Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

3.1. Специфика процесса обмена информацией


В этом разделе рассмотрим первую функцию общения - это функция обмена информацией. Другими словами, что, общаясь между собой, люди передают друг другу определенное сообщение, информацию и др. Как же это происходит?

В некоторых социально-психологических концепциях біхевіористичного направления рассматривается возможность интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации подобно математическому описанию передачи информации в компьютерных сетях. Такой подход не вполне корректен, поскольку, кроме некоторых черт сходства информационных процессов в технических и живых системах, эти процессы в условиях человеческой деятельности имеют принципиальные отличия от технических систем. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и испытывает количественных и качественных преобразований, принимается и интерпретируется разными людьми по-разному відпвідно к их мотивации, опыта и других свойств их психики. Рассмотрим специфику процесса обмена информацией в общении людей.

И. В отличие от движения информации между техническими устройствами, которые передают и принимают, в общении имеем дело с взаимодействием активных субъектов, взаимно информируют друг друга с целью организации совместной деятельности. Поэтому при передаче информации от личности к личности, от руководителя к подчиненным необходимо учитывать их мотивы, цели, установки, способы деятельности и др. В ответ на информацию, которая послана, человек получает некую новую информацию, то есть происходит не просто ЕЕ движение, а обмен информацией. Для человека информация всегда приобретает определенную личную значимость и содержание

В отличие от кибернетических устройств, партнеры в общении стремятся повлиять друг на друга, т.е. обмен информацией между людьми всегда имеет влияние на поведение партнера. Эффективность коммуникации зачастую определяется именно тем, насколько состоялся такое влияние, а это означает и возможность изменения самого типа отношений, которые сложились между участниками коммуникации.

Коммуникативное общение как обмен информацией возможен лишь при условии, если партнеры имеют единую или подобную систему кодирования и декодирования, то есть "говорят на одном языке". Обмен информацией возможен лишь при условии интерсубъектных знаков, то есть если знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам общения и обеспечивают тем самым возможность взаимопонимания. Для описания такой ситуации используется термин "тезаурус", что обозначает общую систему значений, которые принимают все члены группы. Но дело осложняется еще и тем, что, даже зная значение слов, люди могут понимать их по-разному через свои возрастные, политические, профессиональные и другие отличия. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими и синтаксическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения, то есть включать коммуникацию в некую общую систему деятельности.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они имеют социальный или психологический характер. Это может быть не только отсутствие общего языка и общего понимания ситуации, но и социальные, политические, религиозные и другие отличия, которые могут порождать совсем разную интерпретацию тех самых событий, а также разное мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации в различных социальных групп, а при их проявлении особенно четко выступает включенность общение в более широкий контекст общественных отношений. Однако процесс коммуникации может осуществляться и при этих рубежах. Даже военные противники могут вести переговоры, однако вся ситуация коммуникации при этом значительно усложняется.

Коммуникативные барьеры могут иметь и другой, чисто психологический характер. Они могут возникать или с индивидуально-психологических особенностей партнеров (например, чрезмерной застенчивости, скрытности, некоммуникабельности и др.). или через сформированные между партнерами неприязненные отношения. В этом случае особенно наглядно выступает тот сложный связь, которая существует между общением и отношением, который отсутствует в технических системах.

Для лучшего понимания общения со стороны обмена информацией следует рассмотреть более подробно, которая существует информация, возникновения возможных барьеров.

По своему характеру информация, что исходит от коммуникатора, может быть:

- побудительная - информация выражается в приказе, прошении, инструкции, советы. Она должна стимулировать соответствующее действие. Стимуляция, в свою очередь, может быть разнообразна: активизация - побуждение к действию в заданном направлении; інтердикція - побуждение, которое запрещает соответствующее действие; дестабілЬація - несогласованность или нарушение некоторых форм поведения и деятельности;

- констатирующая - информация выступает в форме сообщения и предусматривает изменение поведения не прямо, а опосредованно и постепенно. Сам характер сообщение бывает разным: мера объективности может варьировать от равнодушного тона изложения до включения в сам текст сообщения элементов убеждения. Вариант сообщения определяется коммун и кагором;

- аксиальная - информация направляет свои сигналы к некоего отдельного ее получателя (индивидуального или группового);

- ретиальна - информация имеет своим адресатом многих реципиентов, большие социальные группы, которые рассредоточены в пространстве и в большинстве случаев являются анонимными для коммуникатора.

При общении происходит эффект возникновения обратной связи - это информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова. Межличностная коммуникация - форма коммуникации, в которой в ролях как коммуникатора, так и реципиента выступают отдельные индивиды. Для межличностной коммуникации является характерным непосредственный контакт между субъектами общения, что предопределяет ряд особенностей этой формы коммуникации: тесную обратную связь, которая регулирует ход общения; разнообразие кодов, используемых, в том числе и невербаль-них; двусторонний обмен информацией, который происходит в виде диалога. Специфика межличностной коммуникации определятся активной природой человеческой личности, которая составляет этот процесс.

Итак, специфика межличностной коммуникации заключается прежде всего в том, что этот процесс является інтерсуб'єктним (Б - 5). В отличие от простого обмена информацией между двумя устройствами, здесь имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предусматривает согласование совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предусматривает в своем партнере не некий объект, а активного деятеля, и на эту его активность нужно ориентироваться, направляя ему информацию, то есть анализировать его мотивы, цели, установки.

Особенностью межличностной коммуникации является то, что в ее процессе каждый из участников получает новую информацию на ту, что ими ссылается, которая образуется от соединения к ней нового смысла в зависимости от значимости информации для участников общения.



Назад