Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

4.4. Взаимодействие как организация деятельности


Социальное взаимодействие как организация деятельности между людьми состоит из таких элементов: действующая личность, потребность в активизации поведения, цель деятельности, метод деятельности, другое действующее лицо, на которую направлена действие, результат деятельности.. Кроме того, элементом организации деятельности является также внешнее окружение действующего лица или ситуация. Как известно, любой действующий индивид не находится в изоляции. Его окружает материальное, вещественное мир, социальную среду (групповое взаимодействие), культурная среда (нормы и ценности общества). Совокупность вещественных, социальных и культурных условий составляет ситуацию, которая выражается в условиях действия и средствах действия. Ни один индивид не осуществляет деятельности без учета ситуации. Ситуация входит в систему социального взаимодействия через ориентации индивидов. Различают оценочную и мотивационную ориентацию индивида на ситуацию.

Это означает, что каждый действующий индивид должен оценить свое окружение (других действующих индивидов, условия и средства окружающей среды) и с помощью мотивации внести коррективы в цель и методы осуществления социального взаимодействия.

Механизм социального взаимодействия

Социальное взаимодействие, в отличие от импульсивных, рефлексивных действий, никогда не происходит мгновенно. До ее осуществления в сознании действующего лица должна возникнуть достаточно устойчива побуждение к активности. Так,) побуждение осуществления действий называется мотивацией.-Мотивация в аспекте рассмотрения ее как элемента организации социального взаимодействия - это сила, которая толкает индивида к совершению определенных действий. Следовательно, механизм социального взаимодействия состоит из потребности, мотивации и самого действия. Этот механизм можно представить в виде следующей формулы:

Потребность + Мотив + Интерес = Взаимодействие

Любое социальное действие начинается с возникновения в потребности индивида, которая предоставляет ему определенной направленности: это могут быть, например, физические потребности (в пище, сне и др.), потребности в безопасности, общении, достижении определенного статуса, самоутверждении и др. Потребность соотносится индивидом с объектами (субъектами) внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Социальный объект в сочетании с мотивом, который актуализируется, вызывает интерес. Постепенное развитие интереса приводит к появлению у индивида цели относительно конкретных социальных объектов. Момент появления ее означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, которая означает потенциальную готовность к осуществлению социального действия.

Свидетельством важности интерактивной стороны общения является появление в истории психологии интерактивного направления, который рассматривает взаимодействие как исходный пункт любого социально-психологического анализа.

Виды взаимодействия

Традиционно виды взаимодействия разделяют на две группы: сотрудничество и соперничество.

Сотрудничество. Оно предусматривает такие действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивают ее успешность, согласованность, эффективность. Этот вид взаимодействия обозначают также понятиями "кооперация", "согласие", "приспособления", "ассоциация".

Соперничество. Эту группу образуют действия, которые в определенной степени расшатывают совместную деятельность, создают преграды на пути к взаимопониманию, их обозначают также понятиями "конкуренция", "конфликт", "оппозиция", "диссоциация".

Эта классификация в основе имеет дихотомический разделение видов взаимодействий. Другая - количественный аспект, то есть ориентируется на количество субъектов, участвующих во взаимодействии. В соответствии с ней различают взаимодействие между группами, между личностью и группой, между двумя личностями (диада).



Назад