Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

2.5. Основные формы общения


I. Монологическое

К монологических публичных выступлений относят: доклад, звітові дь на собрании, политическую речь, политический обзор, иову митинговую, агитационную речь, лекцию.

1. Доклад - это публичное выступление политического или общественного деятеля, в котором ставят назревшие задачи в той или иной области жизни и вмешивают рекомендации и советы к их решению. Особенности этого жанра еще и в том, что доклад может стать предметом обсуждения, подвергаться критике, дополняться новыми соображениями и предложениями.

2. Отчетный доклад на собрании - это краткий рассказ о проделанной работе, анализ и оценка ее результатов. Во время чтения доклада не принято импровизировать, освещать какие-нибудь события и факты экспромтом, что допустимо и уместно в других жанрах. Желательным является продуманность и суровая аргументированность всех разделов и положений, ясность выводов, оценок и обоснованность рекомендаций. Отчетный доклад больше, чем любой другой жанр риторики, приближается к книжно-канцелярский вещания.

3. Политическая речь - как правило, она провозглашается руководящим политическим или государственным деятелем (президентом, руководителем партии, движения). Посвящена актуальным вопросом времени и освещению их с позиций определенных политических движений или общенациональных интересов.

Особенно можно выделить парламентскую речь, которая обычно вписывается в контекст обсуждаемых парламентом проблем, ограниченная жестким регламентом и обязывает депутата мгновенно ориентироваться в ситуации, импровизировать, отвечать на колкие реплики по ходу выступления.

Речь отличается от других видов выступлений временными границами, эмоциональностью, четкостью постановки проблем, конкретностью, насыщенностью, действенностью. Однако это вовсе не означает, что названные качества той или иной степени не присущие другим видам выступлений. Разница лишь в большей концентрации этих качеств в речи.

Много политических деятелей прошлого иногда гипнотически влияли на аудиторию экспрессивностью, страстью, эмоциональной збудженістю и... лестью. В политической деятельности речами часто прокладывается путь к пьедесталу признание. И довольно часто большего успеха достигают те, кто использует в выступлениях популизм: в их речах бред обещаний, нагнетание презрения к оппонентам и безответственность за реальность величественных прожектов.

Политический обзор, устная политическая информация - публичное выступление, в котором освещаются и кратко оцениваются социально-политические события. Выступления имеют информационно-комментаторский характер и в последние годы получили широкое развитие, особенно на телевидении. Задача: планомерно информировать по широкому кругу проблем политической, экономической и культурной жизни страны, оперативно доводить до них решение президента, парламента, правительства и др.

Речь митинговая имеет гострополітичний, призывный характер и посвящена, как правило, всегда злободневной теме. Продолжается митинговая речь 5-10 минут, эмоционально ярко украшенная, имеет максимально четкие интонации и "заряженная" пафосом. Митинговая речь провозглашается в случаях, когда необходимо сосредоточить внимание определенного круга людей на любом актуальном вопросе и вызвать коллективное мнение по этому поводу.

Агитационная речь имеет разъяснительный характер, сжатая по времени и может, как и митинговая речь, быть призывной мобилизационной, но может иметь и вид сердечного мягкого изложения любой проблемы.

Агитационные речи можно разделить на три группы: речи с целью захватить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активные действия.

Большинство речей на политических митингах, собраниях в честь каких-либо событий, а также проповеди, в значительной степени построены на основе примеров и соответствующих данных. Материал в них подается таким образом, чтобы вызвать не только любопытство, но и обострить в сознании слушателей значение события, что происходит. Они вмещают в себе прямой призыв к чувствам, напоминают об уже известное, но не до конца осознанное, имеют целью логическими доводами доказать или опровергнуть любое положение.

7. Лекция - аргументированное и систематизированное изложение материала с определенной познавательной (образовательной) и политической целью. В публичных лекциях на общественно-политические темы особенно важна такая черта, как розмовність. На публичной лекции аудитория может быть смешанной как по уровню образования, возрасту, профессии, так и по мотивам. Лектор-оратор встречается с новыми слушателями, которым он также неизвестен. Это требует от него дополнительных усилий по адаптации, умение быстро оценивать присутствующих и, при необходимости, перестраиваться на ходу.

Хотя массовая лекция на общественно-политическую тему имеет много общего с академической лекцией, но имеет и существенные отличия. Часто тема ее шире и более общее, что обязывает ритора излагать материал менее детально. Как эпизодическая разовая лекция, она не опирается на предыдущую часть цикла. Российский ритор Адфельд применил к ней такой образ: "Это не этаж дома, а целая строение со своим фундаментом и собственным крышей".

Каким требованиям должна отвечать такая лекция? В таких качеств, как информативность и содержательность, нужно добавить достоверность, оперативность, новизну, актуальность и доступность. А это означает, что надо творчески, нестандартно подобрать материал, разнообразить формы и выразительные средства воздействия на слушателей.

8. Разговор по телефону* Исследования показывают, что телефонные переговоры занимают от 4-27% рабочего времени руководителей, специалистов и служащих. При этом телефон является одним из основных технических раздражителей на службе. Умение пользоваться этим средством связи в том и заключается, чтобы максимально использовать предоставленные им возможности и вместе с тем свести к минимуму влияние на деятельность. Культуре телефонного общения (прежде всего, в деловых разговорах) можно и нужно учиться, поскольку она является неотъемлемым элементом деловых качеств человека.

Приводим некоторые социально-психологические рекомендации по использованию телефона в профессиональной деятельности.

1. При выполнении срочного, что не терпит отлагательства работы: а) не снимайте трубку совсем; б) снимите ее сразу же и вежливо скажите: "Будьте любезны, позвоните мне тогда-то. Я занят срочной делом".

2. Если аппарат один и он стоит в общей комнате, где работают несколько сотрудников, то наиболее правильным будет по очереди устанавливать его на каждый рабочий стол. Это распределяет "бремя общения" и снимает нервозность в комнате при каждом звонке.

3. Много людей повышают голос каждый раз, когда плохо слышат собеседника, тем самым отвлекая от работы других. В таких случаях надо попросить абонента говорить громче и спросить, как он слышит вас.

4. При снятии трубки телефона, что зазвонил, заменяйте нейтральные отзывы типа "Да", "Алло", "Слушаю" более информативными:

"Иванов", "Отдел кадров", "Завод "Прибор"". Это устраняет ошибки и путаницу, а значит, экономит время. Кроме того, сочетание ответа с представлением задает деловой тон всему разговору.

5. Если вызывают сотрудника, который отсутствует, рекомендуется не ограничиваться простой констатацией факта: "Его нет", а дать ответ примерно такого типа: "Его нет. Будет тогда-то. Может ему что-нибудь передать?". И если вас действительно об этом попросят, не полагайтесь на память, сразу зафиксируйте просьбу и положите записку на стол коллеге.

6. Записывайте нужны телефоны с обязательным указанием фамилии, имени и отчества, учреждения или той конкретного дела, по поводу которой к ней звонят. При этом придерживайтесь следующих правил.

7. Для ответственных телефонных переговоров (междугородных, с руководством и др.) стоит предварительно составить перечень вопросов, чтобы при волнении не упустить важные моменты.

8. Старайтесь звонить своему абоненту во второй половине дня, не сбивайте его из рабочего ритма, когда он с большим успехом решает свои главные задачи.

9. Этика телефонного общения предусматривает всегда называть себя, прежде чем начать разговор, даже если вы рассчитываете, что вас узнают.

10. Все разговоры стоит вести доброжелательным тоном. Если даже ответ точная и полная, но данная в грубой, бестактном форме, это наносит вред авторитету и работника, и организации, которую он представляет, негативно сказывается на сути дела.

11. Если у вас есть секретарь, поручайте ему помнить об круг лиц и организаций, с которыми вас стоит соединить в определенное время. Кроме того, он должен знать характер вопросов, входящих в компетенцию кеівника и других работников организации, и направлять абонента до соответствующего сотрудника.

12. Запись телефонограмм ускоряется и становится безошибочным, если к телефону подключен диктофон.

II. Диалогические

К диалогических публичных выступлений относят беседу и диспут. В общем виде диалог как форма речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Однако с точки зрения содержательной стороны диалоги могут существенно отличаться в зависимости от цели и задач, которых пытаются достичь участники, речевой организации (структуры и характера дежурство реплик), языкового "наполнения" (выбор лексики, стиль речи и др.) и других факторов. Таким образом, диалог - это процесс взаимного общения, когда реплика заменяется в ответ фразе и происходит постоянная смена ролей.

Если кто-нибудь из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно, общение прекращается.

Рассмотрим основные виды диалогического общения:

1. Беседа- это вопросительно-соответствующая форма разъяснения важнейших событий, тех или иных аспектов деятельности центральных и местных органов власти. Это основная форма работы агитатора, но может быть применена и лектором.

Одна из разновидностей этого жанра - беседа за круглым столом. Несколько специалистов непринужденно, в произвольной форме публично обсуждают те или иные вопросы и отвечают на реплики и вопросы присутствующих. К этой формы приближаются вечера вопросов и ответов. Этот жанр в последнее время в молодежных аудиториях получил "второе дыхание". Он позволяет глубже изучить общественное мнение, оперативно давать ответы на самые острые вопросы. Приобретенные в вопросительно-ответственной форме знания активнее и лучше закрепляются в сознании. Правильно замечено, что "там, где есть вопрос, там скорее вызревает разум".

Беседа за круглым столом, вечера вопросов и ответов имеют много положительных качеств: злободневность, активность, розмовність, контактность, осведомленность.

2. Диспут - разновидность публичного обсуждения в форме борьбы мнений между его участниками. Ритор, что ведет диспут, - не подсказчик и не главный говорящий. Его задача стимулировать активность присутствующих и направлять обсуждение в нужном направлении. Важнейшее условие диспута - разные точки зрения по обсуждаемому вопросу и отсутствие заранее подготовленных ответов.

III. Интервью. Пресс-конференция

На стыке монологических и диалогических видов находятся такие формы, как интервью и пресс-конференция.

1. Интервью. Например, вы руководитель и вам придется дать интервью для газеты или телевидение. Общая эрудиция, профессиональная культура и навыки делового общения, безусловно, помогут вам в этом деле. Но для того чтобы вы не допустили больших ошибок и просчетов в процессе интервью, чтобы достаточно компетентно и профессионально представили свою фирму, можно воспользоваться следующими советами.

Перед интервью :

попросите того, кто берет у вас интервью (интервьюера), дать вам перечень основных проблем, вопросов, которые его прежде всего интересуют. Уточните и запишите дату, время и место встречи;

продумайте наиболее вероятные вопросы и заранее подготовьте на них профессионально грамотные и, по возможности, краткие ответы;

приходите на интервью одетым, как на официальную встречу, а не как на танцевальная площадка;

- запомните фамилию, имя, отчество интервьюера.

В процессе интервью:

после поздравления с интервьюером пытайтесь произвести на него первое благоприятное впечатление. Не следует суетиться, ведите себя спокойно, непринужденно, но не скованно и не вызывающе;

постарайтесь, чтобы стиль вашей беседы-интервью был деловым и оптимистичным;

время от времени улыбайтесь, а также, если будете считать целесообразным, используйте одну-две реплики, фразы, которые бы охарактеризовали вас как человека, не лишенного чувства юмора и остроумия;

обязательно смотрите в глаза интервьюеру, отвечайте на вопрос уверенно, но без самоуверенности;

не бойтесь проявлять инициативу и даже "развернуть" беседу в нужном для вас направлении;

следите за речью, аргументами, фактами и примерами, которые вы приводите;

не отклоняйтесь от ответов на вопросы. Остерегайтесь двусмысленности толкования вашей точки зрения. Предотвращайте ответов типа "да" или "нет", но не будьте излишне многословно;

- завершая интервью, поинтересуйтесь, когда и где будет напечатано или показанное по телевидению ваше интервью. Поблагодарите интервьюеру за интересные вопросы, внимание к вашей фирмы и к вам лично.

После интервью:

- проанализируйте для себя, какие вопросы вам задавали и почему, проанализируйте свои ответы, реакцию интервьюера;

через некоторое время напишите или позвоните интервьюеру о том, будет ли и когда будет опубликовано или показано ваше интервью по телевидению;

- не пытайтесь давать интервью очень часто и на одну и ту же тему.

2. Пресс-конференция созывается для того, чтобы довести до широкой публики важную политическую, экономическую, социальную информацию, сообщить о действиях организаций, имеющих большую значимость для общественности. Тем самым укрепляются связи с населением, совершенствуется имидж заведений, предприятий, фирм.

Отвечая на вопрос журналистов, следует помнить, что удачные ответы - наиболее "выгодна" часть любого диалога с публикой, когда оратор получает возможность наилучшим образом продемонстрировать эрудицию, компетентность, изобретательность, психологическую устойчивость, сделать вклад в совершенствование имиджа своей организации и политики, которую она проводит.

Специалисты в области теории и практики коммуникации дают такие советы участникам пресс-конференций:

отвечайте на вопросы четко, лаконично, "не читайте лекций". Удачная ответ часто бывает короче вопрос;

взвешивайте каждое слово, следите за логичностью, связностью, правильностью речи. Недопустимы небрежность формулировок, речевые огрехи. Предотвращайте неестественной медлительности или растянутости вещания. Это утомительно аудиторию. Безусловно, допустима некоторая "роздумливість" (оратор думает на ходу, подбирает слова, аргументы "на глазах аудитории"), но до разумных пределов;

- называйте вещи своими именами, не пытайтесь справиться с помощью банальных, общих фраз. Дискредитирует оратора наигранный оптимизм, необоснованная бодрость;

не забывайте про цифры, факты - это подтверждает вашу эрудицию. Но пользуйтесь ими умеренно. Помните: цитата, ссылка на авторитет - не доказательство. Это лишь подкрепления ваших личных суждений;

держитесь бодро, уверенно, не вбирайте голову в плечи, не отводите глаза и не отвечайте тоном, словно вы просите прощения. Однако совершенно неуместны превосходство на менторский тон.



Назад