Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

6.2. Особенности поведения в конфликтной ситуации


О конфликте говорят тогда, когда противоречия между людьми начинает осознаваться и требует решения. Часто причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.

Таким образом, конфликт - это осознанное противоречия между людьми, что требует решения. Конфликт не всегда является эффективным путем преодоления противоречия, поскольку действие сильных эмоций замедляется и сужается мышления, срабатывают при этом примитивные пласты психики. И вместе с тем, если анализ показывает, что выбора нет и конфликт является единственным доступным способом урегулирования противоречия, необходимо самому выступить инициатором конфликта, потому что при сознательном вхождении к конфликту возможность управлять им значительно выше. При этом необходимо помнить, что в большом количестве конфликты вредны для здоровья.

Перед началом конфликта необходимо сформулировать ответы на следующие вопросы.

возможно ли и желательно устранения противоречия вообще (не забывая о том, что противоречия - двигатель развития)?

если да, то есть ли более экономные и етичніші пути решения противоречия, кроме конфликта?

если нет другого пути, то как долго может протекать конфликт и хватит ли у вас сил для победы?

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций, преодолевать повседневные трудности, встающие перед будь-каким человеком в процессе общения, приводят к эмоционального стресса, который подрывает физическое и психическое здоровье. Это неумение психологи называют барьерами межличностного общения. Барьеры общения - это те многочисленные факторы, которые являются причиной конфликтов или приводящие к их возникновению. Чаще всего приходится сталкиваться с психическими (личностным) барьерами. Однако следует помнить, что ни один конфликт не возникает из ничего и не исчезает безрезультатно.

По любым поступком скрываются определенные цели, а за конфликтом - несовместимость целей и желаний участников конфликта.

Например, потеря интереса к работе, а тем более его отсутствие - это фактор, который приводит человека к конфликтности, поскольку степень утомляемости при одних и тех же потерь энергии зависит от эмоционального отношения к труду. Негативное отношение вызывает у человека негативные эмоции, напряженность, не дает возможности расслабиться, забыть пережитые неприятности. В результате нервность скапливается, и возникает стресс. А условия его возникновения заключаются в том, что не удовлетворяется необходимость в интересной работы и нет возможностей для достижения важной цели - самореализации.

Таким образом, за будь-какими поступками, конфликтами всегда ^ скрываются определенные причины. Понять их - значит понять человека. Прежде чем достичь любой цели, следует сравнить свои возможности и средства, а главное - последствия собственных действий.

Американские психологи Г. Блейк и Дж. Моутон различают определенные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Рассмотрим их.

Стиль конкуренции. Тот, кто его использует, всегда активный и стремится решать конфликт собственным способом. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен к волевых решений, стремится прежде всего удовлетворить собственные интересы за счет других, навязывая свое решение. Такой путь эффективен, когда человек имеет определенную власть. Но это крайне неэффективный метод решения личных конфликтов.

Стиль уклонения используется в ситуациях, когда позиция неустойчива и отсутствует сотрудничество с другими с целью решения проблемы. Этот стиль целесообразно применять, если проблема не очень важна или когда ощущается ошибочность своей позиции и правильность позиции другой стороны конфликта, когда силы неравные или когда другой наделен властью.

Стиль уклонения применяется, если происходит общения с психически сложным человеком и если нет причин поддерживать с ним контакты, а также за попыток принять решение в ситуации, когда не совсем понятно, что нужно конкретно делать, да в этом и нет необходимости.

Стиль приспособления означает, что вы действуете вместе с другим человеком, не пытаясь защищать собственные интересы. Этот стиль применяется, если результаты очень важны для другого человека и не очень существенные для вас. Он полезен в ситуациях, в которых вы можете одержать победу, потому что другой участник конфликта имеет власть. Итак, вы поступаєтесь и делаете то, чего желает оппонент. Вы действуете в таком стиле и тогда, когда сочувствуете другому человеку и пытаетесь поддержать ее.

Благодаря стилю сотрудничества можно принимать активное участие в разрешении конфликта и защищать собственные интересы, но стремиться при этом к сотрудничеству с другими участниками конфликта. Этот стиль требует большей внутренней работы по сравнению с другими стратегиями. Сначала надо выявить стремления, цели, интересы обеих сторон, а затем обсудить их.

Этот стиль наиболее оптимальный, когда обе стороны имеют различные скрытые стремления. В таком случае трудно определить фактор недовольства.

Сущность стиля компромисса заключается в частичном удовлетворении собственных интересов. Вы частично уступаете другим участникам, но и они делают то же самое. Такие действия могут напоминать сотрудничество, но удовлетворения потребностей происходит на поверхностном уровне. Здесь не анализируются скрытые, внутренние потребности.

Важно понять, что каждый из названных стилей эффективен только при определенных условиях. Надо уметь адекватно использовать каждый из них и делать сознательный выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Лучший подход определяется конкретной ситуацией.

Д. Карнеги в своей книге приводит определенные правила для коррекции своего поведения, отказа от того, что мешает в коммуникации, и определение правильной стратегии общения с людьми, умение находить себе друзей.



Назад