникации: радио, телевидение, магнитофонные записи, прессу, кино и др.

За каких бы условиях не осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких средств не передавалась бы информация, сколько бы людей не принимало участие в общении, в ее основе лежит единая схема или модель.

Для осуществления любого акта человеческого общения необходимы три элемента:

Отправитель коммуникации (коммуникатор) - человек, который передает информацию;

Получатель информации (реціпієнт) - человек, который воспринимает эту информацию.

Сообщение текст в любой форме.

Социолог Гарольд Ласуел, анализируя общения между людьми, создал другую модель коммуникативного процесса, которая включает пять элементов:

Кто? (передает сообщение) Коммуникатор.

Что? () передается Сообщение.

Как? (осуществляется передача) Канал связи.

Кому? (направление сообщения) Реципиент. 5.3 каким эффектом? Эффективность.

Существуют еще две модели коммуникации - односторонняя и двусторонняя. Односторонняя - это такая, во время которой тот, кто говорит, не получает обратной связи. Двусторонняя - это коммуникация, во время которой слушатель обеспечивает том, кто говорит, обратная связь, а потом сам становится тем, кто говорит.

В тех случаях, когда в двусторонней коммуникации участвуют более двух человек, передачу и прием информации необходимо упорядочить. Так возникает коммуникативная система или сеть.

Нисходящая коммуникация - это передача сообщений от руководителей до работников. Восходящая коммуникация - это передача информации от рабочих руководителям. Восходящая коммуникация может быть организована по-разному. Работники могут связываться с руководством предприятия или через менеджеров, или общаться с ними напрямую.

Структуру коммуникационной сети можно задать формально, но чаще она складывается стихийно и функции ее участников не регламентированы. Например, слухи. Исследования выявили не только большую скорость, но и эффективность этого способа распространения информации: 75-95% информации, которая распространяется через слухи, передается без искажения.

В обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами благодаря знаковым системам (языкам). Коммуникация между людьми происходит в форме общение как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отражены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности сторон, что общаются.

На первый взгляд кажется, что общение - это только обмен информацией; это слишком простое, узкое понимание процесса коммуникации. В этом случае процесс коммуникации и обмена информацией - это то самое. Но такой подход к человеческого общения очень упрощенный. При этом не учитывается то, что в условиях общения информация не просто передается и принимается. Люди, которые общаются, совсем не похожие на радиопередатчики и радиоприемники с записувальним устройством. В ходе общения информация испытывает различных изменений: она формируется, уточняется, развивается. Вспомните игру "Испорченный телефон". Участники передают друг другу шепотом одно, причем очень простое слово. Но даже оно редко доходит до конца цепочки в первоначальном, неискаженном виде.

Общение нельзя рассматривать как простое отправки информации или ее приемки еще и потому, что каждый собеседник стремится "завоевать" внимание, проявить активность, повлиять на другого. Правильно было бы говорить не о "движении" - "передача информации", а об обмене ею.

Информация может быть двух типов: побудительная и констатирую* на. Побудительная информация оказывается в форме приказа, советы и просьбы. Она должна вызывать, стимулировать некое действие. Побудительная информация предполагает активизацию (когда слушающий начинает действовать в заданном направлении); інтердикцію (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (несогласованность или нарушение некоторых форм поведения). Иногда и сама информация вызывает разное к ним отношение. И если учитель сообщает, что до окончания контрольной работы осталось 5 мин, то для тех ребят, которые хорошо учатся, это является сигналом дописывать быстрее (активизация), для тех, кто разговаривал, ожидая возможности списать, - прекращение беседы (інтердикція), а те, кто совсем ничего не знал, понимает, что уже все равно ничего не успеет и откладывает ручку в сторону (дестабилизация). Информация, которая констатирует (констатирующая информация), оказывается в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Мы ежедневно слушаем новости по радио или телевидению, но это не означает, что в нашем поведении нечто меняется.

Для того чтобы обмен Информацией состоялся, собеседники должны понимать друг друга, говорить на одном языке. В легенде о строительстве Вавилонской башни рассказывается, что люди возгордились и решили бросить вызов Богу - построить башню до самого неба. Бог испугался, что люди могут стать выше от него, потому что "...во всех их одна язык... и все, что они решат сделать, будет осуществимым". Стремясь не допустить этого, Бог смешал языки людей, чтобы они не могли понять язык друг друга". В легенде подтверждается, что с того времени люди и разговаривают на разных языках. Так в древности объясняли разноязычие народов, что до сих пор препятствует их общению.

Однако нередко бывает, что, даже зная значение тех самых слов, люди не всегда понимают их одинаково. Так, услышав слово "корень", ботаник представьте себе корень растения, математик - квадратный корень из числа, врач - корень зуба, учитель украинского языка - корень слова. В результате процесс коммуникации значительно усложняется.

Передача любой информации возможна только через знаковые системы. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе (см. далее).



Назад