Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

4.5. Психолопчний влияние


При социальном взаимодействии происходит своеобразный процесс и результат изменения одним индивидом поведения, установок, намерений, представлений другого индивида. Влияние может быть направленным (ставится цель достижения определенного результата) и опосредованным (соответственно).

Психологическое воздействие - применение в міжособистісній взаимодействия исключительно психологических средств с целью влияния на состояние, мысли, чувства, действия, другого человека.

К видам психологического воздействия в первую очередь принадлежат убеждению, заражение, внушение, подражание, мода, слухи.

Убеждение. Как способ психологического влияния, убеждения направлено на снятие своеобразных ^фильтров на пути информации до сознания и чувств человека. Его используют для преобразования информации, которая сообщается, на систему установок и принципов индивида.

Убеждение - метод сознательного и организованного воздействия на психику индивида через обращение к его критического суждения.

Здійснюючись в процессе коммуникативного взаимодействия, убеждения обеспечивает восприятие и включения новых сведений в систему взглядов человека. Основано оно на сознательном отношении индивида к информации, ее анализе и оценке. Благоприятными условиями для убеждения является дискуссия, групповая полемика, спор, поскольку сформированная во время их протекания мнение гораздо глубже, чем та, которая возникла за пассивного восприятия информации.

Заражения. Самый массовый способ интеграции групповой деятельности возникает за значительного скопления людей - на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д. Одним из его признаков является стихийность.

Заражение - психологическое воздействие на личность в процессе общения и взаимодействия, который передает определенные настроения, побуждения не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу.

Психическое заражение осуществляется через передачу эмоционального состояния от одного лица к другому на бессознательном уровне. Сознание при таких условиях резко сужается, почти исчезает критичность к событий, информации, поступающей из разных источников. Психология толкует заражения как неосознаваемой, непроизвольную склонность человека к определенным психических состояний. Происходит заражение через передачу психического настроя, наделенного большим эмоциональным зарядом. Оно является одновременно продуктом влияния на других энергетики психического состояния индивида или группы, а также способностью человека к восприятию, сопереживание этого состояния, соучастия.

Внушения. В современных условиях применяется довольно часто, одновременно может быть одним из опасных инструментов манипуляции поведением человека, поскольку действует на сознание и подсознание.

Внушения, или сугестія,- метод воздействия на психику человека, эт 'связан с существенным снижением ее критичности к поступающей информации, отсутствием стремления проверить ее достоверность, неограниченным доверием к ее источников.

Эффективным внушения будет лишь тогда, когда будет возникать эффект доверия. Источников внушения довольно много. Ими могут быть знакомые и незнакомые люди, средства массовой информации, реклама и др. Внушение направлено не к логике индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а к его готовности воспринять распоряжение, приказ, совет и в соответствии с них действовать. При этом большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которую направлено воздействие: способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, твердость убеждений, пол, возраст, эмоциональное состояние и т.д. Важным фактором, который предопределяет эффективность внушения, есть авторитет, умения и навыки, статус, волевые качества суггестора (источники влияния), его уверенные манеры, категорический тон, выразительная интонация.

Сознательно применяют в медицине (гипноз, психотерапия). В то же время внушения может иметь и отрицательное влияние, став инструментом безответственной манипуляции сознанием индивида, группы.

Формами внушения могут быть: гетеро сугестія (влияние со стороны) и ауто сугестія (самовнушение). Самовнушение принадлежит к сознательному саморегулирования, внушения себе определенных представлений, чувств, эмоций.

Подражания* самая Распространенная форма поведения человека в міжособистісній взаимодействия. Это процесс ориентации на определенный пример, образец, повторения и воспроизведения одним человеком действий, поступков, жестов, манер, интонаций другого человека, копирование черт ЕЕ характера и стиля жизни. Именно через подражание осуществляется процесс социализации личности, реализуясь через обучение и воспитание. Особое значение оно имеет в развитии ребенка. Поэтому большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике осуществляется в детской, возрастной и педагогической психологии. У взрослого человека подражания является побочным способом усвоения окружающего мира, ее психологические механизмы наследования значительно сложнее, чем у ребенка и подростка, поскольку срабатывает критичность личности. Подражания во взрослом возрасте является элементом обучения определенным видам профессиональной деятельности (спорт, искусство). Однако его нельзя рассматривать как однонаправленный движение информации, образцов поведения от индуктора (ко-мунікатора) до реципиента. Всегда существует (иногда минимальный) обратный процесс - от реципиента к индуктора.

Мода - это форма стандартизированной массового поведения людей, что возникает стихийно под влиянием настроений, вкусов, увлечений, которые доминируют в обществе.

Мода объединяет много противоречивых тенденций и механизмов социально-психологического общения: идентификацию и негативизм, унификацию и персонализацию, подражания и противопоставления. К ее особенностям относится то, что она проявляется во всех сферах общественной жизни, экономике, политике, искусстве, быту, спорте и т.д.

Мода очень тесно связана со вкусами и нравами людей. С первыми ЕЕ сближают гибкость и подвижность со вторыми - повторяемость и устойчивость.

Для моды характерна динамичность, постоянное стремление к скоротечности, новизны и в то же время она консервативна. Нечто отрицая, отбрасывая старое, мода вместе с тем претендует на роль образца, эталона. Иначе говоря, мода - это частичное, внешняя изменение культурных форм поведения и предпочтений человека.

Слухи. Когда люди сталкиваются с чем то непонятным, но, по их мнению, важным, они всегда пытаются найти соответствующую информацию, в которой было бы необходимое разъяснение. Слух - это сообщение, поступающей от одной или более лиц, о ничем не подтвержденные события. Как правило, они касаются важных для определенной социальной группы или человека явлений, затор куют актуальные для них потребности и интересы. Ожидания получить удовольствие в информации является главным мотивом восприятия и воспроизведения услышанного (слухи).



Назад