Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

4.2. Теории межличностного взаимодействия


Рассмотрим теории, которые объясняют внутренние механизмы межличностного взаимодействия. Наиболее популярными в психологии есть теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма.

Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, учитывая возможные вознаграждения и расходы. Согласно этой теории, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и расходы, чтобы сделать наше взаимодействие стойкой и приятной; поведение человека в данный момент определяется тем, вознаграждались и как именно вознаграждались ее поступки в прошлом. Эта теория основывается на четырех принципах:

  • чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще она будет повторяться;
  • если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от определенных условий, человек стремится воспроизвести эти условия;
  • если вознаграждение большая, человек готов затратить больше усилий ради ее получения;
  • когда потребности человека близки к удовольствие, она в меньшей степени готова прилагать усилия для их удовлетворения.

Согласно Хомансом, с помощью его теории могут быть описаны различные сложные виды взаимодействий типа: отношение власти, переговорный процесс, лидерство и др. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен наградами, и реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейным связью типа стимул реакция; высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и др.

Популярностью пользуется и психоаналитический подход. 3. Фрейд считал, что межличностная взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, которые были пережиты в этот период жизни. Таким образом, в соответствии с психоаналитической теорией в процессе взаимодействия люди просто тиражируют, воспроизводят детский опыт. 3. Фрейд считал, что формирование групп и их привлекательность для человека заключается в том, что они испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столько лица-стісними качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с мощными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы как будто возвращаемся к более ранних стадий своего развития. Такой регресс происходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальной ли неорганизованной. Исследования показывают, что отсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп.

В основе подхода Е. Гофмана, который получил название теория управления впечатлениями, есть предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которых можно произвести хорошее впечатление на других; люди сами готовят и создают соответствующие ситуации. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя "декорации" и "окружающая среда" для создания определенного впечатления в других о себе. Гофман пишет: "Несмотря на определенную цель, что индивид мнением ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под влиянием которого другие станут самостоятельно делать то, что отвечает его собственным замыслам". Эту концепцию еще называют теорией социальной драматургии.

Подробнейшее интерактивная сторона общения исследовалась в работах представителей символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), которые считают, что поведение людей по отношению друг к другу и предметов окружающего мира определяется тем значением, что они им предоставляют.

Это направление, получившее название "символический інтеракціонізм", связано с именем Джона Герберта Мида (1863-1931). Д. Г. Мид - личность яркая и известна. Он очень мало писал, а потому труда его последователей в значительной степени состоят из толкований книги "Ум, Я и Общество", которая вышла после его смерти, и сборником пометок, подготовительных материалов ученого и студенческих конспектов, его лекций. Для Мида главное в человеческой действия - это интерпретация, создание значений, опосредование непосредственных воздействий. Даже жесты партнеров по коммуникации воспринимаются не прямо, а как символы, продукты интерпретации чувственного материала. Для того чтобы сделать значимым каждый момент деятельности, человек наделен психологическим механизмом, который включает: а) переработаны, нормативные для личности представление о ней других людей; б) спонтанные ответы на социальные влияния других; в) "вместо", который координирует предыдущие институции. Этот механизм возникает по коммуникации и ради коммуникации. Партнеры по общению прилагоджуються друг к другу, расшифровывая взаимные намерения в жестах, позах, выражении лица и, прежде всего, обмениваются словами.

Символический код для интерпретации себя и другого может образовываться в совместном общении, но человеческая коммуникация настолько сложная, что большую часть значений человеку приходится брать в готовом, обобщенном виде с символического тезауруса культуры. Он состоит из кристаллизованного опыта прошлых взаимодействий и есть расписанному в виде норм группового поведения, которая тяготеет над спонтанными действиями индивидов.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы можем "разгадать" намерение других людей, анализируя их поступки учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. /В связи с этим Мид выделял во взаимодействии два типа действий: 1) незначим жест (является автоматическим рефлексом вроде моргания); 2) значащий жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). В другом случае человеку необходимо поставить себя на место другого человека или, по словам Мида, "принять роль другого". Этот процесс сложный, но мы способны его осуществлять, потому что с детства нас учат придавать значение определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значения почему, оно становится символом, то есть понятием, действием или предметом, выражающий содержание другого понятия, действия или предмета.

Сущность концепции символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В настоящее время мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется соответствующая реакция.

В некоторой степени все являются символами, но из них слова - важнейшие символы, потому что с их помощью мы придаем значение предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что общество учит своих членов одинаково понимать определенные символы. Личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого формирования является установление контроля за действиями личности и тех представлений о ней, состоящие в окружающих.

Символический інтеракціонізм дает более реалистичное представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных моментах взаимодействия, индивидуальных для каждого человека. Эта концепция также придает слишком большого значения символическим аспектам взаимодействия, отвлекая от его содержания.

Другое направление исследования взаимообмена - трансактный анализ, в котором представлены исследования взаимодействия с точки зрения регулирования действий участников через их позиции, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия. Наиболее ярко трансактный анализ представлен в труде Е. Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". С точки зрения Е. Берна, каждый из участников взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые он охарактеризовал как Родитель, Взрослый, Ребенок, Позиция Ребенка может быть определена как позиция "Хочу!", позиция Отца - как "Нужно", позиция Взрослого - как объединения "Хочу" и "Надо". Эти позиции не обязательно связано с соответствующей социальной ролью, а является психологическим определением определенной стратегии взаимодействия.

У каждого человека в соответствии с его психического состояния складываются определенные схемы поведения. Репертуар этих состояний Е. Берн распределил на такие категории: 1) состояние Я подобный образа родителей; 2) состояние Я, который автономно направлено на объективную оценку реальности; 3) состояние Я, который действует с момента его фиксации в раннем детстве, и представляет архаичные пережитки.

Эти состояния соответствуют позициям Родителя, Взрослого и Ребенка, одна из которых проявляется у человека в социальном взаимодействии в каждый момент времени и может изменяться в соответствии с изменением психологических состояний. Каждый тип состояний по-своему очень важен для человека. Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости. Состояние "Взрослый" является необходимым для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые необходимо найти, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Взрослый контролирует деятельность Ребенка и является посредником между ними. Отец осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состояния человек может эффективно играть роль отца своих детей, обеспечив тем самым выживания человеческого рода. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что люди, которые остались сиротами в раннем детстве, испытывают значительно больше трудностей в воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-вторых, благодаря Отцу много наших реакций давно стали автоматическими, что помогает сохранить много времени и энергии. Люди многое делают только потому, что "так принято делать". Это освобождает Человека от необходимости принимать много тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя будничные вопросы на усмотрение Отца.

Итак, все три позиции человека очень важны для выживания, функционирования и взаимодействия. Каждая из них заслуживает одинакового уважения, потому что каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценным и плодотворным. Изменение этих позиций становится необходимым только в том случае, если одна из них нарушает здоровую равновесие. Взаимодействие становится эффективной только тогда, когда транзакции имеют дополнительный характер, то есть если они совпадают.

В концепции Е. Берна единица общения называется сделкой. Люди, которые общаются, проявляют свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансактним стимулом. Человек, на которого направлено трансактный стимул, в ответ нечто скажет или сделает. Этот ответ называется транс-актною реакцией. Целью простого трансактного анализа является выяснение того, какая именно позиция "Я" ответственная за трансактный стимул и какова позиция человека осуществила транзактну реакцию.

 



Назад