Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

3.2. Коммуникативные барьеры


Психологическая преграда различного происхождения, которую реципиент устанавливает на пути нежелательной, трудов или опасной информации, называется коммуникативным барьером.

Такие барьеры могут возникать через отсутствие понимания между участниками общения, которое возникает на почве социальных, политических, религиозных, профессиональных различий, которые порождают разное мироощущение, миропонимание, мировоззрение вообще. Барьеры в общении могут возникать через индивидуальные психологические особенности тех, кто общается (недоверие, обида, подозрение и др.).

Коммуникативные барьеры могут быть вызваны разными причинами. Поэтому можно выделить следующие их типы: барьеры понимание, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения.

1. Барьер взаимопонимания. Его возникновения может быть вызвано разными причинами как психологического, так и иного характера. Он может возникать через огрехи в процессе передачи информации. Это фонетическое непонимание. Феномен фонетического непонимание появляется в результате использования коммуникатором невыразительной скорой языка, разговоры-скороговорки или языка с большим количеством звуков-паразитов. Попробуйте прочитать своему другу какой-нибудь стихотворение. Первый раз прочитайте его отчетливо, второй - монотонно, односложно и как можно быстрее, а третий - медленно, вставляя после каждого слова звуки-паразиты (например, "гм-м" или "ы-ы"). Спросите, что понравилось ему больше.

2. Семантический барьер понимания. Он связан с тем, что участники общения используют разные значения слов. Например, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: "Подать экипаж!", то это может вызвать у них легкое удивление, потому что в пьесе речь идет о карету, а они представляют себе людей, которые управляют машиной.

3.Стилістичний бар эр понимание. Он обычно возникает при несоответствии стиля языка того, кто говорит, и ситуации общения или стиля языка и состояния того, кто в данный момент слушает. Вы, возможно, слышали историю о иностранца, который изучил некоторые фразы, но когда попытался использовать их, то был избит и его выгнали. Это произошло потому, что он перепутал те слова, которые используют, чтобы нечто пожелать на свадьбе, с тем, как сочувствуют при смерти близкого человека.

4. Логический барьер понимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения того кто говорит или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной или противоречит свойственной ему манере доказательств. Так, если спросить ребенка, почему кораблик, который он пускает в ванне, плавает, она ответит: "Потому что он красный" или "Потому что он мой". В таком случае говорят о детскую логику. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики и др.

5. Социально-культурный барьер понимания. Иногда причиной барьера понимание могут быть социально-культурные различия между партнерами общения. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к разного объяснения тех или иных понятий. В этой ситуации можно вспомнить поговорку: "Сытый голодного не понимает". Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Верховная Рада, где каждый закон долго обсуждают представители различных партий и иногда так и не принимают его. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане свидетельствуют о том, что люди, исповедующие разные религии, также имеют трудности общения друг с другом.

6. Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать именно восприятие партнера общения как лица определенной профессии, национальности, пола и возраста. Представьте, если ту же информацию вы услышите от вашего друга, отца или директора школы. В каком случае вы скорее сделаете то, что вам было предложено? Психологи доказали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитет того, кто говорит, по отношению к тем, кто слушает. В некоторых случаях говорят о барьерах отношений. Речь идет о возникновении чувства враждебности, недоверия к тому кто говорит, а потом - и к информации, которую он передает.

Если исходить из того, что любая информация, которая поступает к человеку, несет в себе элементы влияния на ее поведение, мысли и желания с целью их изменения, то в этом смысле коммуникативные барьеры - это форма психологической защиты. То есть коммуникативные барьеры будто защищают нас от постороннего психического воздействия, возникающего в процессе обмена информацией между участниками общения.

Обычно выделяют два основных типа коммуникативного действия: авторитарную и диалогическую. Основным отличием между этими двумя типами коммуникации особенности отношений и установок, которые возникают у того, кто говорит, по отношению к слушателю.

В случае авторитарного влияния реализуется установка "вниз", в случае диалогического - установка на равноправное общение. Установка "вниз" предполагает не только подчиненный состояние слушателя, но и то, что коммуникатор воспринимает его как пассивный объект своих влияний. В этом случае коммуникатор говорит, а слушатель слушает и некритично впитывает информацию. Предполагается, что в реципиента нет своей устойчивой мнения по определенному вопросу, а если и г, он легко может изменить его в нужном коммуникатору направлении.

В случае установки на равноправие слушатель оценивается как активный участник процесса общения, что имеет право отстаивать собственное мнение. Поэтому в діалогічному, равноправном общении слушатель не выступает как пассивный созерцатель, а вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции обсуждаемого вопроса.

Итак, эффективному общению могут мешать различные препятствия, связанные с непониманием. Препятствием для понимания может быть характер восприятия партнеров общения, обусловлен их личностными установками. Существенным препятствием является также смысловые барьеры, связанные с различиями значений, вложенных разными людьми в те самые слова, символы (вербальные и невербальные атрибуты общения).

Из предыдущего раздела помним, что хотя словесные символы являются основными для передачи идей, важную роль в общении выполняют невербальные символы, к которым относятся мимика, жесты, взгляды, расстояние между партнерами и др. Неодинаковое их чтение разными людьми также может создавать барьеры в общении.

Существенным препятствием в общении является отсутствие внимания и интереса со стороны партнера общения. По этому поводу можно вспомнить историю, переведенную Д. Майгрсом о фермере, который продал осла. Покупатель дал осле несколько команд, но тот их не выполнил. Тогда он говорит фермеру: "Слушай, твой осел глухой". Фермер не сказал ни слова, взял дубинку, врезал ослу и нечто прошептав ему на ухо. Осел рявкнул и помчался со всей скоростью. Покупатель был поражен и спросил у фермера: "Зачем ты бил его палкой?". Фермер ответил: "Сначала нужно пробудить его внимание...".

Люди иногда похожи на этого осла, их внимание также трудно привлечь. С развитием прессы и рекламы они научились быстро отключаться от всего, что не имеет для них непосредственного интереса. Эти привычки еще более тормозят процессы коммуникации.

После того как вы привлекли внимание человека, важно вызвать у нее интерес. Интерес возникает, когда она осознает значение сообщение для себя. Есть два способа вызвать интерес. Первый - влиять на позитивные мотивы поведения людей. Нужно убедить их в том, что они смогут получить желаемое. Второй - влияние на негативные мотивы. Нужно показать им, как предупредить нежелательное развитие событий.

Проблемы в общении возникают также через наличие плохого обратной связи, что не позволяет определить, действительно ли ваше сообщение истолковано в тот смысл, который вы в него изначально вкладывали.

Как вы помните, коммуникация - это процесс двустороннего обмена мнениями и информацией, что ведет к взаимному пониманию. Действительно, если не достигается взаимопонимание, то и коммуникация не состоялась. Например, руководитель фирмы направил письмо всем служащим, объясняя общий поворот политики производства или сбыта, а они с ним не познакомились. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь.

Не менее важна обратная связь и для выяснения содержания общения. Обычно под обратной связью понимают вербальную и невербальную реакцию собеседника на поведение партнера.

Для установления эффективного, правильной обратной связи следует придерживаться важнейших условий. Каждый раз, вступая в общение, предусматривайте конкретный способ обратной связи. Лучшим способом будет личная беседа или обсуждения в группе.

Для уверенности в успехе недостаточно спросить: "Вы меня поняли?". На такой вопрос люди почти всегда отвечают утвердительно, даже если это не соответствует истине. Лучше задать вопрос в соответствии содержания сообщения и попросить показать и рассказать о том, что нужно сделать.

Эта информация не о том, каким является человек, а больше о вас самих в связи с этим человеком. При этом могут быть использованы реплики вроде:

"Если я вас правильно понял, вы считаете, что..."

"Вы думаете, что..."

"Позвольте, я суммирую..."

Можно выделить определенные правила организации обратной связи.



Назад