Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

4.3. Разновидности межличностных контактов


При міжособистісній взаимодействия обстоятельства подталкивают каждого человека до многих других индивидов. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает среди бесчисленного количества других людей, с которыми потом она вступает во взаимодействие. Этот тип связей, что является очень коротким по своим сроком, называется контактом. Можно выделить различные виды контактов: пространственные, контакты обмена, контакты заинтересованности.

Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодействовать с другими людьми, каждый индивид должен определить их в определенном пространстве (где они, сколько их). Это пространственное определение является первичным моментом, от которого зависит дальнейшее поведение человека и ее будущие социальные взаимосвязи. Каждый человек ежедневно встречается с другими людьми в транспорте, на улице, спортивной площадке, не задумываясь над тем, кто находится в этих местах рядом с ним, однако каждый индивид помнит о существовании других. Это выражается в изменении поведения в присутствии других. Например, девочка, которая только что веселилась у себя дома, выходя на улицу, придает себе серьезного вида, потому что она знает, что на улице присутствуют другие люди.

Итак, пространственный контакт является первичным и необходимым звеном в формировании социальных взаимодействий.

Контакты заинтересованности, их сущность заключается в выборе социального объекта, который имеет определенные ценности или черты, которые отвечают потребностям данного индивида. Вступая в пространственный контакт, человек выделяет из всех социальных объектов, что пространственно воспринимаются, определенного индивида, с которым она связывает положительные или отрицательные эмоции, то есть того, кто имеет черты или свойства, которые отвечают ее интересам. Этот индивид может заинтересовать, например, своей необычной внешностью, или наличием у нее ценной для вас информации, или выявлением физической силы, юмора или, наоборот, неввічливістю, безрассудством. Человек сравнивает индивида, которого выделил, с собой, пытаясь сознательно или бессознательно определить причину своей заинтересованности. Такой контакт может быть двусторонним или односторонним, очным или заочным, вызвать отрицательные или положительные эмоции.

Психологическим механизмом возникновения подобного контакта есть мотив как побуждение к деятельности, что связано с удовлетворением потребности. Каждое лицо имеет набор мотивов относительно различных сторон окружающей ее деятельности. Эти мотивы являются продуктом предыдущего опыта и существующих в настоящее время нужд. Мотивы связаны между собой и составляют мотивационную структуру личности. В основном они потенциальные, то есть до определенного времени не ПРОЯВЛЯЮТСЯ в поведении человека. Однако в некий момент происходит соединение потребности личности с неким объектом окружающей среды. Мотив, что отвечает этой потребности, актуализируется, и возникает интерес - форма выявления потребности, что обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности.

Контакты обмена. Контакты обмена представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремление изменить поведение других людей. Это означает, что в ходе таких кратковременных спорадических обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивидуальность, который вступает в обмен. Ежедневно человек имеет много контактов обмена: покупает билеты в транспорте, обменивается репликами с пассажирами метро, спрашивает, как найти такой-то заведение и др. В большинстве случаев в осуществлении контактов обмена человек совсем не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт, ее интересует только объект обмена. Как пример развития и усовершенствования контактов обмена Я. Щепанський приводит пример с покупкой газеты. Сначала у индивида возникает на основании определенной потребности пространственное видение газетного киоска, потом появляется конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего происходит обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одной основания - потребности в приобретении газеты. Именно этот предмет является центральным в появлении интереса и следующего контакта обмена. Контакты обмена, что повторяются, могут способствовать возникновению более сложных социальных взаимосвязей, которые уже будут возвращены на человека, а не на объект обмена. Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом.



Назад