Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

3.3. Правила подачи обратной связи


Говорите о поведении партнера, а не о его личность.

Говорите больше о своих наблюдениях, а не о выводы, к которым вы пришли.

Больше описаний, меньше оценок.

Описывая поведение другого человека, старайтесь больше пользоваться категориями типа "в большей или меньшей степени...", а не типа "ты всегда..." или "ты никогда...".

Говорите больше о том, что происходит сейчас или что было в недавнем прошлом, не вспоминайте далекого прошлого.

Старайтесь давать как можно меньше советов, лучше высказывайте свои соображения, будто поділяючися мнениями и информацией с партнером.

Выделяйте то, что может другом помочь, что он мог бы при желании изменить, а не то, что дает разрядку вам самим.

Не давайте обратная связь слишком большими порциями - иначе партнер не успевает все осмысливать.

Выбирайте подходящее время, место и ситуацию.

Подача обратной связи - серьезная работа, требующая сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим.

Правила поведения в роли того, кто воспринимает обратная связь

1. Сначала выслушать до конца партнера, не поддаваясь искушению выработать контраргументы.

2. Своими словами пересказать то, что услышали.

Не забывать, что партнер представляет только самого себя, а не человечество в целом и его информация о вас не может быть полной.

Учитывать, что из полученной обратной связи не должен автоматически следовать намерение менять свое поведение.

Помочь партнеру в его трудном задании, помочь ему рисковать.

Главным препятствием в общении могут быть определенные личностные особенности. Например, повышенная тревожность, неуверенность в себе может передаться партнеру. В этом случае прийти к общему мнению, принять решение будет трудно. Чтобы этого не случилось, нужно придерживаться определенных правил.

Руководство по успешной уверенного поведения

1. Если вы хотите в чем-нибудь отказать другому, скажите ему четко и однозначно "нет"; объясните, почему вы отказываете, однако не извиняйтесь слишком долго.

2. Отвечайте без паузы - так быстро, как только это вообще возможно.

3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

Просите прояснить, почему вас просят о чем-нибудь, чего вы не хотите делать.

Смотрите на человека, с которым вы говорите. Следите за ее невербальной поведением: есть ли какие-нсбудь признаки неуверенности в поведении партнера (руки у рта, глаза, которые бегают и др.).

Если вы сердитые, то дайте понять, что это касается поведения партнера и не затрагивает его как личность.

Если вы комментируете поведение другого, используйте язык от первого лица - местоимение "я": "Если ты ведешь себя таким образом, то я чувствую себя так-то и так-то..." Если это возможно, предлагайте альтернативные способы поведения, что, по вашему мнению, будут лучше восприняты вами.

Хвалите тех (и себя в том числе), кому, по вашему мнению, удалось вести себя уверенно (независимо от того, достигнута цель или нет).

Не дорікайте себе, если вы были неуверенные или агрессивные. Попробуйте вместо этого выяснить, в какой момент вы "съехали" с правильного пути и как вы можете действовать в подобных ситуациях в будущем. Плохие привычки быстро не исчезают, новые навыки не падают с неба.

Неуверенным в себе людям часто не хватает основных коммуникативных умений и навыков. В таких навыков принадлежат перевод и вербализация.

Перевод - это повторение рационального содержания того, что произносится своими словами. Это одна из простейших форм обратной связи, что позволяет полностью понять высказывания так, как его вкладывает то, что говорит.

Вербализация - это повторение тем, кто слушает эмоционального содержания высказывания, которое подает тот, кто говорит своими словами. Если мы слышим во время разговора, что нашего партнера переполняют чувства, и мы не поможем ему выражать их открыто, он перейдет на общепринятого, пряча чувства. Благодаря вербализации в партнера по общению появляется возможность думать о собственных проблемах далее; положение вещей становится эмоциональным; собеседник раскрывается далее.



Назад