Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

6.1. Конфликт: элементы, типа, динамика конфликта


Конфликты неизбежны и существуют там, где есть жизнь, поэтому нужно знать, как предотвращать их деструктивности, негативным проявлениям и разрушающим последствиям, как вести себя в процессе различных конфликтов, как вести себя в значимых, жизненно важных конфликтах, как завершать и конструктивно, к счастью для всех конфликтующих сторон, решать конфликт.

Психологические знания о личностные предпосылки конфликтной поведения указывают нам на важность осознания собственных желаний и поступков, целей и умений слушать другого, оформлять в слова собственные желания, необходимость гибкого применения различных стратегий и тактик в конфликтах, и, прежде всего, тех конфликтов, которые являются конструктивным выходом из сложной и не совсем ясной критической ситуации.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Основу любого конфликта составляет ситуация, что включает противоречивые позиции сторон по поводу некоего, или спорные цели и средства их достижения при данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, что в конце концов, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, затрагивая интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуален.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

  • стороны (участники, субъекты) конфликта;
  • условия прохождения конфликта;
  • образы конфликтной ситуации;
  • возможные действия участников конфликта.

В основном основные причины возникновения конфликтов - это разные аксіологічні (ценностные) установки коммун и в канте. А.П. Егідес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения - конфликтогенную и синтонну'.

Конфликтогенная поведение провоцирует конфликт, который возникает, когда потребности одного человека мешают удовлетворению потребностей другого.

Конфликтогенные ситуации возникают на каждом шагу. Например, двое разговаривают, подходит третий. Собеседники замолчали (конфликтогенная ситуация) или включили его в свой разговор (синтонна ситуация). Или: я даю человеку совет, когда она меня просит (синтонна ситуация); я даю ей совет, когда она этого у меня не просит (конфликтогенная ситуация). Когда с вами переходят на "ты" без вашего разрешения, это может стать началом конфликтной ситуации - там, где люди чувствуют себя равными, скажем, в очереди ("я с вами свиней не пас!"). И даже если вы должны терпеть такое хамство со стороны то ли начальник, то ли искреннего друга, в вашем лице он, согласитесь, не приобретет себе единомышленника. Правильным путем до начала конфликта является притворно доброжелательные фразы вроде "Как бы вам это объяснить?", "Ты не понимаешь...".

Немало конфликтов возникает и через то, что люди по-разному понимают одно и то же слова или болезненно воспринимают логические и речевые ошибки (нелогичность изложения или употребление слова в неверном смысле). В свое время известный философ Бы. Рассел создал "семантическую философию": она утверждала, что все конфликты, вплоть до войн включительно, возникают исключительно через неадекватное восприятие и толкование чужого языка и чужих слов. Например, в украинском, русском и польском языках существует разное семантическое насыщения слова "сострадание". В украинском и польском языках "сожалению" (їаі") - это эмпатия, понимание проблем собеседника как собственных. В русском же языке слово "пожалеть" воспринимается как унижение.

Особенно горячо разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия - недвусмысленные обиды и унижения собеседника или одиозное отрицание его утверждений (особенно без аргументации). Если вы стремитесь быть благородным, никогда не надо опускаться в конфликте к такого рода вещей.

Однако для создания конфліктогенної ситуации не нужно никаких особых обидных слов. Нейтральное слово или предложение могут создать как синтонну, так и конфликтогенную ситуацию, если включаются невсрбальні факторы. Например, "спасибо" можно сказать таким ледяным тоном, что у собеседника пропадет всякое желание продолжать разговор. Таким образом, кон-фліктогенні ситуации формируются не только в русле собственно речевой деятельности. Скажем, демонстративно не замечать или не слушать человека, когда она к вам обращается, не отвечать на приветствие (такая себе примитивная имитация "аристократизма", как его себе представляет данный субъект) - конфликтогенная ситуация. И даже такой позамовленнєвий фактор, как хмурое выражение лица, тоже может привести к ссоре.

Синтониа поведение (от лат. "тон" - "звук"; то есть "созвучно") - это поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника. Это кому-какие формулы благодарности, улыбки, дружеские жесты и т.д . - то, что в упоминавшейся выше методике нейролингвистического программирования (НЛП) называется "подстройкой" под собеседника. Пример: жена разбила чашку; я, человек, обвиняю ее - и это конфликтогенная ситуация; но если я виню себя в том, что собственноручно поставил чашку на край стола, - это ситуация синтонна.

Большинство людей в большинстве случаев придерживаются нейтральной поведения. Так, если взять ситуацию выполнения требований закона, здесь можно выделить 3 варианта поведения: не обязан, а сделал (синтонна); обязан, а не сделал (конфликтогенная); обязан и сделал (нейтральная). Придерживаться нейтральной линии не всегда удается: например, только моральный урод спокойно слушать, как оскорбляют близкого ей человека.

Обобщая наиболее распространенные классификации конфликтов, можно выделить следующие базовые основания классификации и типологии конфликтов^:

- по составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликтов (внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, міжколективні, межгосударственные, межпартийные, межнациональные и др.);

- по проблемно-деятельностным признаку (управленческие конфликты, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие и др.);

- за время протекания конфликтов (острые и хронические конфликты; быстротечны и долговременные и др.);

- по содержанию конфликтов (содержательные или проблемные и "коммунальные" или бессодержательные);

- за тенденцией к преобразований и вариативностью (конструктивные и деструктивные или неконструктивные конфликты);

- по степени остроты противоречий (недовольство, несовпадение, противодействие, раздор, вражда, война и др.);

- по степени интенсивности конфликтов (основные и неосновные, реалистичные и нереалистичны и др.).

До обозначенных типов в пределах каждой из названных классификаций типы конфликтов конкретизируются и определяются виды конфликтов.

Кроме того, отмечаются и классификации, в которых конфликты выделяются сразу по нескольким основаниям классификаций, например:

Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на самые разнообразные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Названы конфликты могут возникать как на уровне мікросередо-высшее (общества), так и в самых маленьких объединениях, между отдельными лицами. Эти конфликты могут быть глубокими, острыми и сложными, могут затрагивать отношения к политике государства той или иной партии; могут быть связаны с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.

Экономические конфликты, в основе которых - столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновения, тем глубже и устойчивее конфликт, тем труднее (иногда и невозможно) его решить. Именно экономические конфликты могут возникать и между отдельными людьми.

Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользование бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности оказания социально-бытовых услуг и др.

Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, проблемах в психологической атмосфере семьи. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых столкновений, морально-бытовой распущенности членов семьи до серьезных идеологических разногласий, прямо или косвенно влияют на организацию многочисленных сторон ее жизни.

Социально-психологические конфликты, которые проявляются как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов - нарушения в сфере взаимоотношений. Причина нарушений: психологическая несовместимость, то есть неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, который вызывает у одной из сторон или одновременно в каждой стороны неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих. Эмоциональные конфликты, возникающие через эмоциональные состояния, которые вызывают напряженную обстановку и в конечном счете перерастают в настоящие конфликты самого разного характера: от экономических, идеологических к семейно-бытовых. Причины такого рода конфликтов лежат в сфере состояния здоровья. Это могут быть и отклонения в сфере сексуальных отношений, и навязчивые состояния, и патологические поезда (алкоголь, наркотики).

Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, которые возникают в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, обучающихся, родителей, руководителей. Эти конфликты требуют гармонизации отношений в системе "учитель - ученик", "учитель - ученики", "учитель - учитель", "учитель - родители", "учитель - руководитель".

Конфликты принадлежности, которые происходят через двойную принадлежность индивидов, например, когда они образуют группу.

Поскольку конфликт всегда предполагает участие сторон, наиболее всеобъемлющей и фундаментальной является классификация конфликтов по количеству сторон, принимающих в нем участие:

  • межгрупповые конфликты (конфликты в больших социальных группах, организациях, малых группах), когда конфликтующими сторонами выступают социальные группы, которые преследуют несовместимые цели и препятствуют друг другу на пути их реализации и т.п. Личностно-групповые конфликты, возникающие в случае несоответствия поведения личности групповым нормам, ожиданиям, интересам, потребностям, ценностям, целям между отдельной личностью и группой людей;
  • межличностные конфликты, когда члены одной группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, или одновременно в конфликтной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон;
  • внутриличностные конфликты - столкновения между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, поездами одного человека.

Распространенной основанием для классификации конфликтов может быть продолжительность их протекания и степень их напряженности:

Кратковременные острые конфликты отличаются большим эмоциональным забарвленістю, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих. Иногда заканчиваются тяжелыми или даже трагическими результатами. В основе таких конфликтов чаще всего лежит не столько глубина, острота противоречий, сколько проявление особенностей характера и темперамента личности. Длительные острые конфликты характеризуются глубокими, устойчивыми противоречиями конфликтующих сторон, которые контролируют свои реакции и поступки.

Слабые по проявлением, "вялые" конфликты, которые отмечаются в противоречиях, имеют неострый характер, зачастую активная бывает только одна из сторон; другая не стремится найти свою позицию, избегает открытой конфронтации.

Динамика развития конфликта включает такие составляющие.

1. Возникновение конфликтной ситуации. Конфликт не возникает внезапно, мгновенно, ему предшествуют скрытые или открытые социально-психологические процессы между личностями или в сознании личности, и, наконец, в какой-нибудь группе, то есть сначала возникает конфликтная ситуация.

Под конфликтной ситуацией понимают относительно устойчивый на некотором промежутке времени сочетание намерений человека с условиями их достижения. При таком определении психологическая ситуация оказывается тем, что состоит из двух основных частей: намерений и условий, изменения в которых ведут к изменению ситуации.

В период, предшествующий конфликта, психический мир личности (психические процессы, свойства, образования и состояния) может проявляться по-разному. При этом эмоциональные переживания могут характеризоваться повышенной тревожностью, страхом, враждебными чувствами, желанием оказать сопротивление, предвзятостью, агрессивностью, подъемом, спадом, уверенностью или неуверенностью и т.д. Эти внутренние состояния и переживания порождают неуравновешенность системы "человек - окружающая среда", которое влияет на человека, что, в свою очередь, приводит к несогласованности ее внутреннего и внешнего состояния, негативно влияет на восприятие ней ее окружения.

В конкретной ситуации неуравновешенность внутренней психологической структуры личности может выражаться в повышенной раздражительности, негативной реакции на людей, слова, предметы, явления и т.д. Разлад в психологической структуре личности приводит ее в такое критическое состояние, для которого достаточно иногда незначительного действия, чтобы возник конфликт. Поэтому важно своевременно принять меры для предотвращения или нейтрализации конфликтного состояния. Конфликт можно и необходимо предотвращать на этой стадии, то есть стадии передконфліктної ситуации, когда разногласия, противоречия только зарождаются.

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Когда противоречия становятся осознанными и противоположная сторона отвечает реальным действиям (поведением), конфликт становится реальностью, потому что только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого также следует, что противоречие может быть не только объективной, то есть реально существующей, но и субъективным, мнимой или только воспринятой такой). Для того чтобы конфликт был осознанный, необходимый инцидент, то есть ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Существуют такие варианты соотношения между субъективными и объективными сторонами конфликтной ситуации:

  • конфликт, что адекватно понимается участниками. Это объективная конфликтная ситуация, и стороны правильно ее понимают;
  • конфликт воспринимается в отношении неадекватно и не понимается участниками. В этом случае имеет место объективная конфликтная ситуация, а стороны воспринимают конфликт относительно адекватно, но с теми или иными отклонениями от реального положения вещей;
  • конфликт, который в целом не понимается. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не воспринимается как такая потенциальными участниками конфликта;
  • ложный конфликт. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные.

После того как конфликт осознается, стороны переходят к конфликтной поведения, которая направлена на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

Важно то, что стороны сами должны осознавать свое поведение как конфликтную. Может быть и так, что действия одного субъекта по отношению к другому становятся средством для снятия внутреннего напряжения. В этом случае интравертный конфликт переходит в межличностный.

3. Инцидент, мотив конфликта. Обстоятельства, которые способствуют созданию конфликта, могут быть разные. Толчком для вступления личности в конфликт бывает, как правило, внутреннее или внешнее побуждение, вызвано личной реакцию на основе отношение, что уже сложилось, личности к окружающей ее среды. Такими могут быть пренебрежительный жест, мимика, грубое, резкое слово, оскорбительный тон, физическое или моральное оскорбление, недружелюбен взгляд, унижения достоинства личности, предвзятое отношение к лицу, необъективная оценка результата деятельности личности или группы, равнодушие, формализм, бюрократизм и др.

При этом слово и интонация, с которой оно произнесено, является самым активным раздражителем, что толкает человека на конфликтное противоборство. Само слово имеет стимулирующую функцию за наличием определенного отношения к партнеру. Негативная реакция на слова г свидетельством напряженности отношений между людьми. Она может выразиться в мимике, жестах, "недобром взгляде", настороженности, подчеркнуто неуважній или бестактном поведении, равнодушия, неуважительном отношении и др.

4. Разрастание и эскалация конфликта сопровождаются обычно столкновением противодействующих сторон в форме демонстративного поведения, высказываний, а иногда и физических действий. Это столкновение имеет острый эмоциональный характер и отличается высокой степенью внутренней напряженности конфликтующих.

Необъективное или неполное решения возникшего конфликта вызывает повторный конфликт. При этом время, даже если конфликт разрешен объективно, бывает достаточно лишь пренебрежительной позы, жеста, взгляда, выражения для возникновения нового конфликта. Это объясняется тем, что ранее негативные установки в отношениях конфликтующих лиц, которые сформировались, продолжают действовать еще некоторое время, и человек может самопроизвольно испытывать предубеждение к своего противника невольно хранить о нем предвзятое мнение и даже действовать в ущерб ему.

Негативное влияние на коллектив оказывают как сильные, так и слабые, но повторяющиеся конфликты, которые являются следствием меньшего внимания к ним. Необходимо стремиться не допускать повторных конфликтов из одного и того же вопроса, поскольку конфликтные отношения имеют тенденцию закрепляться в стереотипах поведения.

5. Решения конфликта является заключительным этапом динамики конфликта, потому что субъективное завершения не устраняет причины конфликта, зачастую усиливает разногласия, противоречия, разграничивает группу.

Последний этап развития конфликта возможен как в результате изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет превращения ее образов, которые есть у участников конфликта.

Решение конфликта может быть полным или частичным:

  • полное разрешение на объективном уровне через преобразования объективной конфликтной ситуации. Например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привела к конфликту;
  • частичное решение на объективном уровне вследствие изменения объективной конфликтной ситуации в связи с потерей заинтересованности в конфликтных действиях;
  • полное разрешение на субъективном уровне благодаря кардинальному изменению образа конфликтной ситуации;
  • частичное решение на субъективном уровне через ограниченную, но достаточно (для временного прекращения противоречия) изменение образа конфликтной ситуации.

Иногда для полного решения конфликтов необходимо участие третьей стороны с целью поиска решения, которое удовлетворит обе стороны. Третья сторона (арбитры, посредники или медиаторы, помощники) - индивид или группа, внешняя по отношению к конфликта. их специально подбирают и приглашают для оказания профессиональной помощи в достижении согласия и решении конфликта.

Стадии развития конфликта

1.В динамике конфликта, в его реализации как процессе различают четыре основные стадии.

Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация не сразу различается людьми, поэтому ее можно назвать стадией потенциального конфликта.

2.Усвідомлення объективной конфликтной ситуации Когда противоречия становятся осознанными и противоположная сторона отвечает реальным действиям (поведением), конфликт становится реальностью, или только восприятие ситуации как конфликтной побуждает соответствующее поведение (противоречие может быть не только объективным, реально существующим, но и субъективным, мнимым). Для того чтобы конфликт был осознанным, необходимый инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ограничивать интересы другой.

3.Перехід к конфликтному поведению. После того как конфликт осознанный, стороны переходят к конфликтному поведению, направляемой на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремление, целей, намерений.

4. Решения конфликта является четвертой составляющей. Оно возможно в результате изменения объективной конфликтной ситуации и преобразования ее в образе, что есть у оппонентов.

Конфликт возникает только при определенных условий, внешних и/или внутренних.

1. Внешние условия возникновения конфликта в основном сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится совершенно невозможным или ставится под угрозу. Внешние условия конфликта в жизни человека в обществе возникают с неизбежной необходимостью, во-первых, через борьбу с природой, когда возникают неизбежные трудности и препятствия в удовлетворении мотивов и взаимоотношений личности. Во-вторых, удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще недовольных. Этот непрерывное развитие недовольных мотивов - необходимое условие развития личности и общества в целом.

В психологии достаточно широко применяется классификация потребностей. Маслоу, который разделяет потребности на пять основных типов:

  • физические (еда, секс, материальное благополучие и др.);
  • потребности в безопасности;
  • социальные (потребность в общении, социальных контактах, взаимодействия);
  • потребности в достижении престижа, знаний, почета, определенного уровня компетенции;
  • высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве).

Желание, стремление личности можно отнести к которому* нибудь типа этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями, а в случае невозможности такого достижения или невозможности реализовать потребность, возникают конфликтные ситуации.

Вторым психологически значимым элементом, который стимулирует возникновение конфликтных отношений, есть цель личности, ее совпадение или несовпадение, соответствие или несоответствие, а также значимость для участников конфликта.

2. Внутренние условия или предпосылки занимают основное место в возникновении конфликтов. Среди них прежде всего отмечаются личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов (конфликтность как относительная стойка личностная свойство, деструктивные внутренние или внутриличностные конфликты, акцентуаці характера, ригидность мышления и поведения, негативные стереотипы поведения, которые сложились, и др.). Источники конфликтов вызывают предпосылки и причины возникновения конфликтных ситуаций и эскалации конфликтов.

Предвидения и прогнозирования возникновения и развития конфликтов создает условия и определяет пути управления ими. Профилактика возникновения, стабилизации и эскалации конфликтов является важным направлением деятельности управленцев, психологов, социальных работников по эффективному их прогнозирования и предотвращения. Превентивная психология конфликтов - это создание объективных и субъективных или психологических условий, которые противодействуют возникновению конфликтных ситуаций и инцидентов, способствуют повышению культуры и конструктивного стиля общения и решения жизненных проблем.



Назад