Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

5.3. Эффекты социальной перцепции


При общении возникают эффекты социальной перцепции как результат приписывание или распространение оценочного впечатление на восприятие действий, поступков, личностных черт другого человека за дефицита времени и источников информации.

Эффект ореола. Характеризуется тенденцией преувеличивать свойства личности собеседника, переносить благоприятное (неблагоприятное) впечатление об одной качество индивида на все другие.

Эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление о человеке вызывает положительные оценки и не представленных качеств. Бывает и наоборот: общее неприятное впечатление порождает негативные оценки. Положительная переоценка поведения и рис другого человека обусловлена положительной предвзятостью. Относительно нее употребляют название "позитивный ореол", негативная негативной предвзятостью, когда выявленные в дальнейшем положительные качества не берутся во внимание, недооцениваются (негативный ореол).

Познавая другого человека, происходит эмоциональное оценивание ее, попытка понять поступки, спрогнозировать его поведение и смоделировать собственную. Это достигается благодаря использованию механизмов идентификации, эмпатии, эгоцентризма, рефлексии, стереотипизации, каузальної атрибуции, эффектов социальной перцепции и др.

Идентификация. Самым элементарным способом понимания другого человека является уподобление себя с ней, что играет важную роль в общении и взаимодействии.

Характеризуется отождествлением (уподібненням) себя с другим индивидом или группой, основой которого является эмоциональная связь; приобретение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей; копирование субъектом мыслей, чувств, действий другого человека, которая является моделью.

Идентификация является способом понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление ее с собой, попытка понять ее состояние, настроение, самооценку, отношение к миру, представив себя на ее месте. Она может быть полной (отождествление себя с другим человеком в целом) или частичной (уподобление по одному признаку).

Результатом идентификации является интроекция - выделение и отождествление себя с личностью или группой, перенос, заимствования, "уборка" в себя определенных черт объекта и проекция - приписывание другому своих мыслей и чувств.

Эмпатия. Этот механизм, реализуясь как эмоциональный отклик на проблемы другого, тесно связан с идентификацией. Эмпатия является основным навыком, которая приобретается в процессе социализации и предполагает способность принимать социальные роли и установки других, представлять себя в социальной позиции другого и предвидеть его реакции.

Эмпатия (сопереживание, сочувствие) попытка объять эмоциональное состояние другого человека; психические процессы, который дает возможность понять переживания другого человека (механизм познания); действие индивида, что помогает ему по-особому выстроить общение (особый вид внимание к другому человеку); способность, свойство, способность проникать в психическое состояние другого человека (характеристика человека, то есть емпатійність).

Склонность к эмпатии возрастает при приобретении жизненного опыта, а также среди схожих между собой людей. Уровень эмпатии зависит от способности индивида представить, как одно событие будет восприниматься разными людьми, признание права на существование различных точек зрения. Склонна к эмпатии человек терпимый к выражению эмоций другими людьми; глубоко вникает в субъективный внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом собственного настроения и мира; готова адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека ради лучшего понимания того, что с ней происходит.

Проявлениями эмпатии является сопереживание - переживание индивидом тех самых эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, и сочувствие - эмоциональное восприятие проблем другого безотносительно собственного состояния и действий.

Эгоцентризм. Явлением эгоцентризма усложняется процесс межличностного познания людьми друг друга. Он заключается в неспособности увидеть и понять познавательную позицию другого человека, неумении оценить факты, события, явления с ее точки зрения.

Эгоцентризм - сосредоточенность индивида только на собственных интересах и переживаниях, что влечет его неспособность понять другого человека как субъекта взаимодействия и самодостаточную личность. Чаще всего эгоцентризм проявляется в раннем детстве. В процессе развития и обучения личности сила проявления его постепенно уменьшается.

Эгоцентричность как закономерный этап становления является нормальным личностным развитием. Отклонением от нормы являются застря-гання личности на этом этапе, отсутствие сил и стремление преодолеть его. Жесткая ориентация на себя не способствует развитию личности. Поэтому эгоцентрики живут своими представлениями о добре, справедливость, любовь.

Рефлексия. Механизм социальной перцепции, который реализуется как внутреннее представление человека о мнении тех, кем он контактирует.

Рефлексия (обращение вспять, самопознания) - видение индивидом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или общности; вид познания, в процессе которого субъект становится об 'объектом своего наблюдения; размышления, анализ собственного психического состояния.

Рефлексия означает познание другого через выяснения мнений о субъекте, субъектом познания себя через выяснения мнений других людей о нем. Чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше она знает о себе и окружающих ее людей. Рефлексия удостоверяет переход от полного включения самосознания в деятельность до формирования нового отношения субъекта не только к деятельности, но и к себе в этой деятельности.

Этот вид социальной перцепции предполагает не только знание субъекта о себе и своей деятельности, но и представление о том, как он и его деятельность воспринимаются другими. Как новообразования психики, она появляется на определенном этапе онтогенетического развития. Созревание механизмов рефлексии стимулирует самоанализ, формирование воли, становления личностной зрелости.

Стереотипізація- формирование впечатление о человеке на основе выработанных стереотипов; приписывание знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.

Оценочные стереотипы представляют собой совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку. Формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.п.) происходит незаметно для индивида. Возможно, в связи с недостаточной осознанностью стереотипы утверждаются как устойчивые эталоны, властвуя над людьми. Формируются они как следствие недостаточной информированности, результат обобщения личностью собственного опыта, дополненного сведениями, полученными из книг, кинофильмов, высказываниями других людей. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, легче его понимать и прогнозировать. Когнитивной основой стереотипизации есть такие операции, как селекция, ограничения, категоризация социальной информации. Мотивационную основу этого механизма составляют процессы оценочной поляризации на пользу своей группы, что внушают индивиду чувство принадлежности и защищенности.

Обычно они формируются с недостаточной осведомленности об объекте восприятия, стереотипы могут выполнять консервативную, иногда реакционную роль, формируя неправильные представления о людях, деформируя процесс межличностного понимания и взаимодействия. Во время познания людьми друг друга стереотипізація способна повлечь упрощение и сокращение этого процесса. В таком случае стереотипы не обязательно выполняют оценочную роль. Стереотипізація порождает предубеждение в восприятии другого человека. Если суждение о другом человеке выстраивается на основе предыдущего негативного опыта, то новое восприятие представителя той самой группы будет также неприязненным.

Стереотипы формируются обыденным сознанием, поэтому они часто бывают не только сомнительными, но и ошибочными. Проверить истинность или ложность стереотипа можно только в процессе анализа конкретной ситуации.

Каузальна атрибуция. Изучение каузальної атрибуции помогает познанию механизмов взаимопонимания, процессов интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Каузальна (причинная) атрибуция (приписывание) - интерпретация необходимой субъекту информации путем приписывания партнеру по взаимодействию возможных чувств, причин и мотивов поведения.

Мы иногда, не зная, зная недостаточно истинные причины поведения другого индивида, начинаем приписывать друг другу несвойственные им причины, образцы поведения, общие характеристики. Это явление называется фундаментальной ошибкой атрибуции.

Способы коррекции ошибок сприйнятгя других людей с опорой на эталоны

Больше внимания уделяйте невербальному поведению партнера мимике, позе, жестам, интонациям, направления взгляда, походке, осанке.

Обращайте внимание на ошибочные действия партнера (оговорки, забывание, замалчивание, ошибки слуха и др.), за какие могут скрываться подавлены или чувства, которые сдерживаются.

Отмечайте для себя, как у человека выражаются две основные социальные нужды - в эмоциональной поддержке и в признании. Это ключ к пониманию того, как человек ведет себя с другими своими мотивами.

Следите, в какую сторону партнер отклоняется от темы вашего разговора. Отклонение от темы - признак сокрытия чувств к собеседнику.



Назад