Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

2.8. Типы коммуникабельности людей


В процессе коммуникации люди проявляют по-разному. В психологии общения выделяются основные типы коммуникабельности людей, которые различаются в зависимости от преимущества таких речевых характеристик:

- домінантиість;

- мобильность;

- ригидность;

- интровертность.

Доминантный собеседник пытается завладеть инициативой в речевой коммуникации, не любит, чтобы его перебивали. Он довольно часто бывает резким, насмешливым, говорит чуть громче, чем другие.

Чтобы достичь цели общения, особенно в деловой сфере, не рекомендуется перехватывать в доминирующего партнера инициативу, перебивать, использовать выражения речевого давления ("Довольно!" "Заткнись!" и др.). Следует применить стратегию "речевого изматывания". Дождавшись паузы, быстро и четко сформулировать свои интересы. Вступление в беседу через паузу не выглядит внешне как перехвата инициативы, хотя по сути и является таковым. С каждой паузой ваша позиция становится все более четкой, доминантный собеседник вынужден уже с ней считаться и однажды оценивать. Вы добились главного -- вас внимательно слушают.

Мобильный собеседник не испытывает никаких трудностей в речевой коммуникации. Он легко входит в разговор, говорит много, охотно, иногда интересно, часто перепрыгивает с темы на тему, не теряется в незнакомой компании.

Это один из лучших типов для бытового общения. Однако в деловой сфере постоянное желание мобильного собеседника менять тему снижает эффективность речевой коммуникации. Поэтому следует через резюме, вопросы, выводы возвращать его к теме. Иначе можно с удовольствием проговорить весь день и разойтись без выяснения даже основных моментов темы.

Ригидный собеседник испытывает трудности обычно при вступлении в речевую коммуникацию. Когда же этап вступления позади, ригидный собеседник четко формулирует свою позицию, является логичным, рассудительным. Этот тип больше всего подходит для плодотворного делового общения.

Чтобы речевая коммуникация с ригидным партнером была продуктивной, его следует "разогреть". В данном случае не рекомендуется сразу переходить к предмету речевой коммуникации, лучше расширить вступительную часть, поговорить на абстрактную тему, создать ситуацию этикетного общения.

Если с мобильным партнером вы начнете речевой контакт с разговора на абстрактную тему, то очень быстро горько пожалеете об этом. Но если с ригидным партнером вы перейдете к теме без вступления, то сначала на ваши вопросы будете получать ответы "возможно", "надо подумать" и др.

інтровертований собеседник не пытается завладеть инициативой и готов отдать ее без особых возражений. Он довольно часто застенчивый, скромный, склонен принижать свои возможности, не любит разговоров на интимные темы. Резкие, грубые фразы могут выбить его из колеи, а присутствие во время беседы посторонних (особенно незнакомых лиц) заметно сковывает его.

Для того чтобы речевой контакт с інтровертним партнером проходил нормально, следует постоянно вербально (через одобрительные слова этикета) и невербально (взглядом, кивком головы) показывать, что вы уважаете его как интересного собеседника, цените его высказывания. Не следует перебивать интроверта, опровергать его доводы без мотивации - речевой контакт может внезапно и надолго перерватись.

Каждый тип общения нечто интересное, но незнание особенностей любого из них может привести к негативным последствиям. Конечно, далеко не всегда мы имеем дело с абсолютным проявлением у человека того или иного типа речевой коммуникации, но всегда один из названных типов будет определяющим.

Специалисты из области управления отмечают, что интроверты редко бывают хорошими руководителями. А если вы решили сделать карьеру в управлении, будучи интровертом? Можно попробовать, но необходимо сдвинуть свой тип общения в сторону ригидности, и при этом жестко контролировать свое вещание. Следовательно, безусловно, готовиться к каждой беседы, к переговоров следует тщательнее и серьезнее, чем может позволить себе собеседник, партнер, который принадлежит к мобильному или доминантного типа.



Назад